Основные санитарно - гигиенические требования к размещению предприятий и к производственным и вспомогательным помещениям морского транспорта

Предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками выделения в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, а также источниками повышенных уровней шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн радиочастот, статического электричества и ионизирующих излучений, отделяются от жилых застроек санитарно-защитными зонами в соответствии с требованиями СН - 245-71.

Площадки для строительства предприятий должны выбираться с учетом аэроклиматической характеристики и рельефа местности, прямого солнечного облучения и естественного проветривания, а также с учетом условий рассеивания в атмосфере производственных выбросов и условий туманообразования.

Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками производственных вредностей, в зависимости от мощности, условий осуществления технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, создаваемого шума, вибраций, - электромагнитных волн радиочастот, ультразвука и других вредных факторов, устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных (селитебных) зон:

класс предприятий:

I – 1000 м; II – 500 м; III – 300 м; IV – 100 м; V – 50 м.

Санитарная классификация предприятий, производств и объектов, являющихся источниками выделения в окружающую среду указанных выше производственных вредностей, и размеры санитарно-защитных зон для них устанавливаются в соответствии с нормативными документами.

При реконструкции предприятий, расположенных в черте населенных пунктов, размеры санитарно-защитных зон для них устанавливаются по совместному решению Министерства охраны здоровья Украины и Госстроя.

Санитарно-защитная зона для предприятий и объектов может быть увеличена при необходимости и надлежащем технико-экономическом и гигиеническом обосновании, но не более чем в 3 раза по совместному решению Главного санитарно-эпидемиологического управления., Министерства охраны здоровья Украины и Госстроя.

Размеры санитарно-защитных зон для отдельных групп или комплексов крупных предприятий I и II классов химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, машиностроительной и других отраслей промышленности и тепловых электрических станций устанавливаются в каждом конкретном случае по совместному решению санитарно-эпидемиологического управления Министерства охраны здоровья Украины и Госстроя.

Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площади.

Территория санитарно-защитной (селитебной) зоны должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом строительства или реконструкции предприятия.

Проект благоустройства и выбор пород зеленых насаждений следует составлять в соответствии с требованиями СНиП 11-М. 1-71 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования». Существующие зеленые насаждения в санитарно-защитной зоне и между предприятиями должны быть сохранены. Со стороны селитебной территории надлежит предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м — не менее 20 м.

На площадке, отведенной для строительства или реконструкции предприятия, предусматриваются участки для спортивных игр и гимнастических упражнений. Для этих целей надлежит, как правило, предусматривать участки с наименьшим загрязнением воздуха и менее подверженных влиянию других вредных факторов, удаленные от главных путей передвижения транспорта.

Все судовые и портовые помещения в зависимости от назначения подразделяются на жилые, общественные, служебные, производственные и грузовые. При их проектировании и сооружении учитываются требования по обеспечению достаточного уровня комфортности для отдыха и труда, безопасности и удобства выполнения служебных обязанностей для членов экипажа и работников порта, безопасности и удобства перевозки грузов, исключению возможности загрязнения судовых и портовых помещений и окружающей среды продуктами перевозимых грузов.

Причалы, площадки, склады, служебно-вспомогательные здания и помещения, санитарно-бытовые устройства должны отвечать требованиям СН 245—71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий», СНиП II-92—76 «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий», РТМ 31.3009—76 «Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий», РД 31.31.37—78 «Нормы технологического проектирования морских портов», а также всех действующих стандартов.

Состояние прикордонной и тыловой территории порта должно удовлетворять следующим требованиям:

- дороги и проходы не должны быть заняты грузами и другими предметами, мешающими свободному проезду транспорта и проходу людей. Дороги, пешеходные дорожки, проезды, переходы и рабочие места должны быть свободными и чистыми;

- для стоянки портовых перегрузочных машин и транспорта должны быть отведены специальные места в стороне от путей, по которым происходит движение транспорта, а также в стороне от железнодорожных путей;

- на каждом причале должны быть оборудованы посты с простейшими средствами для спасения утопающих (спасательные круги с линями длиной 27,5 м и багры), устанавливаемые через 150 метров;

- освещение территории, служебных и бытовых помещений, мест производства погрузочно-разгрузочных работ, дорог, проездов и проходов должно соответствовать нормам искусственного освещения морских портов;

- освещение трюмов, танков, палуб и других судовых помещений, кроме несамоходных судов (барж, лихтеров и др.), осуществляется силами и средствами судов по Нормам искусственного освещения морских судов. Освещение несамоходных судов обеспечивает порт;

- освещение помещений, где есть возможность взрыва или пожара, необходимо осуществлять с помощью светильников (фонарей) во взрывозащищенном исполнении;

- размещение грузов на территории должно осуществляться в соответствии с установленными планами внутрипортовой специализации и с учетом устройства продольного магистрального проезда шириной не менее 6,0 м и подъезда такой же ширины от главной дороги порта;

- размещение грузов вблизи железнодорожных и подкрановых путей должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.009—76;

- в каждом порту разрабатываются и вывешиваются схемы безопасного движения машин безрельсового транспорта применительно к местным условиям с соблюдением норм и правил обеспечения безопасности движения пешеходов и транспорт;

- на дорогах, проходящих по территории порта, и в местах их пересечения устанавливаются дорожные знаки стандартного образца, освещаемые в темное время суток или светоотражающие, а на перекрестках с интенсивным движением — светофоры;

- в морских портах, где имеются железнодорожные пути, разрабатываются инструкции по охране труда, которые утверждаются начальником порта и согласуются с начальником станции. Эти документы определяют взаимоотношения работников железнодорожной станции и эксплуатационных подразделений порта и в них указаны особые приемы и меры безопасности при работе железнодорожного транспорта на территории порта применительно к местным условиям;

- скорость движения железнодорожных составов и локомотивов по территории порта устанавливается начальником порта по согласованию с начальником железнодорожной станции. Указанная скорость у мест производства работ и на неохраняемых переездах должна быть снижена;

- работа локомотивных и составительских бригад организуется в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины, Правилами технической эксплуатации железных дорог Украины, и Законом Украины по охране труда от 14.9.1992 г. и Инструкции, утвержденной начальником порта по согласованию с начальником железнодорожной станции;

- устройство, содержание и эксплуатация железнодорожных путей и расстояния их от строений должны соответствовать Правилам технической эксплуатации железных дорог Украины;

- знаки безопасности, применяемые на территории порта, должны соответствовать ГОСТ 10807—78 и ГОСТ 12.4.026—76;

- в портах, открытых для посещения иностранных судов, надписи запрещающих знаков и указатели проходов и проездов должны быть выполнены на украинском и английском языках;

- в помещениях, трюмах, на складах и т. д., где производятся перегрузочные и другие работы с участием людей, должна быть обеспечена вентиляция, гарантирующая удаление из воздуха вредных примесей до уровня допустимых санитарных норм в соответствии с ГОСТ 12.1.005—76.

Раздел3 ОСНОВЫТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Наши рекомендации