Экономические параметры: влияния различных факторов и способы снижения удельного индикаторного и эффективного расходов топлива.
Экономичность действительного цикла оценивается индикаторным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной в цикл с топливом Q1 преобразуется в индикаторную работу . Этот показатель характеризует уровень тепловых потерь в двигателе и с учетом того, что
Таким образом, возрастание любого вида потерь теплоты, будь то потери теплоты при теплообмене заряда с элементами, формирующими внутрицилиндровое пространство (потери в окружающую среду, в основном в систему охлаждения), или потери теплоты, аккумулированной рабочим- телом, покидающим цилиндр в процессе выпуска (потери с отработавшими газами), либо потери, связанные с неполным сгоранием поданного в цилиндр топлива (потери теплоты из-за неполно iu сгорания), вызывает уменьшение .
Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикаторным расходом топлива gt, показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной работы: .
Величина g, обычно выражается в г/(кВт • ч), поэтому в числителе уравнения (1.2) расход топлива задают в размерности
кг/ч, а в знаменателе — кВт, вследствие чего .
Индикаторная работа частично идет на преодоление внешней нагрузки (т. е. применительно к транспортным средствам передается на трансмиссию), где совершает полезную работу Lt , и на преодоление потерь внутри двигателя (механические или внутренние потери) Lмп , состоящие из потерь работы на трение Lтр, на реализацию процессов газообмена Lто ,на привод вспомогательных агрегатов и механизмов Lв , (масляный и водяной насосы, топливоподающая аппаратура дизелей и т. д.).
Уровень механических потерь в двигателе оценивается механическим КПД показывающим, какая доля индикаторной работы преобразуется в эффективную или с учетом того, что
Соответственно совокупные потери в двигателе оцениваются эффективным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной с топливом, преобразуется в эффективную работу
Здесь — среднее эффективное давление (параметр, аналогичный pi). Эффективный крутящий момент двигателя
Мх пропорционален ре, т. е. c.
Общепринятым для оценки экономичности двигателя является параметр, называемый удельным эффективным расходом топлива g„ показывающий, какое количество топлива расходуется на производство единицы эффективной работы:
Все одноименные индикаторные и эффективные показатели . мн тми между собой механическим КПД:
Основными индикаторными показателями двигателя являются индикаторная мощность и соответствующий удельный расход топлива. Эти показатели даже при полной нагрузке двигателя не остаются постоянными и в значительной степени зависят от скоростного режима его работы, так как изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя существенно влияет на характер протекания отдельных процессов цикла.
Повышенный удельный индикаторный расход топлива при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя - результат замедленного сгорания топлива и увеличенной теплоотдачи в стенки по сравнению с оптимальным режимом, а на большой частоте вращения (близкой к максимальной) - в основном результат возрастания насосных потерь.
Наилучшая экономичность (наименьший удельный расход топлива) достигается при работе двигателя на полной нагрузке. При работе на неполных нагрузках индикаторный удельный расход топлива больше, что связано с увеличением относительного количества теплоты, отдаваемой в стенки, насосных потерь, ухудшением условий сгорания из-за увеличения содержания остаточных газов и некоторым переобогащением смеси (в карбюраторных двигателях). Снижение экономичности дизеля по мере уменьшения нагрузки менее заметно и существенно проявляется лишь при работе на малых нагрузках. Это можно объяснить избытком воздуха в цилиндрах дизеля при любых нагрузках, меньшей температурой газов после сгорания в связи с этим, а значит, и меньшими тепловыми потерями в стенки.