Эксплуатационные ограничения
1. Допустимые скорости ветра для запуска (останова) двигателя:
- спереди - 25 м/с
- боковой справа -10 м/с
- боковой слева -15 м/с
- попутный - 8 м/с
2.Время непрерывной работы, мин:
(а) чрезвычайный: до 6 мин. - 1% за ресурс
от 6 мин. до 15 мин. - 0,25% за ресурс (входит в 1%)
от 15 мин. до 60 мин. один раз за ресурс, после чего двигатель и главный редуктор подлежат замене.
(б) взлетный: до 6 мин. - 12% за ресурс
от 6 мин. до 15 мин. - 3% за ресурс (входит в 12%)
(в) номинальный: до 60 мин - 33% за ресурс.
(г) малый газ: до 60 мин.
Примечание: На крейсерских режимах время непрерывной работы
не ограничено.
3.Время между повторными выходами на режимы, работа которых ограничена, после непрерывно отработанного допустимого времени, не менее 5 мин.
4.Температура газов перед турбиной компрессора:
- чрезвычайный – 990°С
- взлетный - 990°С
- номинальный – 955°С
- 1-й крейсерский - 910°С
- 2-й крейсерский - 870°С
- малый газ - 780°С
5. Частота вращения ротора турбокомпрессора двигателя:
- чрезвычайный - 101,15%
- взлетный - 101,15%
- номинальный - 99,0%
- 1-й крейсерский - 97,5%
- 2-й крейсерский - 95,5%
- малый газ - см. рис. 8.2.2.
6. Частота вращения ротора НВ:
(а) не более 20 с:
- на 2 крейсерском режиме и выше - 101%
- на режимах ниже 2 крейсерского - 103%
- в особых случаях - не более двух раз за ресурс до 1 ремонта, или за межремонтный ресурс и не более шести раз за назначенный ресурс - 108%
(б) не более 30 с на переменных режимах в полете - 88%
(в) не более 10 с при отказе одного двигателя, 4 раза за ресурс - 80%
(г) не более 5 с при посадке "с подрывом" НВ не более 4 раз за ресурс - 75%
Примечание:При превышении данных ограничений по п.а) (величины, времени или количества забросов) дальнейшая эксплуатация двигателя допускается только после замены свободной турбины, а главный редуктор подлежит замене.
7. Разница в частоте вращения турбокомпрессоров левого и правого двигателей, не более:
- на номинальном и крейсерских режимах - 2%
- на взлетном режимепри срабатывании регулятора температуры газов - 3%
Примечание:На переходных режимах разница в частоте вращения турбокомпрессоров не регламентируется.
8.Температура масла:
минимальная при запуске - минус 40°С
минимальная для выхода на режим выше малого газа +30°С
минимальная для длительной работы на режимах
от 2-го крейсерского и выше +70°С
нормальная от +80°С до +140°С
максимальная +150°С
9. Давление масла:
- на режиме малого газа – не менее 2 кгс/см2; не более 4,8 кгс/см2 (при Т масла менее 90°С);
- на режимах выше малого газа от 3 кгс/см2 до 4 кгс/см2;
10.Количество масла в маслобаке от 8л до 11л.
11.Количество запусков следующих один за другим – 5.
12.Запуск двигателя обеспечивается при Тнв:
- при Н = 0 м от –60°С до +60°С
- при Н = 4000 м от –60°С до +30°С
13.Время "выбега" ротора турбокомпрессора двигателя с момента закрытия
стоп-крана, не менее:
- 40 сек. до снижения частоты вращения турбокомпрессора до 3% с контролем по указателю частоты вращения
- 50 сек. до полной остановки с визуальным контролем 1 ступени компрессора и на слух.
14.Время охлаждения двигателей на режиме малого газа:
- летом 1 мин.
- зимой 2 мин.
15.Частота вращения НВ на режиме малого газа на земле:
- при одном работающем двигателе – 35%
- при двух работающих двигателях - 45%
16.Давление масла в главном редукторе:
- на режиме малого газа не менее - 0,5 кгс/см2
- на всех режимах, кроме малого газа - от 3 до 4 кгс/см2
- допускается кратковременное (на время до 30 сек.) падение давления в полете при зволюциях до 2,5 кгс/см2
17. Температура масла в главном редукторе:
минимальная при запуске - минус 40°С
минимальная для выхода на режим выше малого газа - минус 15°С
минимальная для длительной работы (более 5 мин.) на режимах
выше малого газа +30°С
нормальная от +50°С до +80°С
максимальная +90°С
18. Время прогрева двигателей на режиме малого газа – не менее 1 мин.
19. Максимальная температура масла в хвостовом и промежуточном
редукторах 110°С
20.Диапазон перенастройки частоты вращения НВ 89 – 99%
НОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ.
Условия (этап) работы и необходимые действия:
1. При подготовке к запуску двигателей необходимо:
а) убедиться, что установлены колодки под колеса главных ног шасси;
б) проверить наличие противопожарных средствоколо вертолета;
в) осмотреть стояночную площадку, которая должна быть очищена от посторонних предметов;
г) снять все чехлы и заглушки, открыть люки, трапы, крышки капотов двигателей и главного редуктора;
д) осмотреть ВСУ, убедиться в чистоте воздухозаборника, в отсутствии подтеков масла и топлива на крышке люка, проверить по масломерному стеклу заправку масла в ВСУ;
е) по масломерным стеклам проверить заправку масла в промежуточном и хвостовом редукторах;
ж) убедиться в чистоте входных устройств ПЗУ и вентилятора, отсутствии льда, снега, инея;
з) осмотреть двигатели и главный редуктор, убедиться в отсутствии течи масла и топлива из агрегатов и трубопроводов, расположенных на них, закрытие и контровку сливных кранов;
и) проверить заправку масла в главном редукторе по масломерному стеклу;
к) убедиться по показаниям манометров в нормальной заправке пожарных баллонов противопожарного оборудования;
л) проверить количество масла в баках двигателей ;
м) закрыть люки, крышки, капоты двигателей и главного редуктора.
2. Перед запуском двигателей необходимо:
а) растормозить НВ, убрать колодки из-под колес, убедиться, что рычаг общего шага находится на нижнем упоре, коррекция влево, рычаги раздельного управления двигателями в среднем положении на защелках, ручка управления находится в положении близком к нейтральному, рычаги управления кранами останова находятся в положении ЗАКРЫТО.
б) дать команду Б/M включить все АЭС и выключатели, необходимые для запуска ВСУ и двигателей: системы запуска, зажигания ВСУ и двигателей, противопожарной системы, гидросистем, триммеров, насосов топливных баков, топливомера, противообледенительной системы, фрикциона, электромуфты, авиагоризонтов, курсовой системы, автопилота, речевого информатора, системы
подвижных упоров, магнитофона, проблескового маяка, переключателя ТРАНСФ. ДИМ ОСНОВ.;
в) убедиться, что выключатели генераторов переменного тока находятся в положении ВЫКЛЮЧЕНО (нейтральное положение).
г) Проверить исправность речевого информатора и качество прослушивания речевого сообщения нажатием кнопки проверки на щитке управления РИ при включенной системе внутренней связи (СПУ);
д) Установить переключатель КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ - ОГНЕТУШЕНИЕ в положение ОГНЕТУШЕНИЕ;
е) Убедиться, что переключатель ЧР на щитке ЭРД находится
в положении ВКЛ.;
ж) Дать команду Б/M проверить работоспособность аппаратуры контроля вибраций, нажав кнопку КОНТРОЛЬ ИВ-500Е, при этом должны загореться табло ЛЕВ. ДВ. ВИБР.ПОВ., ПРАВ. ДВ.ВИБР. ПОВ., и поступить речевое сообщение "Опасная вибрация левого двигателя","Опасная
вибрация правого двигателя";
з.) Дать команду проверить сигнализатор максимальной температуры газов, нажав на кнопку КОНТРОЛЬ 2ИА-6 ЗЕМЛЯ, при этом стрелки указателя должны показать температуру выше максимально допустимой;
и) Путем опроса наземного персонала или личного наблюдения проконтролировать исправность ламп проблескового маяка;
к) Проверить работоспособность системы регистрации параметров, переключатель на щитке САРПП установить в положение РУЧН. и по миганию сигнальной лампы убедиться в работоспособности лентопротяжного механизма.
л) Получить доклад от Б/М и 2/П о готовности к запуску;
м) Включить радиостанцию и запросить разрешение на запуск двигателей;
н) Перед запуском двигателей от ВСУ выключатели РЕЗЕРВ. ГЕНЕР. и ПРОВЕРКА ОБОРУД. должны быть выключены;
о) Запустить ВСУ (см. раздел 8.3.3. РЛЭ).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1)Запуск двигателей и вылет вертолета с неисправной системой регистрации параметров ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
2) Прогрев, опробование двигателей, руление, висение, взлет и посадка на пыльных площадках выполняется с включенным ПЗУ.
Для увеличения взлетной (посадочной) массы вертолета разрешается производить взлет (посадку) с отключенным эжектором ПЗУ,
по усмотрению КВС.
3) Эксплуатацию вертолета на заснеженных аэродромах рекомендуется производить без ПЗУ, при этом обтекатели и сепараторы ПЗУ снимаются и на их место устанавливаются штатные коки и заглушки.
3. Запуск двигателей.
а) Перед запуском подать команду "От винтов", поставить переключатель рода работ в положение ЗАПУСК, переключатель ЛЕВ-ПРАВ на запускаемый
двигатель;
б) Получив доклад "Есть от винтов", нажать кнопку запуска на 1-2 с, после чего перевести рычаг крана останова запускаемого двигателя в положение ОТКРЫТО. Двигатель должен выйти на частоту вращения режима малого газа
за время не более 60 сек. В процессе запуска должны гореть табло АВТОМАТ ВКЛЮЧЕН, СТАРТЕР РАБОТАЕТ.
По окончании цикла работы панели табло АВТОМАТ ВКЛЮЧЕН должно погаснуть через 30 сек., табло СТАРТЕР РАБОТАЕТ при достижении частоты вращения турбокомпрессора 66-67%. В процессе выхода на малый газ и раскрутки НВ, при появлении стуков от ударов центробежных ограничителей свеса лопастей по упорам, КВС небольшими перемещениями ручки управления добиться такого положения, чтобы стуки исчезли;
в) В процессе запуска необходимо следить:
- за напряжением аэродромного (бортового) источника питания;
- за нарастанием давления масла в двигателе и главном редукторе;
- за частотой вращения ротора турбокомпрессора;
- за нарастанием температуры газов перед турбиной двигателя;
- за давлением в гидросистеме;
- за температурой газов ВСУ;
- за давлением воздуха в магистрали запуска;
- за устойчивой работой ВСУ по сигнальным табло ДАВ. МАСЛ. НОРМА, ОБОРОТЫ НОРМА, СТАРТЕР РАБОТАЕТ;
- за отключением воздушного стартера при частоте вращения турбокомпрессора запускаемого двигателя 66-67%.
Примечание:
1) При частоте вращения турбокомпрессора более 45% давление масла в двигателе должно быть не менее 1 кгс/см2.
2) В процессе запуска до частоты вращения ротора турбокомпрессора 60% горит светосигнальное табло ОТКЛ ЭРД ЛЕВ (ПРАВ) ДВИГ.
При обнаружении ненормальных показаний приборов или получении команды наблюдающего, доложить КВС и выключить двигатель:
- закрыть кран останова;
- нажать кнопку ПРЕКРАЩ.ЗАПУСКА
г) После выхода запускаемого двигателя на режим малого газа Б/M проверить параметры его работы:
- частоту вращения ротора турбокомпрессора и температуру газов перед турбиной согласно табл.8.2.2.;
- давление масла в двигателе должно быть не менее 2 кГс/см2;
- давление масла в главном редукторе не менее 0,5 кГс/см2;
д) Установить переключатель ЛЕВ-ПРАВ в положение запуска второго двигателя и произвести егозапуск в аналогичном порядке.
После запуска двух двигателей и выхода их на режим малого газа частота вращения НВ должна быть в пределах 55±10%;
е) Включить ПЗУ, для чего выключатели ПЗУ ДВИГАТ. ЛЕВ(ПРАВ) установить в положение ВКЛ и проконтролировать их включение по загоранию сигнальных табло ЛЕВ ПЗУ ВКЛЮЧЕН, ПРАВ ПЗУ ВКЛЮЧЕН.
Включение ПЗУ сопровождается повышением температуры газов перед турбиной на 10°-15°С, возможно также увеличение частоты вращения
роторов турбокомпрессоров не более чем на 0,5%;
ж) После запуска двигателей ТВЗ-117 ВМ выключить ВСУ, предварительно охладив на режиме холостого хода в течение 0,5-1,0 мин;
Примечание: Если запуск двигателей производится только от бортовых аккумуляторов, то ВСУ не выключать до окончания прогрева двигателей и
выхода на повышенный режим (до частоты вращения НВ выше 88%).
Для питания необходимых потребителей электроэнергией на режиме малого газа включить СТГ-3, установив выключатели РЕЗЕРВ. ГЕНЕР. и ПРОВЕРКА
ОБОРУД. в положение ВКЛ.
з) Во время работы двигателей ТВЗ-117ВМ следить за сигнальным
табло ИВ-500Е измерителя вибраций;
и) В зимних условиях при температуре наружного воздуха ниже минус 40°С двигатели и редуктор перед запуском необходимо подогреть горячим воздухом с температурой не выше +80°С. Время подогрева должно быть равно времени необходимому для подогрева масла в поддоне редуктора до температуры минус 15°С и не ниже минус 40°С в двигателях, но не должно составлять
менее 20 минут.
к) Запуск двигателя необходимо прекратить закрытием крана останова и нажатием кнопки ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА, если происходят следующие отклонения в работе двигателя:
- температура газов перед турбиной компрессора возрастает выше указанной на графике рис.8.2.2.;
- в процессе выхода на режим малого газа прекращается нарастание частоты вращения турбокомпрессора (зависание) на время более 3 сек.;
- отсутствует давление масла в двигателе или в главном редукторе, а также если давление масла в двигателе менее 1кГс/см2 при частоте вращения турбокомпрессора более 45%;
- отсутствует давление в гидравлической системе;
- отсутствует нарастание температуры газов перед турбиной и частоты вращения ротора турбокомпрессора (не происходит воспламенения топлива);
- появляется течь масла, топлива, жидкости АМГ;
- падение напряжения в бортсети в начале запуска ниже 16 В на
время более 1сек;
- из выхлопной трубы выбрасываются языки пламени или дыма;
- при частоте вращения турбокомпрессора запускаемого двигателя 66-67% не произошло отключения воздушного стартера (табло СТАРТЕР РАБОТАЕТ продолжает гореть);
Примечание: Если стартер не отключается - выключите АИ-9В.
- двигатель не выходит на частоту вращения малого газа за время 60 сек.;
- нет раскрутки НВ при достижении частоты вра щения турбокомпрессора двигателя 20-25%;
- ударное включение муфты свободного хода (МСХ), сопровождающееся резким звуком в районе главного редуктора и встряской вертолета;
- давление масла на входе в двигатель при выходе его на режим малого газа менее 2 кГс/см2 или в главном редукторе менее 0,5 кГс/см2;
- возникла необходимость выключения двигателя ВСУ в процессе запуска;
- кратковременное погасание табло СТАРТЕР РАБОТАЕТ;
- подана команда наблюдающего о прекращении запуска.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1) Запускать и останавливать двигатели можно только при скорости ветра, не превышающей величин, указанных в таблице 8.2.2.
2) Повторный запуск разрешается производить только после полной
остановки турбокомпрессора двигателя, а в случае прекращения
запуска из-за невоспламенения топлива или из-за повышения температуры газов - после холодной прокрутки.
3) Запускать двигатель с неисправными приборами контроля его
работы ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4) Повторные запуски разрешается производить только после выявления и устранения причин ненормального запуска, при этом перед последующим запуском сделать холодную прокрутку двигателя (продувку).
5) При наличии льда на входных устройствах двигателей, ПЗУ,
вентилятора, лопастях НВ и РВ, поверхностях и элементах носовой
части вертолета, запускать двигатели ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
6) При температуре наружного воздуха +5° С и ниже, при наличии
тумана, снегопада, дождя или мороси, обогрев двигателей и ПЗУ
включать в ручной режим сразу после запуска каждого двигателя.
7) В условиях сильного порывистого ветра со скоростью 15-25 м/сек., наибольший зазор между раскручивающейся лопастью НВ и хвостовой балкой обеспечивается при установке вертолета таким образом, чтобы он обдувался ветром спереди слева под углом 45°.
8) В случае запуска двигателя с закрытыми пожарными кранами, дальнейшая эксплуатация насоса-регулятора ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
9) ЗАПРЕЩАЕТСЯ до выхода запускаемого двигателя на частоту вращения малого газа переводить цереключатель запуска двигателей в положение ЗАПУСК другого двигателя.
10) При температуре наружного воздуха +5° С и ниже прокрутить роторы компрессора и свободной турбины двигателей вручную не применяя
больших усилий. В случае примерзания лопаток ротора компрессора или при наличии обледенения на деталях двигателя, необходимо прогреть двигатель горячим воздухом с температурой не выше +80°С, используя при этом наземные подогреватели. Горячий воздух подводить в газовоздушный тракт двигателя. После прогрева убедиться в легкости вращения роторов и отсутствии
льда.
11) В процессе запуска ЗАПРЕЩАЕТСЯ сдвигать РУД.
12) При температуре наружного воздуха и масла на выходе из двигателя от минус 30°С до минус 40°С, перед запуском выполнить две холодные прокрутки двигателя с интервалом между прокрутками 3 мин.
4. Прогрев двигателей.
Прогрев, опробование, руление, висение, взлет и цосадку выполнять с включенным ПЗУ.
а) Прогрев двигателей производить на режиме малого газа:
- рычаг общего шага на нижнем упоре;
- коррекция - полностью влево;
- рычаги раздельного управления - в среднем положении на защелках.
б) В процессе прогрева двигателей следить за показаниями приборов контроля работы двигателей. Показания приборов должны соответствовать данным, указанным в табл. 8.2.2.
Примечание:
1) Учет наработки двигателей на режимах ведется по двигателю, работающему на большем режиме, определенному по указателю измерителя режимов.
2) В случае срабатывания системы защиты свободной турбины винта дальнейшая эксплуатация двигателя допускается только после замены свободной турбины.
3) На установившихся режимах допускается колебание параметров по прибору не более:
- температуры газов 25°С;
- частоты вращения турбокомпрессора:
на номинальном и 1 крейсерском ± 0,5 %;
на II крейсерском и ниже ± 0,7 %.
- давление масла ± 0.25 кГс/см2
Время прогрева двигателей на режиме малого газа во всех случаях должно быть не менее 1 минуты.
в) Вывод двигателей с режима малого газа на режим правой коррекции разрешается после достижения температуры масла на выходе из двигателя
+30°С и в главном редукторе не ниже минус 15°С.
г) Проверить работу органов управления и гидросистем на режиме малого газа в следующем порядке:
- поочередно отклоняя ручку управления и педали, убедиться в плавности (без рывков и заеданий) отклонений органов управления. При температуре наружного воздуха ниже минус 30°С, небольшими движениями ручки управления обеспечить прокачку гидравлической жидкости АМГ-10 с
целью ее прогрева;
- убедиться, что при движении органов управления давление изменяется в пределах от 45±3 до 63-73 кГс/см2, давления в дублирующей системе
нет, горит табло ОСНОВНАЯ ВКЛЮЧЕНА;
- для проверки дублирующей системы необходимо выключатель ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВН. перевести в положение ВЫК. и убедиться, что загорается табло ДУБЛИР.ВКЛЮЧЕНА и гаснет табло ОСНОВНАЯ ВКЛЮЧЕНА, быстро нарастает давление в дублирующей системе и при отклонении органов управления изменяется в пределах от 45 ± 3
до 63-73 кГс/см2, давление в основной системе постоянно и сохраняется в этих пределах;
- после проверки дублирующей системы включить основную гидросистему, нажать на 2-3 с кнопку ОТКЛ. ДУБЛИР., убедиться, что загорается табло
ОСНОВНАЯ ВКЛЮЧЕНА, табло ДУБЛИР ВКЛЮЧЕНА гаснет, давление в дублирующей системе падает.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Срывать пломбировку с предохранительного колпачка выключателя дублирующей гидросистемы ГИДРОСИСТЕМА ДУБЛИР. и устанавливать его в положение ВЫК. ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1) В процессе проверки гидросистемы вертолета обратить внимание на частоту перемещения стрелки указателя манометра с 45 ±3 до 63-73 кГс/см2 и обратно. Если нарастание и падение давления в системе происходит мгновенно, то это
будет свидетельствовать в возможном разрушении диафрагмы одного из гидроаккумуляторов этой системы (или об утечке газа). В этом случае
выключить двигатели и КВС дать команду Б/M проверить давление азота в обоих гидроаккумуляторах этой системы.
2) В процессе проверки гидросистемы по работе сигнальных табло убедиться в правильности выдачи соответствующих сообщений речевым информатором.
5. Опробование двигателей.
При опробовании двигателей развернуть вертолет против ветра или под углом до 45° к ветру слева
а) Для проверки работоспособности установлены следующие виды опробования двигателей:
- раздельное опробование двигателей с выходом на режимы вплоть до чрезвычайного, при этом неопробываемый двигатель должен быть выключен или переведен на режим малого газа;
- совместное опробование двигателей до режимов, при котором исключается отрыв вертолета;
- проверка работы двигателей на режимах вплоть до взлетного на висении.
б) Первый вид опробования производится после замены или регулировки агрегатов силовой установки, несущего и рулевого винтов, после выполнения регламентных работ, а также после устранения неисправности, появившейся в полете;
в) Второй вид опробования производится при проверке работоспособности двигателей и их систем в начале летного дня (ночи);
г) Третий вид опробования производится в целях проверки совместной работы двигателей, а также для проверки исправности и работоспособности силовой установки перед каждым полетом.
5.1. При совместном опробовании двигателей с выходом на режим, при котором исключается отрыв вертолета, выполнить следующее:
а) Убедиться, что двигатели и главный редуктор прогреты (температура масла в двигателях не ниже +30°С, в главном редукторе не ниже минус15°С);
б) Проверьте работоспособность ПОС в соответствии с указаниями п.8.12. При этом через 25-40 сек. после ее включения может увеличиться температура газов перед турбиной компрессора (не более чем на 60°С) и частота вращения ротора ТК (не более чем на 2 %);
в) Проверить исправность регулятора СТ ЭРД-ЗВМ для чего:
- установить выключатели ЭРД ЛЕВ, ПРАВ в положение ВКЛ.;
- установить переключатели КОНТРОЛЬ СТ-1- РАБОТА - КОНТРОЛЬ СТ2 в положение КОНТРОЛЬ СТ1;
- плавно повернуть рукоятку коррекции вправо, после чего при минимальном шаге НВ рычагами раздельного управления двигателей увеличить обороты НВ до момента загорания табло желтого цвета ПРЕВ. Пст ЛЕВ. ДВ. и ПРЕВ. Пет ПРАВ. ДВ. на левой приборной доске, загорание табло должно происходить при частоте вращения НВ 91,5±2 %;
- плавно уменьшить частоту вращения НВ на 5-7 % (но не менее 88 %), при этом табло ПРЕВ. Пст ЛЕВ. ДВ (ПРАВ. ДВ) должны гореть;
- установить переключатели КОНТРОЛЬ СТ1- РАБОТА - КОНТРОЛЬ СТ2 в положение РАБОТА, табло ПРЕВ. Пет ЛЕВ. ДВ (ПРАВ. ДВ) должны погаснуть;
- установить переключатели КОНТРОЛЬ СТ1-РАБОТА-КОНТРОЛЬ СТ2 в положение КОНТРОЛЬ СТ2 и произвести проверку аналогично проверке в положении КОНТРОЛЬ СТ1;
- после проверки ЭРД по контуру СТ установить переключатели СТ1, СТ2 в положение РАБОТА.
г) Проверить аппаратуру 2ИА-6 измерения температуры газов двигателей, для чего нажать кнопку КОНТРОЛЬ 2ИА-6 ВОЗДУХ, при этом стрелки указателя работающих двигателей должны переместиться на значение менее 150°С.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
1) Если при проверке исправности контура СТ ЭРД при достижении оборотов НВ 91,5+2% табло ПРЕВ.Пет ЛЕВ. ДВ (ПРАВ. ДВ) не загорится или горит неустойчиво (мигает), эксплуатация двигателя с этим ЭРД до выяснения причины и устранения неисправности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
2) При загорании светового табло ЗАСОР.ТФ ЛЕВ. ДВ.(ПРАВ. ДВ) в процессе опробования, опробование прекратить и выключить двигатели.
г) проверить диапазон перенастройки частоты вращения НВ, для чего:
- установить рычаг общего шага по УШВ 3°, коррекция «правая», температура масла в главном редукторе не менее +30°С;
- отклонить переключатель перенастройки на рычаге общего шага вниз и после прекращения изменения оборотов НВ по указателю проверить их величину: частота вращения должна составлять 91+2%;
- отклонить переключатель вверх и убедиться, что частота вращения НВ составляет 96-99%. Если верхний предел оборотов НВ не будет достигнут,
необходимо прогреть масло в главном редукторе до +40°С- +60°С, и повторить проверку;
- после проверки диапазона перенастройки установить переключателем частоту вращения НВ 94-95% и отклонить рычаг общего шага вниз до упора;
д) Увеличить мощность двигателей до режима, при котором исключается отрыв вертолета, путем перемещения рычага общего шага вверх, убедиться в плавном перемещении рычага общего шага и в исправной работе гидравлической муфты его расстопаривания;
е) Убедиться, что при перемещении рычага общего шага вверх происходит увеличение режима работы двигателей;
ж) Установить рычаг общего шага вниз до упора ибедиться, что режим работы двигателей установился, проработать на этом режиме 1 мин, запомнить значение частоты вращения турбокомпрессоров на этом режиме и повернуть рукоятку коррекции в крайнее левое положение и проконтролировать параметры работы двигателей на режиме малого газа;
з) Произвести проверку частичной приемистости двигателей. Частичная приемистость двигателей проверяется с режима малого газа до частоты вращения на 1-1,5 % ниже правой коррекции, для чего:
- плавным переводом двигателей на режим, соответствующий правой коррекции, зафиксировать частоту вращения турбокомпрессора;
- перевести двигатели на режим малого газа и вновь ввести правую коррекцию за время 1-2 сек., замерив время с момента начала перемещения коррекции вправо до достижения частоты вращения турбокомпрессора на 1-1,5 % ниже
оборотов правой коррекции, при этом температура газов не должна превышать значений, указанных на графике рис.8.2.7.
Время частичной приемистости должно находиться в пределах 3-6 сек.
и) Контроль режимов двигателей производить по указателю измерителя режимов ИР-117М:
ВЗЛЕТНЫЙ РЕЖИМ - боковой индекс находится выше центрального индекса "Н", НОМИНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - боковой индекс находится выше центрального индекса "К" до положения напротив индекса "Н", КРЕЙСЕРСКИЙ РЕЖИМ - боковой индекс находится напротив или ниже центрального индекса "К". При опробовании двигателей особое внимание
обращать на поведение вертолета и отклонением органов управления удерживать его на месте.
л) При опробовании двигателей в условиях возможного обледенения (температура наружного воздуха +5°С и ниже при наличии тумана, снегопада, дождя или мороси) необходимо после выхода на малый газ вручную включить противообледенительную систему каждого двигателя. После прогрева двигателей до температуры масла на выходе из двигателей не ниже +30°С и температуры масла на входе в редуктор не ниже минус 15° С дальнейшую работу производить при частоте вращения турбокомпрессора не ниже 80%.
ВНИМАНИЕ. При работе двигателей на земле с частотой вращения турбокомпрессоров менее 80% продолжительностью более 5 мин. в условиях
возможного обледенения, необходимо выключить двигатели, осмотреть воздухозаборники и ПЗУ, стойки, коки и входные направляющие аппараты и
удалить лед (при его наличии) в соответствии с указаниями, изложенными в РЛЭ вертолета.
м) Б/M в процессе опробования двигателей следить за показаниями приборов контроля работы силовой установки, которые должны соответствовать данным, указанным в эксплуатационных ограничениях табл. 8.2.2. РЛЭ. В случае появления отклонений, немедленно докладывать об этом КВС.
5.2. Раздельное опробование двигателей.
Для раздельного опробования двигателей с выходом на взлетный и чрезвычайный режим вертолет загрузить до веса не менее 13500 кГс:
- на режиме правой коррекции перевести рычаг раздельного управления непроверяемого двигателя вниз до упора и убедиться в том, что второй
двигатель вышел на повышенный режим;
- рычагом общего шага увеличить режим работы двигателя до взлетного и далее до чрезвычайного, режимы контролировать по температуре газов и по частоте вращения турбокомпрессора (температура должна быть не более 990° С, а частота вращения турбокомпрессора не более 101%), при выходе двигателя на чрезвычайный режим загорится табло ЧР ЛЕВ. ДВ. (ЧР ПРАВ. ДВ.);
Загорание светового табло ОГР Птк,Тг ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ) ДВ. свидетельствует о выходе двигателя на режим ограничения по температуре газов перед турбиной или по частоте вращения ротора турбокомпрессора.
- уменьшить общий шаг до минимального;
- рычаг раздельного управления непроверяемого двигателя установить в среднее положение на защелку;
- аналогично выполнить проверку второго двигателя.
6. Проверка авиационного оборудования.
Проверку авиационного оборудования можно производить:
- от аэродромного источника переменного тока;
- от генератора СТГ-3 двигателя АИ-9 (ВСУ);
- от генераторов переменного тока после их подключения.
Примечание: При работе двигателя ВСУ от его генератора СТГ-3 возможна проверка оборудования, за исключением ПОС НВ и РВ, ПОС ПЗУ, стекол,
контурных огней, авиагоризонтов, курсовой системы, автопилота, измерителя путевой скорости и угла сноса, астрокомпаса, системы подвижных упоров, автоматического радиокомпаса.
Ввиду ограниченной мощности (3КВт) стартер-генератора СТГ-3, проверку от него можно производить только поочередно. Величина тока СТГ-3 при
включении оборудования не должна превышать 100А.
Для проверки оборудования выключатели РЕЗЕРВ. ГЕНЕР. и ПРОВЕРКА ОБОРУД последовательно поставить в положение ВКЛ. Переключатели
"ПО 115" и "ПТ 36" поставить в положение РУЧНОЕ.
а) Для проверки авиационного оборудования от генераторов переменного тока необходимо:
- на режиме правой коррекции при оборотах НВ не ниже 88% дать команду Б/M произвести контроль исправности системы нажатием переключателей ГЕНЕРАТОРЫ в положение КОНТРОЛЬ, при этом за время не более 10 сек. должны погаснуть табло ГЕНЕPAT I ОТКАЗАЛ, ГЕНЕРАТ II ОТКАЗАЛ. После отпускания переключателей эти табло должны загореться вновь.
- для включения системы переменного тока сначала установить переключатель ГЕНЕРАТОРЫ II в положение ВКЛ, после погасания табло ГЕНЕРАТ II
ОТКАЗАЛ установить переключатель ГЕНЕРАТОРЫ I в положение ВКЛ, после погасания табло ГЕНЕРАТ I ОТКАЗАЛ. установить выключатель АЭР ПИТАНИЕ в положение ВЫК.;
- переключатели резервных источников "ПО 115" и "ПТ 36" установить в положение АВТОМАТ.;
- выключатели ВЫПРЯМИТЕЛИ I, II, III установить в положение ВКЛ.;
- включить все пилотажно-навигационное и радиоэлектронное оборудование, необходимое для предстоящего полета и проверить его работу
(см. раздел 8.14.-8.16).
б) Произвести проверку системы подвижных упоров (см. раздел 8.8. РЛЭ);
в) Проверить исправность обогрева ПВД, нажав кнопку КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА ПВД. При исправной системе обогрева загорается табло ОБОГРЕВ ИСПРАВЕН.
7. Останов двигателей.
Для останова двигателей необходимо:
а) Выключить все потребители электроэнергии, за исключением пожарных кранов, противопожарной системы, приборов контроля силовой установки;
б) Выключить выпрямители, генераторы переменного тока;
в) Установить рычаг общего шага в крайнее нижнее положение;
г) Убрать коррекцию полностью влево;
д) Охладить двигатели на режиме малого газа в течение 1-2 мин летом
и 2-3 мин зимой;
е) Установить ручку управления примерно на 1/3 хода на себя;
ж) После охлаждения двигателей дать команду Б/М "ВЫКЛЮЧИТЬ ДВИГАТЕЛИ";
з) Остановить двигатели с режима малого газа переводом рычагов кранов останова в крайнее заднее положение ОСТАНОВ. ДВИГ. ЛЕВ. ПРАВ.;
и) прослушать, нет ли посторонних шумов и убедиться, что время выбега роторов турбокомпрессоров до частоты вращения компрессора по указателю 3% не менее 40 сек.;
к) Затормозить НВ, который установить так, чтобы ни одна лопасть не находилась над хвостовой балкой и стабилизатором;
л) После полной остановки роторов двигателей закрыть топливные пожарные краны;
м) выключить топливные насосы;
н) выключить все АЭС и выключатели кроме выключателя дублирующей гидросистемы (под колпачком);
о) переключатель на щитке САРПП установить в положение АВТОМ;
п) Выключить аккумуляторы.
8. Останов двигателя в полете (в учебных целях).
Для останова двигателя в полете необходимо:
а) Перевести рычаг раздельного управления выключаемого двигателя вниз до упора;
б) Включить ВСУ;
в) Убедиться в увеличений режима работы другого двигателя и возможности выполнения горизонтального полета;
г) через 1 мин работы на режиме малого газа закрыть кран останова двигателя. 9. Запуск двигателя в полете.
Запуск двигателя в полете с учебной целью разрешается производить до высот не более 4000 м.
Перед запуском необходимо:
- убедиться в нормальной работе ВСУ;
- убедиться, что рычаг раздельного управления запускаемого двигателя находится на нижнем упоре;
- установить скорость 120 км/ч;
- убедиться, что ротор турбокомпрессора запускаемого двигателя вращается (авторотирует) и частота вращения не превышает 7%;
- убедиться, что переключатель РЕЗЕРВ. ГЕНЕР. находится в
положении ОТКЛ.;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если компрессор не авторотирует (стрелка стоит на отметке 0), необходимо переключатель ЗАПУСК-ПРОКРУТКА установить в положение ПРОКРУТКА и нажать кнопку ЗАПУСК на 2-3 сек. Если стрелка не стронулась с отметки 0 в течение 5 сек., необходимо нажать кнопку ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА, охладить двигатель 2 мин и повторить прокрутку двигателя.
Если при повторной прокрутке стрелка не стронулась с отметки 0, запуск двигателя не производить, продолжить полет с одним работающим двигателем и произвести посадку.
- после выхода запускаемого двигателя на режим малого газа установить рычаг раздельного управления в среднее положение на защелку;
- проверить положение коррекции (довернуть вправо до упора);
- проверить частоту вращения несущего винта, которая должна быть 95±2%;
- установить заданный режим полета;
- выключить ВСУ.
10. Проверка чрезвычайного режима работы двигателя в полете.
Для проверки чрезвычайного режима работы двигателя в полете необходимо:
- перед выполнением проверки убедиться, что взлетный вес вертолета находится в пределах 11100-12000 кГс;
- на земле выполнить поочередное опробование двигателей с выходом на максимально возможный режим, исключающий отделение вертолета от земли. Убедиться в нормальной работе двигателей на указанном режиме;
- выполнить взлет и набор высоты 200 м. Установить скорость горизонтального полета 140-160 км/ч;
- в режиме горизонтального полета на высоте 200 м, медленно,
за время 7-10сек., перевести рычаг раздельного управления непроверяемого двигателя на нижний упор (малый газ) и убедиться, что второй двигатель при этом вышел на повышенный режим.
Примечание: Если при дросселировании одного из двигателей режим второго не увеличивается (вертолет теряет высоту), необходимо плавно перевести рычаг раздельного управления задросселированного двигателя в среднее положение на защелку, выполнение задания прекратить и произвести посадку.
- перевести вертолет в разгон без потери высоты до выхода двигателя на чрезвычайный режим. Чрезвычайный режим контролировать по загоранию
табло ЧР ЛЕВ.(ПРАВ.) ДВ. При частоте вращения НВ 92-94% частота вращения турбокомпрессора должна быть не выше 101% и температура газов перед турбиной не более 990°С. Время полета на чрезвычайном режиме должно быть не более 30 сек.
- Б/M записать основные параметры, характеризующие работу двигателя: частоту вращения НВ, турбокомпрессора, температуру газов перед турбиной, значение общего шага, режим по указателю ИР-117;
- уменьшить скорость полета вертолета до 140-160 км/ч;
- плавно перевести рычаг раздельного управления задросселированного двигателя в среднее положение на защелку;
- проверить положение коррекции (довернуть вправо до упора);
- аналогично произвести проверку чрезвычайного режима второго двигателя.
- после посадки определить соответствие параметров чрезвычайного режима, согласно табл.8.2.2.
11. Холодная прокрут ка двигателя.
Выполнение холодной прокрутки аналогично выполнению запуска, но без подачи топлива в двигатель, при этом переключатель ЗАПУСК-ПРОКРУТКА-ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК устанавливается в положение ПРОКРУТКА и не открывается кран останова.
Холодная прокрутка двигателя производится для:
- проверки воздушного стартера;
- заполнения маслосистемы после установки двигателя или замены масла;
- продувка газовоздушного тракта двигателя после неудавшегося запуска;
- охлаждение двигателя, если температура газов превышает 150°С перед повторным запуском или после его останова;
В процессе холодной прокрутки проследить, чтобы:
- давление масла Рм в двигателе было не менее 0,5 кгс/см2;
- в двигателе не было посторонних шумов;
- частота вращения Птк была не менее 20%.
Выполнение ложного запуска двигателя аналогично выполнению запуска, но без включения системы зажигания. При этом переключатель ЗАПУСК -
ПРОКРУТКА - ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК устанавливается в положение ЛОЖНЫЙ ЗАПУСК. Если производился ложный запуск, то перед запуском двигателя необходимо произвести холодную прокрутку.
12. Ложный запуск двигателя.
Ложный запуск производится для:
- расконоервации и консервации топливной системы двигателя;
- проверки герметичности трубопроводов топливной системы двигателя;
- проверки подачи топлива в камеру сгорания.
В процессе ложного запуска проследить, чтобы:
- давление масла Рм в двигателе было не менее 0,5 кгс/см2;
- в двигателе не было посторонних шумов;
- из выхлопного патрубка выбрасывалось топливо.
13. Прекращение запуска двигателя.
Для прекращение запуска двигателя необходимо:
- закрыть кран останова;
- нажать кратковременно на кнопку ПРЕКРАЩ. ЗАПУСКА.
14. Аварийный останов двигателя при его опробовании.
Для аварийного останова двигателя при опробовании на любом режиме необходимо выключить двигатель краном останова (см. п.8.2.4.)
15. Контроль работы двигателя перед рулением.
Перед рулением необходимо убедиться, что:
- двигатели выведены на режим правой коррекции, показания всех приборов нормальные;
- включена ПОС двигателей и ПЗУ в ручной режим при температуре наружного воздуха +5° С и ниже, при наличии тумана, снегопада, дождя или мороси .
16. Контроль работы двигателей на висении.
Перед отделением вертолета от земли убедиться, что:
- рычаг общего шага находится внизу на упоре;
- частота вращения НВ составляет 94-95%;
- показания приборов контроля двигателей нормальные;
Примечание:Перемещение рычага общего шага для отделения вертолета от земли и набора заданной высоты висения (5-10 м) производить плавно, за время не менее 5-6 сек.
На висении определить режим работы двигателей и убедиться в том, что:
- имеется запас мощности двигателей для выполнения взлета;
- разнорежимнрсть работы двигателей и колебания стрелок приборов контроля их работы не превышают допустимых значений;
- сохраняется заданная частота вращения НВ.
17. Эксплуатация двигателей на взлете.
При выполнении взлета необходимо:
- изменять мощность двигателей и действовать органами управления плавно, не допуская резкого уменьшения частоты вращения НВ;
- после взлета и набора высоты 100 м выключить ПЗУ.
18. Эксплуатация двиателей при наборе высоты и при горизонтальном полете.
Набор высоты производить на номинальном режиме работы двигателей или при необходимости на других режимах, а горизонтальный полет в зависимости от полетной массы и высоты полета – во всем диапазоне допустимых скоростей.
При достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет, для чего ручкой управления установить необходимую скорость горизонтального полета, одновременно рычагом общего шага установить режим работы двигателей, соотвествующий скорости полета.
19. Эксплуатация двигателей на переходных режимах полета.
При выполнении переходных режимов полета автоматическое сохранение частоты вращения НВ в диапазоне 95-92% обеспечивается только при
определенном темпе перемещения рычага общего шага, а именно:
- вверх по времени не менее 5 сек. от значения общего шага 1-3° до шага, соответствующего взлетному режиму;
- вниз не быстрее 1°сек. при любом исходном значении общего шага.
20. Дросселирование одного двигателя в полете (в учебных целях).
Для полета с одним задросселированным двигателем (в учебных целях) необходимо:
- убедиться, что выключатели ЧР на пульте управления ЭРД находятся в положении ЧР;
- перевести рычаг раздельного управления дросселируемого двигателя в положение малого газа и убедиться в том, что второй двигатель вышел на повышенный (вплоть до ЧР) режим работы;
- убедиться в возможности горизонтального полета на режиме не выше номинального;
- после выполнения задания плавно, не допуская ударного включения муфты свободного хода, перевести рычаг раздельного управления задросселированного двигателя в среднее положение, на защелку и установить необходимый режим полета.
21. Эксплуатация двигателей при выполнении посадки.
Перед заходом на посадку необходимо:
- включить ПЗУ двигателей;
- установить необходимую частоту вращения НВ.
22. Эксплуатация двигателей в условиях обледенения.
ПОС двигателей и ПЗУ на всех этапах полета включать в ручной режим перед входом в условия возможного обледенения (температура наружного воздуха +5°С и ниже при наличии облачности, тумана, снегопада, дождя или мороси).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При запоздалом включении ПОС ПЗУ и двигателей не
исключается возможность останова двигателей из-за сброса в них льда, накопившегося на ПЗУ, воздухозаборнике и элементах двигателя.
(См. также п. 8.12.).
РАЗДЕЛ 9. ПРИЛОЖЕНИЯ.
9.1. Инструкция для наземной бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске.
9.2. Инструкция по применению устройства для спуска людей и грузов с вертолета.
9.3. Инструкция по подъему и спуску груза с борта вертолета на режиме висения с помощью бортовой стрелы.
9.4. Инструкция по заправке вертолета топливом.
9.5. Загрузка вертолета.
9.6. Измерение тяги НВ.
9.7. Инструкция по устранению несоконусности вращения лопастей НВ.