Силы, действующие в зацеплении.
Мощности передаваемые валами
N1 = Nтрη1η3 = 43,4∙0,99∙0,995 = 42,8 кВт
N2 = N1η2η3 = 42,8∙0,97∙0,995 = 41,3 кВт
1.6. Крутящие моменты:
Т1 = N1/w1 = 42,8·103/308,5 =138,7 Н·м
Т2 = T1uη2η3 =138,7·2,5·0,97·0,995 =334,8 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Вал | Мощность кВт | Число оборотов об/мин | Угловая скорость рад/сек | Крутящий момент Н·м |
Быстроходный | 42,8 | 308,5 | 138,7 | |
Тихоходный | 41,3 | 123,4 | 334,8 |
2. Расчет закрытой конической передачи
Выбор материалов зубчатой пары и допускаемые напряжения
принимаем сталь 40ХН:
колесо термообработка – улучшение НВ265;
шестерня термообработка – улучшение НВ280.
Допускаемые контактные напряжения
[σH] = (2HB+70)KHL/[SH]
где [SH] = 1,1 – коэффициент безопасности [1 с.33]
KHL = 1 – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации
где NH0 = 1,0·107 – базовое число циклов перемены напряжений
NHE - эквивалентное число циклов перемены напряжений
Полное число часов работы передачи за расчетный срок службы
t = 4·300·3·7 = 25200 час
где 4 – срок службы в годах;
300 – число рабочих дней в году;
3 – число смен за сутки;
7 – длительность смены в часах;
NHE = 60tn = 60∙1178·25200 = 178∙107
КHL = (1,0·107/178,0·107)1/6 = 0,484 → КHL = 1,0
[σH] = (2·265+70)1/1,1 = 545 МПа
Допускаемые напряжения изгиба
[σF] = 1,8HBKFL/[SF]
где [SF] – коэффициент безопасности
[SF] = [SF] `[SF]`
где [SF]` = 1,75 – коэффициент нестабильности свойств материала
[SF]`` = 1 – коэффициент способа получения заготовки [1c44]
[SF] = 1,75·1,0 = 1,75
KFL – коэффициент долговечности
= (4·106/178,0·107)1/6 = 0,362 → KFL = 1,0
NF0 = 4·106 – базовое число циклов нагружений
шестерня
[σF]1 = 1,8·280·1,0/1,75 = 288 МПа
колесо
[σF]2 = 1,8·265·1,0/1,75 = 273 МПа
2.2. Внешний делительный диаметр колеса:
где Кd = 99 – для прямозубых передач [1c.49]
ψbR = 0,285 – коэффициент ширины венца
КНβ = 1,5 – при консольном расположении колес [1c.32]
de2 = 99[334,8∙103∙1,3∙2,5/(5452(1 – 0,5∙0,285)2∙0,285)]1/3 = 270 мм
Принимаем по ГОСТ 12289-76 de2 = 280 мм [1c.49].
Число зубьев.
Примем число зубьев шестерни z1 = 20,
число зубьев колеса: z2 = z1u1 = 20×2,5= 50
Основные геометрические размеры передачи
Внешний окружной модуль:
me = de2 / z2 = 280/50 = 5,60 мм
Углы делительных конусов:
сtgd1 = u1 = 2,5 ® d1 = 21,80°,
d2 = 90o – d1 = 90o – 21,80° = 68,20°.
Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b:
= 0,5×5,60(202 + 502)1/2 = 150 мм,
b = ybR × Re = 0,285×150 = 42 мм.
Среднее конусное расстояние
Rm = Re – 0,5b = 150– 0,5·42 =129,0 мм
Внешний и средний делительный диаметры шестерни:
de1 = me × z1 = 5,60×20 =112,0 мм,
d1 = de1Rm/Re =112,0·129,0/150 = 96,32 мм.
Средний окружной модуль:
m = d1/z1 = 96,32/20 = 4,8 мм.
Средний делительный диаметр колеса:
d2 = mz2 = 4,8×50 = 240 мм.
Коэффициент ширины шестерни:
ybd = b/d1 = 42/96 = 0,44.
Средняя окружная скорость.
V = pd1n1/6×104 = p×96×2946/6×104 =14,81 м/с.
Принимаем 7 – ую степень точности.
Силы, действующие в зацеплении.
- окружная Ft = 2T1/d1 = 2×138,7×103/96 =2890 Н
- радиальная для шестерни, осевая для колеса
Fr1 = Fa2 = Ft tgacosd1 =2890tg200×cos21,80° = 976 H
- осевая для шестерни, радиальная для колеса
Fa1 = Fr2 = Ft tgasind1 = 2890tg200×sin21,80° =390 H
Проверяем мощность на быстроходном валу
N1 = vFt1 = 2890∙14,81 = 42801 Вт
2.7. Расчетное контактное напряжение:
ZH = 2,49 – коэффициент формы сопряженных поверхностей [2c.34];
ZE = 190 МПа0.5 – коэффициент механических свойств материалов [2c.35];
υН = 0,85 – коэффициент понижения нагрузочной способности [2 c.70]
Zε – коэффициент суммарной длины контактных линий
Ze = [(4 - ea)/3]0,5 = [(4 - 1,707)/3]0,5 = 0,874
при z1 = 20 ® zV1 = 20/cos21,80° = 21,5
при z2 = 50 ® zV2 = 50/cos68,20° = 135
ea = [1,88 – 3,2(1/zV1 + 1/zV2)] = [1,88 – 3,2(1/21,5+1/135,0)] = 1,707
Уточняем коэффициент нагрузки:
KH =KA· KHa × KHb × KHV = 1,2·1,0×1,16×1,37 = 1,91
где KHa = 1,0 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями [2c. 33],
KHb = 1,16 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца при ybd = 0,44 [2c. 30],
KHV = 1,37 – динамический коэффициент при V =14,81 м/с. [2c. 29].
KНА = 1,2 – коэффициент внешней динамической нагрузки [2c.28]
σН = 2,49·190·0,874{2890×1,91[(2,502+1)]1/2/(0,85·42×2,50·96,0)}1/2 = 544 МПа
недогрузка (545 – 544)100/545 = 0,2% (допустимо 5%)
Расчет при действии максимальной нагрузки
sНmax = sH
T1max/T1 = 1,7 – коэффициент перегрузки
σHPmax = 2,8σт = 2,8·590 =1652 МПа
sНmax = 544·1,70,5 = 709 МПа < sНPmax =1652 МПа
следовательно, нормальная работа передачи при максимальных нагрузках обеспечена