Перешагивая через стандарты
Однажды на кафедре гимнастики Центрального института физической культуры в Москве (ныне — Российская государственная академия физической культуры) появилась группа молодых артисток цирка, приглашенная для участия в исследовании особенностей механического равновесия у спортсменов. Надо было видеть, с какой простотой и легкостью девушки работали на свободной проволоке и туго натянутом тросе, на различных специальных подставках, стойках. Стандартное бревно было для них как бы просторной площадкой, где можно было позволить себе почти все, что угодно! Одна из цирковых гимнасток взобралась на брусья разной высоты и стала задумчиво бродить туда и обратно по верхней жерди...
Артистки цирка были превосходными практиками, но на вопросы о методике подготовки не могли ответить достаточно вразумительно. «Как научились? Да как... Работали, много трудились и постоянно трудимся! Стараемся тренировать себя и так вот и этак, чтобы потруднее было, и чтобы не бояться ничего...».
Но постепенно, по ходу исследований все же стала проясняться картина, позволившая сформулировать ряд важных положений, которые должны лежать в основе специальной равновесной подготовки спортсмена46. Не претендуя в этом кратком сюжете на детальное изложение столь сложной проблемы, остановимся здесь на одном важнейшем принципе совершенствования гимнастов и гимнасток (относящемся, разумеется, не только к бревну, но в применении к бревну особенно показательном). Мы условно назовем его «принципом перешагивания через стандарты».
О чем идет речь?
Банально, но факт: трудность упражнений на бревне определяется тем, что площадь опоры ограничена, а сама опора поднята над полом; любое послабление в соответствующих параметрах снаряда сразу упрощает дело: расширение опоры резко снижает требования к точности действий, уменьшает риск ошибок; увеличение длины снаряда позволило бы эффективнее нарастить скорость передвижений вдоль бревна, поднять мощность прыжков; наконец, уменьшение высоты опоры сразу снимает психическую напряженность, дает
Исследования И. И. Розена.
БРЕВНО___________________________________________________________
гимнастке уверенность в работе и т. д. Все это известно, и все это, так или иначе, используется на практике. Любой знает, что все, что нужно освоить на бревне, сначала разучивают на полу, на бревне без ножек, на бревне, укрытом матом и т. д. То есть используется классический принцип доступности обучения с его правилами «от легкого ктрудному», «отпростогоксложному», «от доступного к менее доступному».
Все так. Но до какого уровня тренированности подниматься по этой лестнице трудности? Достаточно ли добраться до освоения главного, целевого, упражнения и удовлетвориться этим?
Казалось бы—да, чего же еще?
Однако, и жизнь в спорте, и исследования говорят, что даже самое уверенное, пусть даже блестящее владение соревновательным упражнением недостаточно надежно, если в навыке нет определенного запаса прочности. Впрочем, и это давно известно в спорте, теоретически обосновано и постоянно используется в тренировочной практике: круги на коне «на количество» — до изнеможения; «крест» на кольцах — 4,6,10 секунд вместо положенных двух; комбинация на вольных упражнениях — дважды, а то и трижды подряд, хотя бл>г вчерне... Трудно в учении — легко в бою!
Это — в соревновательной подготовке, при тренировке на турнирную выносливость, когда всё, в основном, уже разучено и готово к демонстрации на соревнованиях. А как тот же подход применить в обучении?
В принципе — точно так же, но в случае с бревном он высвечивается особенно ярко.
Парис. 156—159 схематически развернуты возможности постепенного наращивания трудности учебных и тренировочных упражнений по принципу «отклонения от стандарта». Так, если менять лишь высоту снаряда (рис. 156), то надо начинать, как водится, с работы на полу (а) , затем постепенно наращивать высоту до нормы, стандарта (б-г), но, не останавливаясь на этом, предлагать гимнастке делать хотя бы отдельные, пусть не самые рискованные (но постепенно все более сложные)
элементы на высоте, большей, чем стандартная (д), включая максимальную (е), под которой можно понимать высоту снаряда, технически и психологически предельную для гимнастки на данном этапе подготовки и мастерства.
Меняя по тому же принципу ширину снаряда (рис. 157), следовало бы начинать с работы на возвышенном, но широком «подиуме» (а), а затем, постепенно достигнув нормы (б-в), не останавливаться на этом и — что очень важно! — пытаться работать на все более узкой опоре, вплоть до опоры типа туго натянутого троса или тонкой доски, поставленной на ребро (г, д).
Изменение рабочей длины снаряда (рис. 158) не очень существенно, если гимнастки тренировались бы на «растянутом» бревне (г), но становится все более ощутимым по мере ее уменьшения (б-в). Наиболее красноречив вариант тренировки равновесия на штыре, опорная площадь которого сокращена до размеров 1 ОХ 10 см (а).
БРЕВНО___________________________________________________________
Приведенные способы отклонения от стандартов умозрительны, но полезны в плане систематизации представлений о стратегии про-грессирования при обучении и совершенствовании на бревне. Условно можно принять, что все учебные задания в этих случаях это то, что используется в процессе приближения к норме, а более трудные задания, выполняемые на еще более высоком, узком и коротком бревне, это уже специальная тренировка.
Что касается реальности, то весьма полезны были бы вспомогательные снаряды, в которых одновременно, так или иначе, варьируются все параметры бревна или того, что его заменяет {рис. 159). Таких варьируемых приспособлений может быть множество, поэтому упомянем для примера лишь наиболее характерные сочетания. Нижняя граница трудности — просто пол (а). Предельная трудность для балансирования «на месте» — высокий шест с точечной опорой, по площади меньше квадратного дециметра (г). Характерные сочетания максимально и минимально выраженных признаков: большая площадь, но на большой высоте (б) или—трос, натянутый на минимальной высоте (в). Все подобные, очень потенциально разнообразные, снаряды для тренировки навыков сохранения устойчивости на усложненной (но жесткой) опоре могут быть чрезвычайно полезными в подготовке гимнасток и непременно должны применяться.
Внимательный читатель поймает автора на упоминании об именно жесткой опоре и спросит: а разве не следует в этом случае тренироваться еще и на какой-нибудь свободной опоре? Вопрос уместный, но об этом — в другом сюжете.