Основные элементы принципиальной схемы. К основным элементам схемы относятся ( рис
К основным элементам схемы относятся ( рис. 1 ):
1. L1, L2, L3 – линейные провода питающей сети;
2. НL1 – лампочка сигнальная «Питание на схему подано»;
3. R - пусковые резисторы, для ограничения пускового тока двигателя М1;
4. КК1-КК2 ( в цепи обмотки статора ) – нагревательные элементы тепловых реле;
5. FU1-FU2 – предохранители, для защиты катушки контактора КМ1 от токов короткого замыкания.
6. рU1 – вольтметр, для измерения напряжения сети переменного тока;
7. КМ1 – линейный контактор, для подачи напряжения на схему;
8. SB1 – кнопка «Пуск», для включения контактора КМ1;
9. SB2 – кнопка «Стоп», для отключения контактора КМ1;
10. SB3 - кнопка «Пуск двигателя», для включения контактора КМ2;
11. SB4 – кнопка «Стоп», для отключения контактора КМ2;
12. КМ2 – контактор, для включения двигателя М1 через пусковые резисторы R ;
13. НL2 – лампочка сигнальная «Пуск двигателя через резисторы»;
14. КК1-КК2 ( в цепи катушки КМ2 ) – размыкающие контакты тепловых реле;
15. КТ – реле времени, для создания выдержки времени включения контактора КМ3;
16. КМ3 – контактор, для отключения пусковых резисторов R ;
17. НL3 – лампочка сигнальная «Пуск двигателя закончен»;
18. G – обмотка якоря генератора постоянного тока независимого возбужде
ния, для производства электроэнергии, потребляемой двигателем М2;
19. А1–А2 – выводы обмотки якоря генератора G;
20. рU2 - вольтметр, для измерения напряжения на якоре генератора G;
21. М2 – двигатель постоянного тока независимого возбуждения, для приве-
дение в действие механизма;
22. А3–А4 - выводы обмотки якоря исполнительного двигателя М2;
23. рА1 – амперметр, для измерения силы тока якоря двигателя М2( генера-
тора G )
24. F1–F2 – выводы независимой обмотки возбуждения генератора G;
25. F3–F4 – выводы независимой обмотки возбуждения двигателя М2;
26. QF1, QF2 – автоматические выключатели, для защиты обмоток F1-F2 и
F3-F4 от токов короткого замыкания;
27. R1 – разрядный резистор, для защиты обмотки F1-F2 от перенапряже-
ний;
28. R2-R6 – 5 ступеней резистора, для изменения тока возбуждения генера-
тора G;
29. R7 – настроечный резистор в цепи обмотки F1-F2, для получения необхо
димого значения тока возбуждения генератора G;
30. R8 – экономический резистор в цепи обмотки F3–F4, для уменьшения её
нагрева при работе;
31. R9 – разрядный резистор, для защиты обмотки F3-F4 от перенапряже
ний;
32. R10 – резистор, для настройки необходимого значения тока возбуждения
двигателя М2;
33. рА2 – амперметр, для измерения тока возбуждения генератора G;
34. BR – тахогенератор, для измерения скорости двигателя М2 ( датчик );
35. рn – указатель скорости двигателя М2.
.
Силовая часть схемы
Силовая часть схемы состоит из 3-х электрических машин:
1. М1 – приводного асинхронного двигателя, на одном валу с которым находится генератор G;
2. G – генератор постоянного тока независимого возбуждения;
3. М2 – исполнительный двигатель постоянного тока независимого возбуждения.
Такое сочетание 3-х электрических машин образует систему генератор – двига-
тель.
Обмотки якорей А1-А2 генератора и А3-А4 двигателя соединены последова-
тельно. Это означает, что двигатель М2 получает электроэнергию от отдельного генератора, а не от судовой сети. Поэтому работа двигателя М2 не влияет на судо-
вую сеть и другие двигатели.
Независимые обмотки возбуждения F1 – F2 генератора и F3-F4 двигателя
получают питание от независимой сети постоянного тока напряжением 110 В постоянного тока:
1. обмотка F1-F2 – через контакты К1-К4 реверсивного мостика и резисторы
R2-R7;
2. обмотка F3-F4 – через экономический резистор R8 и настроечный R10;
Номинальные данные электрических машин:
1. приводной двигатель М1:
1. мощность Р = 2,2 кВт ( на валу );
2. линейное напряжение U = 220/380 В;
3. линейные токи I = 8,4 / 4,9 А ;
4. соединение обмоток «звезда» - «треугольник»;
5. чаcтота вращения n = 1450 об/мин;
6. коэффициент полезного действия η = 82,5%;
7. коэффициент мощности cos φ = 0,83;
2. генератор G:
1. мощность Р = 1,4 кВт
2. напряжение U = 110 В;
3. ток I = 8,7 А ;
4. коэффициент полезного действия η = 87%;
5. частота вращения n = 1450 об/мин;
3. двигатель М2:
1. мощность Р = 1,0 кВт ( на валу )
2. напряжение U = 110 В;
3. ток I = 8,7 А ;
4. коэффициент полезного действия η = 83%;
5. частота вращения n = 2850 об/мин.
Особенности электрических машин:
1. частоты вращения приводного двигателя М1 и генератора G одинаковы – 1450 об/мин, т.к. обе машины сидят на одном валу;
2. номинальные напряжения генератора G и двигателя М2 одинаковы, т.к.
генератор G питает электроэнергией двигатель М2;
3. мощности электрических машин возрастают при переходе от двигателя М2 ( 1,0 кВт) через генератор G ( 1,4 квт ) к двигателю М1 ( 2,2 кВт ), что объясняется необходимостью покрытия потерь в каждой электрической машине;
4. общий коэффициент полезного действия ( КПД ) системы равен произве-
дению КПД этих трёх машин:
η = 0,825*0,87*0,83 = 0,595,
т.е. достаточно мал.
Тем не менее эту систему применяют ввиду её достоинств: плавного и в широких пределах регулирования скорости исполнительного двигателя.