Порядок выполнения лабораторной работы
5.1. Ознакомиться с описанием и конструкцией установки.
5.2. Ознакомиться с инструкцией по технике безопасности.
5.3. Подготовить установку к работе:
1) Опустить гайку 4 в нижнее положение, обозначенное меткой на корпусе установки;
2) Установить в нулевое положение стрелку прибора 16;
3) Закрепить на гайке два груза 5 весом =24,87 Н каждый.
5.4. Произвести замер основных параметров исследуемой винтовой пары и записать их в таблицу протокола.
5.5. Включив установку «вверх», снять показания прибора 16.
5.6. Повторить исследования, увеличив навешиваемый груз на 2 и на 4 .
5.7. Произвести необходимые расчеты согласно полученным данным.
5.8. Составить протокол лабораторной работы по прилагаемой форме, построив график экспериментальной зависимости КПД винтовой пары от осевой нагрузки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
6.1. Какими основными параметрами характеризуется резьба?
6.2. В чем различие резьб винтовых механизмов от крепежных резьб?
6.3. Каково условие самоторможения резьбы?
6.4. От чего зависит КПД передачи винт-гайка?
6.5. Что называется КПД?
6.6. Чему равен КПД?
6.7. Конструкция лабораторной установки.
6.8. Как определяется момент движущих сил в винте при подъеме гайки?
6.9. Назначение передачи винт-гайка.
Разработал доцент С.И. Курсеитов
Рис 4.1. Схема лабораторной установки для определения
коэффициента полезного действия передачи
винт-гайка
ПРОТОКОЛ
Лабораторной работы №5
по курсу «Детали машин»
«Определение КПД передачи винт-гайка»
1. Кинематическая схема передачи винт-гайка
1. Корпус
2. Сменный груз
3. Винт
4. Гайка
5. Муфта
6. Эл.двигатель
7. Маятник
8. Редуктор
2. Исходные данные
Вес тяги маятника G1 =0,21 H
Радиус вращения ц.т. тяги маятника R1 =0,085 м
Вес груза на маятнике G2 =5,1 H
Радиус вращения груза на маятнике R2 =0,16 м
Радиус силового блочка на маятнике R =0,0375 м
Плечо действия силы (радиус блока) в гибкой связи
относительно оси вращения винта l =0,045 м
Угол трения исследуемой винтовой пары
(бронза по стали) при VS=0,1м/с
Вес гайки со стержнями G3=31,1 H
Вес одного сменного груза G4=24,87 H G5=20 H
3. Основные параметры исследуемой винтовой пары
Наименование параметров | Един. изм. | Обозначение | Метод определения | Результат |
Материал винта | сталь | |||
Материал гайки | бронза | |||
Вид резьбы | визуально | |||
Шаг резьбы | мм | Р | эксперим. | |
Число витков (заходов) | z | визуально | ||
Ход винтовой линии | мм | S | ||
Наружный диаметр резьбы | мм | d | эксперим. | |
Внутренний диаметр резьбы | мм | d1 | эксперим. | |
Средний диаметр резьбы | мм | d2 | ||
Угол подъема винтовой линии | град | |||
Теоретический КПД при подъеме гайки |
4. Результаты исследования
Параметры | Ед. изм. | Обознач. | Метод определения | Номер эксперимента | ||
Осевая нагрузка винтовой пары | Н | 80,8 | 120,8 | 160,8 | ||
Угол поворота маятника | град | экспериментально | ||||
Плечо действия силы веса тяги маятника | м | |||||
Момент силы веса тяги маятника | Нм | Т1 |
Плечо действия силы веса груза | м | |||||
Момент силы веса груза | Нм | |||||
Момент движу-щих сил на винте | Нм | |||||
КПД при подъеме |
5. Графики экспериментальной зависимости
0 Fa
6. Сравнение теоретического и экспериментального значения КПД
передачи винт-гайка