Методические указания к решению задачи 3 курсовой работы для студентов ЗТ-IV
Эскиз магнитной системы машины постоянного тока для одной пары полюсов (рисунок 3.3) следует начертить на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 или 1:2, указав размеры и границы участков магнитной цепи. Окончательно все необходимые размеры определяются после расчета высоты спинки якоря ha, толщины ярма hя, и ширины сердечника главного полюса bm.
Поверочный расчет магнитной цепи заключается в определении МДС обмотки возбуждения на полюс Fв = wвIв, необходимой для создания заданного основного потока . Расчет производится на основе закона полного тока
, (3-21)
cогласно которому линейный интеграл по замкнутому контуру от вектора напряженности магнитного поля равен сумме токов, охваченных контуром интегрирования.
Для расчета магнитную цепь разбивают на отдельные участки: воздушный зазор d, зубцовый слой якоря hZ, сердечник главного полюса с полюсным наконечником hm, спинка якоря La, и ярмо станины Lя.
Принимая значение напряженности поля на каждом участке (кроме зубцов) Hj неизменной вдоль магнитной линии длиной Lj и учитывая, что направление обхода контура на указанных участках совпадает с вектором напряженности поля, интеграл в левой части уравнения заменяют суммой
, (3-22)
где Uмj – магнитное напряжение j-го участка, Hj – расчетное значение напряженности поля на j-ом участке.
С учетом принятых обозначений рисунка 3.3 получим
Uмd+Uмz+Uма+Uмm+Uмя = Fв = wвIв , (3-23)
где Uмd = d¢Hd = d¢Bd/m0; Uмz = hzHzp;
Uмm = hmHm; Uма = LaHa; Uмя = LяHя.
Напряженности поля Нm, На и Ня находят с помощью кривых намагничивания сталей по значениям индукции на соответствующих участках:
Ba = Фа/Sa; Bm = Фm/Sm; Bя = Фя/Sя;
где Фа = Фd/2; Фm = s Фd; Фя = Фm/2; Фd = ВdSd = Bdldbd.
Для определения значений На, Нm и Ня необходимо воспользоваться кривыми намагничивания, приведенными в таблицах П1 и П2 приложения.
Для расчета магнитного напряжения зубцового слоя якоря находят значения магнитной индукции в нижнем (Вz¢3), среднем (Вz¢2) и верхнем (Вz¢1) сечениях зубца.
При Вz¢i 1,8 Тл значения Нzi находят по табл. П1 приложения , а при Вz¢i > 1,8 Тл – по кривым рисунка 3.15, учитывающим вытеснение поля в паз.
Расчет магнитной цепи необходимо выполнить для четырех значений основного магнитного потока: 0,5ФdН; 0,75ФdН; ФdН; 1,25 ФdН.
Рисунок 3.15 Кривые намагничивания сталей 1211, 1212 (к определению магнитного напряжения зубцов машин постоянного тока)
Номинальное значение магнитной индукции в зазоре ВdН выбирается согласно рисунка 3.16.
При решении задачи целесообразно вычислить исходные данные по форме таблицы 3.4, а затем произвести расчет магнитной цепи по форме таблицы 3.5. Расчет рекомендуется сначала произвести для номинального значения потока, а затем для остальных значений Фd. При этом следует учесть и то, что значения индукции в различных участках пропорциональны потоку (Вj=BjH Фd/ ФdН), в то время как напряженности Нj в стальных частях не пропорциональны из-за нелинейности кривых намагничивания ферромагнитных материалов.
Таблица 3.4 - Данные для расчета магнитной цепи
Длина участка lj, мм | Ширина участка bj, мм | Площадь участка sj, | Средняя (расчетная) длина магнитной линии Lj, | Магнитная индукция Bj, Тл | |||
1. Воздушный зазор под главным полюсом | |||||||
- по рисунку 3.16 | |||||||
2. Зубцовый слой якоря | |||||||
КСТ=0,93 | LZ=hZ | ||||||
3. Сердечник главного полюса | |||||||
Lm=hm | Bm ном=1,2-1,6 Тл (задаться) Фmном | ||||||
4. Спинка якоря | |||||||
Sa=lZha | Ва ном=1,3-1,5 Тл (задаться) Фа ном=Фd ном/2 | ||||||
5. Ярмо | |||||||
lя=lm+0,4Da | hя=Фя ном/lяВя ном | Sя=lяhя | p[Da+(d+hm+ +hя)2]/4p+0,5hя | Вя ном=1,1-1,2 Тл (задаться) Фя ном=Фm ном/2 | |||
|
|
Таблица 3.5 – Расчет магнитной цепи
Наименование величин | Значения при | |||
0,5ФdН | 0,75 ФdН | ФdН | 1,25 ФdН | |
Основной магнитный поток Фd, Вб Магнитная индукция в воздушном зазоре Вd , Тл Магнитная индукция, Тл: в верхней части зуба В¢Z1 в средней части зуба В¢Z2 в нижней части зуба В¢Z3 Магнитная индукция, Тл: в сердечнике главного полюса Вm в спинке якоря Ва в спинке ярма Вя Напряженность магнитного поля в зубцовой зоне, А/см: HZ1 (по П.1 или по рисунку 3.15) НZ2 (по П.1 или по рисунку 3.15) НZ3 (по П.1 или по рисунку 3.15) HZP=(HZ1+4HZ2+HZ3)/6 Напряженность магнитного поля стальных участков, А/см: Нm (по П.1) На (по П.1) Ня (по П.1) Магнитное напряжение, А: воздушного зазора, UМd=d¢Вd/m0 зубцовой зоны якоря UМZ=hZHZP полюсов UМm=hmHm спинки якоря UМа=LaHa спинки ярма UМЯ=LЯHЯ МДС обмотки возбуждения на полюс, А, FВ= |
Рисунок 3.16 Зависимость магнитной индукции в воздушном
зазоре от диаметра якоря
По данным таблицы 3.5 строится кривая намагничивания (рисунок 3.17) и определяется коэффициент насыщения кН, который равен отношению МДС обмотки возбуждения FB при Фd= ФdН к магнитному напряжению Uмd, т.е.
кН = FВ/Uмd = ac/ab (3-24)
Рисунок 3.17 Характеристика намагничивания машины
После расчета магнитной цепи выполняется расчет параметров обмотки якоря, который рекомендуется начинать с выбора числа элементарных пазов
в одном реальном uП=K/Z и определения числа коллекторных пластин
К=uПZ , (3-25)
где Z – число пазов (зубцов) якоря, представлено в задании.
Число коллекторных пластин К выбирается из условия, чтобы среднее значение межламельного напряжения ukcp при холостом ходе не превышало 18-22 В. Приняв ukcp= 18 В, получим минимальное число коллекторных пластин
, (3-26)
где UH – номинальное напряжение машины постоянного тока, приведено в исходных данных.
С другой стороны, максимальное число коллекторных пластин Кmax определится диаметром коллектора DК и минимально допустимым значением коллекторного деления tKmin ,
tKmin = bKmin+DКиз ,
где bKmin – минимальная ширина коллекторной пластины;
DКиз - толщина межламельной изоляции.
Приняв DК = 0,7Dа, tKmin = 5мм (bKmin = 4мм, DКиз = 1мм), на
|
|
Кmax = . (3-27)
Таким образом, целые числа uП и К должны удовлетворять условию
Кmin K = uПZ Kmax (3-28)
Определив по (3-26) и (3-27) значения Кmin и Kmax , выбирают числа uП и К согласно условию (3-28), где uП=1,2,3.
Зная К = ZЭ = S, определяют число витков в секции
, (3-29)
где n – частота вращения машины (задана); Еа=UH(1 Ra*) = сEnФdН;
a – число пар параллельных ветвей якорной обмотки;
Ra* - сопротивление цепи якоря в относительных единицах (знак минус – для двигателя, знак плюс – для генератора); Ra*=0,05.
Полученное значение wc следует округлить до ближайшего целого числа. Если полученное значение wc не превышает 4, то на этом выбор чисел uП и К следует считать законченным. В противном случае необходимо взять другие значения uП и К, удовлетворяющие указанным выше требованиям.
Далее определяются шаги обмотки (y1,y2, y) в зависимости от ее заданного типа. Методика определения шагов уже представлена в п.3.1.4.
При uП >1 рекомендуется по технологическим соображениям обмотку выполнять равносекционной, для которой
; (3-30)
, (3-31)
где ц.ч. – целое число;
DeП – укорочение или удлинение шага в долях пазового деления.
Предпочтительными, с точки зрения расхода меди, являются так называемые не перекрещенные обмотки, для которых у простой петлевой обмотки
y = yK= +1, (3-32)
а у простой волновой
y = yK = (3-33)
Определив шаги, составляют таблицу обмотки, которая состоит из ZЭ столбцов и двух строк: верхние цифры (без штрихов) указывают порядковые номера секций и номера элементарных пазов, в которых лежат верхние стороны секций; нижние цифры (со штрихами) указывают номера элементарных пазов, в которых лежат нижние стороны тех же секций.
В тех случаях, когда формула (3-33) дает нецелое значение yK для простой волновой обмотки, прибегают к следующим искусственным приёмам:
а) если и ,
то принимают К=uПZ – 1 (3-34)
Одна секция такой обмотки не присоединяется к коллектору, поэтому она называется обмоткой с «мертвой» секцией;
б) если , но ,
то для (р-1) идущих друг за другом секций принимают шаг по коллектору равным
yK1 = yK2 =….= yK(p-1) = K/p
и одну секцию выполняют с шагом
. (3-35)
Это означает, что после одного обхода коллектора, т.е. после р шагов, происходит сдвиг на одно коллекторное деление влево или вправо от исходной коллекторной пластины, как и у обычной простой волновой обмотки. Такие обмотки называются искусственно замкнутыми. После соединения всех S = K = ZЭ секций такой обмотки конец последней секции оказывается сдвинутым относительно начала первой секции на расстояние двойного полюсного деления. Поэтому для замыкания обмотки применяют специальную перемычку, соединяющую конец последней секции с началом первой.
Пример искусственно замкнутой простой волновой обмотки приведён на рисунке 3.18.
Схема-развертка якорной обмотки представляет собой вид на якорь сверху (полюса находятся над якорем) после разрезания цилиндрической поверхности якоря по образующей и развертывания ее на плоскость.
Рекомендуется схему-развертку выполнять в следующем порядке:
1. На листе миллиметровой или клетчатой бумаги изображают ZЭ элементарных пазов в виде отрезков вертикальных линий – сплошного (слева), который изображает верхнюю сторону, и пунктирного (cправа), изображающего нижнюю активную сторону.
Расстояние между элементарными пазами t1 рекомендуется принять равным 10 мм.
Слева от первого элементарного паза и справа от последнего на расстоянии t1/2 проводят линии разреза, ограничивающие схему-развертку слева и справа.
2. Нумеруют элементарные пазы по порядку, начиная с первого и кончая последним (ZЭ). Эта нумерация является основной нумерацией всех элементов обмотки: номер паза присваивается номеру секции, начало которой лежит в верхнем слое паза, и коллекторной пластине, с которой соединено начало секции. Так как в каждом пазу лежат две активные стороны, то верхнюю сторону обозначают номером паза без штриха, а нижнюю – номером паза со штрихом.
Рисунок 3.18 Таблица (а) и схема-развертка (б) простой искусственно замкнутой волновой обмотки при ZЭ = S = K=21;
yK1 = yK2 = 7; yKЗ = 6; y1 = 3; р = 3
3. Производят разметку положения и нумерацию коллекторных пластин. Для этого посредине между элементарными пазами N1=1 и Nn=1+y1 (рисунки 3.19 и 3.20) проводят вертикальную линию аб, на которой находится вершина верхней лобовой части секции №1.
В случае простой не перекрещенной петлевой обмотки (рисунок 3.19) на этой же линии аб находится граница (изоляционный промежуток) между коллекторными пластинами 1 и 2. Найдя положение пластин 1 и 2, размечают остальные пластины, приняв их ширину tK равной расстоянию между элементарными пазами. В случае простой волновой обмотки для разметки пластин коллектора необходимо найти элементарный паз Nn, в котором лежит начало следующей за первой секции (Nn = N1 + yK = 1 + yK).
Рисунок 3.19 Схема-развертка простой петлевой обмотки
при ZЭ = S = K =18; р = 2; y1 = 4; yK =1
Рисунок 3.20 Схема-развертка простой волновой обмотки при
ZЭ = S = K =19; p = 2; y1 = 4; yK =9
Посредине между пазами (1+y1) и (1+yK) (рисунок 3.20) проводят линию вг, которая делит коллекторную пластину с номером Nn пополам. Найдя положение коллекторной пластины Nn, размечают остальные пластины
Далее соединяют секции друг с другом и с коллекторными пластинами согласно таблице обмотки, изображая восходящие части лобовых частей сплошными линиями и нисходящие – пунктирными. Линии лобовых частей должны заканчиваться на границах развертки. Можно ограничиться изображением лобовых частей лишь для двух полных обходов по коллектору.
В случае простой волновой обмотки с «мертвой» секцией на развернутой схеме изображают, как обычно, все ZЭ элементарных пазов и нумеруют их с первого по последний.
Далее изображают на схеме «мертвую» секцию шириной y1, отступив несколько вправо от первого паза. Затем нумеруют верхние активные стороны, пропустив паз N1, в котором лежит начало «мертвой» секции, и нижние активные стороны, пропустив паз Nn = N1 + y1, в котором лежит конец «мертвой» секции.
После этого соединяют активные стороны в соответствии с таблицей обмотки. Разметку коллекторных пластин производят так, как указано выше, при этом следует учесть, что число коллекторных пластин К на единицу меньше числа элементарных пазов, а коллекторное деление tK = t1ZЭ/(ZЭ-1).
4. Наносят на схему-развертку контуры главных и дополнительных полюсов, определяют положение щеток (на оси главных полюсов), т.е. на расстоянии К/2р коллекторных делений друг от друга. Задавшись направлением вращения (рекомендуется взять против вращения часовой стрелки) и полярностью главных полюсов, определяют полярность щеток и дополнительных полюсов (с учетом режима работы машины).
Для определения полярности щеток необходимо выявить направление ЭДС в какой-либо секции и перенести это направление на схему параллельных ветвей (см. рисунок 3.21). Схема параллельных ветвей представляет собой электрическую схему соединения секций, которые изображаются в виде полуокружностей. Схема показывается для того момента времени, для которого выполнена схема-развертка. Щетки образуют 2а параллельных ветвей и замыкают накоротко секции, проходящие коммутацию.
На рисунке 3.21 а, б для примера показаны схемы параллельных ветвей обмоток, развернутые схемы которых приведены на рисунках 3.19 и 3.20 соответственно.
Рисунок 3.21 Схема параллельных ветвей простых петлевой (а) и
волновой (б) обмоток, показанных соответственно
на рисунках 3.19 и 3.20
3.3.2 Методические указания к решению задач 1, 2 контрольной работы №2 для студентов ЗЭТ – IV
По задаче 1. Перед началом расчета необходимо начертить схему двигателя с обозначением всех элементов
Номинальный момент на валу двигателя определяется по заданным величинам РН и nH,
, где РН [Вт]. (3-36)
Коэффициент полезного действия двигателя
, (3-37)
где Р2 – полезная мощность на валу двигателя;
Р1 – мощность, потребляемая двигателем из сети, Р1 = UHI1.
Для номинального режима работы ток двигателя IH =PН / ŋн UН.. Так как iВН% = (IВН/IН)100% и величина iВН% задана, то можно определить номинальный ток возбуждения IВН.
Имея IH и IВН, по первому закону Кирхгофа определяем номинальный ток якорной обмотки Iaн.
Сопротивления цепи якоря Ra = DPaн/ ; (3-38)
цепи возбуждения RB = UH/IвH. (3-39)
Пренебрегая размагничивающим действием реакции якоря, рассчитать и построить скоростную характеристику n = f(Ia) для значений тока якоря Ia = (0,25; 0,5; 0,75; 1,25)Iaн.Расчет выполняется по формуле
, (3-40)
где Ф = ФН, а сЕФН определяется из этого же уравнения для номинального режима работы. Частота вращения холостого хода
n0 = UH/сEФН. (3-41)
По данным n0, nH и МН построить график естественной механической характеристики n = f(M) (см. п. 3.1.6).
КПД двигателя (3-42)
Суммарные потери в двигателе åDР = DРа+DРВ+DРмех,доб ,
где DРа – потери в якорной обмотке, DРа= ;
DPВ – потери на возбуждение, DРВ = DРВН = UHIВН = const;
DРмех, доб – механические и добавочные потери, DРмех, доб = const.
Принимая механические и добавочные потери неизменными, определить их из условия номинального режима работы двигателя:
(3-43)
. (3-44)
Расчет h = f(Ia) выполняется по формуле
(3-45)
Построить график h = f(Ia)
Пределы изменения частоты вращения двигателя при токе Ia = Iaн и изменении добавочного сопротивления от 0 до 4Ra определяются из условия
,
где åR = Ra + Rдоб.
По задаче 2. Начертить схему двигателя с обозначением всех элементов.
Мощность, потребляемая двигателем из сети, при номинальном режиме работы
Р1Н = Рн+DРан+DРвн+DРм (3-46)
Номинальный ток двигателя IH = P1H/UH. (3-47)
По величинам РН и nH можно определить номинальный момент двигателя
МН = 9,55РН/nH , (3.48)
где РН ( Вт), nн ( об/мин).
Сопротивления обмоток : якоря Ra = ; (3-49)
возбуждения . (3-50)
Для определения частоты вращения якоря при токах Ia = (0,2; 0,4; 0,6; 0,8)Iн необходимо воспользоваться заданной зависимостью ф % = f(iв%),
где iв%= , ф% = , откуда Iв=iв%Iн/100, Ф = ф%Фн/100.
Учитывая, что у двигателя последовательного возбуждения Iа = Iв, для заданных значений тока определить частоты вращения по уравнению
, (3-51)
где каждое значение потока возбуждения ф% соответствует своему значению тока iв%; cEФН определяется из номинального режима,
.
По результатам расчета построить скоростную характеристику n = f(Ia). Используя заданную зависимость Ф% = f(iв%), построить график М= f(Ia) для следующих значений тока Ia = (0,2; 0,4; 0,6; 0,8)Iн.
Принимая МН = сМФНIH, получим сМФН = МН/IH. Тогда при любом режиме работы двигателя (при любом токе Ia)
. (3-52)
Имея графики n = f(Ia) и M = f(Ia), можно построить график механической характеристики n = f(M).
Основное содержание дисциплины
«Электрические машины и преобразователи»