Порядок выполнения работы. 1) Вычислить расчётное значение К.П.Д
1) Вычислить расчётное значение К.П.Д. редуктора.
2) Установить часовые индикаторы. Обеспечить их надёжную фиксацию винтами, отсутствие люфтов и зазоров. Слегка нажимая пальцем на пружины убедиться в чувствительности индикаторов и возврате стрелок в ноль при снятии нагрузок.
3) Установить малое плечо-линейку на винты в торце электродвигателя. Плавно вешая груз на линейку записать в протокол величину плечаlи показания индикатора n. Повторить опыт для 3-4 значений плеча, чтобы исключить погрешность измерений. Вычислить тарировочный коэффициент K1 первой измерительной системы
затем снять плечо-линейку.
K1= S (М1i / n1i) / m ,
где m - число опытов, М1i=G* l1i.
4) Закрепить большое плечо-линейку на тормозном валу. Выполнить тарировку индикатора на выходном валу аналогично п.3. Вычислить средний тарировочный коэффициент K2 второй измерительной системы
K2 =S (М2i / n2i) / m
5) Вычисленные средние значения тарировочных коэффициентов (K1, K2) согласовать с преподавателем.
6) Преподаватель задаёт малое сжатие тормозных скоб, включает установку. Два студента наблюдают показания индикаторов. Процесс динамический, поэтому стрелки колеблются и в протокол следует записывать среднее значение показаний индикатора. Проводится серия не менее чем из трёх опытов с разными величинами тормозной нагрузки. Данные заносятся в протокол эксперимента.
7) Используя полученные тарировочные коэффициенты, вычисляется значение К.П.Д. редуктора для каждого опыта, соответствующее заданной тормозной нагрузке
hi =K2*n2i / (Uч *K1*n1i).
Результаты расчётов заносятся в протокол.
8) Вычислить значение К.П.Д. червячного редуктора как среднее геометрическое значений, полученных в каждом опыте
hред эксп. = (h1*h2*…hn) 1/ n,
-
10) Сравнить расчётное и экспериментальное значения К.П.Д. червячного редуктора. Найти % расхождения результатов.
∆ hред =[(hред расч - hред эксп )/ hред расч ] *100%
11) Оформить протокол лабораторной работы.
12) Отчитаться по работе, для чего предъявить протокол и ответить на все контрольные вопросы.
Контрольные вопросы
1. Из каких деталей состоит червячная передача ?
2. В чём заключаются достоинства червячных передач ?
3. Каковы недостатки червячных передач ?
4. В каком направлении передаётся крутящий момент ?
5. Какой параметр передачи применяется вместо числа зубьев шестерни при определении передаточного отношения?
6. Что даёт применение одно- или многозаходных червяков ?
7. Что такое К.П.Д. любой машины вообще ?
8. Чем отличаются К.П.Д. червячного зацепления и К.П.Д.
червячного редуктора ?
9. Как и почему угол подъема винтовой линии червяка (зависящий от числа заходов) влияет на К.П.Д. червячной передачи ?
10.Как устроена экспериментальная установка ?
11.Зачем на входном и выходном валах установлены плоские
пружины с индикаторами перемещений ?
12.Зачем и как проводится тарировка индикаторов ?
13.Что определяется в результате тарировки ?
14.Через какие физические величины, измеряемые в эксперименте,
вычисляется К.П.Д. редуктора ?
15.Зачем вместо одного измерения проводят серии опытов ?
16.Что принимается за 100% при вычислении погрешности:
экспериментальный или расчётный К.П.Д. ? Почему ?
Литература
1. Иванов М.Н. Детали машин.- М.: Высшая школа,2002.- 390 c.
2. Проектирование приводов машин и механизмов транспортной техники : учебное пособие / А.А. Толстоногов [ и др.] : под ред. А.А. Толстоногова.- Самара : СамГУПС, 2008 . – 228 с.
Приложение
ПРОТОКОЛ
выполнения лабораторной работы.
1. Цель работы:
2.Вычисление расчетного значения КПД зацепления и редуктора
hзац = tg (g) / tg (g+r),
где g- угол подъема винтовой линии,
r - угол трения, r= arc tg (f);
f – коэффициент трения материалов пары червяк –червячное колесо.
g= arc tg (Z1/q),
где Z1 – число заходов червяка;
q -коэффициент диаметра червяка
g= arc tg(___ / ____ ) = _____
Скорость скольжения:
Vs =(3,14 d1 n1 / 60000)/cos (g),
гдеn1 – частота вращения червяка (об/мин);
d1 = q * m - делительный диаметр червяка (мм);
m– стандартный осевой модуль червячного зацепления.
d1 =___*_____=_______ мм
Vs =(3,14* ____ * ______ /60000)/ cos _____ = м/с
Из таблицы 1 выбираем значение угла трения
r = __________
Коэффициент полезного действия червячного зацепления
hзац = tg____ / tg(______ + _______ ) = ______
Расчетный коэффициент полезного действия червячного редуктора
h ред = hзац*hnподш*(1 - Yсмаз)
где: hподш - коэффициент полезного действия пары подшипников (для подшипников качения 0.99);
n – число пар подшипников;
Yсмаз – коэффициент, учитывающийпотери на разбрызгивание и
размешивание смазки, (0.001-0.003).
h ред расч. = ______* _____ * _____ = ______
3.Тарировка измерительных систем.
3.1.Тарировка первой измерительной системы
№ опыта | Плечо l1i | Вращающий момент М1i= G* l1i | Показания индикатора n1i | Тарировочный коэффициент К1i= М1i/ n1i |
Средний тарировочный коэффициент К1=(∑ К1i )/ 3 =(___ +____ +____ )/3= ____ |
3.2.Тарировка второй измерительной системы
№ опыта | Плечо L2i | Вращающий момент М2i= G* l2i | Показания индикатора n2i | Тарировочный коэффициент К2i= М2i/ n2i |
Средний тарировочный коэффициент К2=(∑ К2i )/ 3 =(___ +___ +___ )/3 = ____ |
4.Экспериментальное определение КПД червячного редуктора
Показания 1 индикатора n1 | Показания 2 индикатора n2 | КПД редуктора hред.эксп.= = K2*n2i / (Uч *K1*n1i). | |
Хол.ход | - | ||
i =1 | h1= | ||
i =2 | h2= | ||
i =3 | h3= | ||
Хол.ход | - | ||
Экспериментальное значение КПД редуктора hред эксп. = (h1*h2*h3) 1/ n=3√__*___*___ = |
4. Расхождение расчетного и экспериментального значений КПД
∆ hред =[(hред расч - hред эксп )/ hред расч ] *100%
∆ hред =[(_____ - _______ )/ ______ ] *100%= _____ %
5.Выводы: