Понятие и классификация организации.
История менеджмента.
Организация как объект менеджмента.
1. Понятие и классификация организации;
2. Организационно-правовые формы;
3. Законы и динамика развития.
Понятие и классификация организации.
Организация – это объединение людей, которые действуют на основе определенных правил и процедур, а так же совместно реализуют общую цель.
Организацию можно рассматривать в двух аспектах:
1. В статистике - как некоторое целостное образование:
a. Социальные;
b. Экономическое;
c. Техническое;
d. Материальное.
2. В динамике - как процесс:
a. Упорядочение элементов;
b. Формирование и поддержание целостности вновь создаваемых или функционирующих объектов;
Современная организация это динамично развивающаяся система, которая имеет социально-экономическую природу. Таким образом организация – социальное образование, которое создано для решение задач:
· Хозяйственных;
· Коммерческих;
· Некоммерческих.
Организации классифицируются по следующим признакам:
1. Статус:
a. Формальная – организация, которая обладает правом юридического лица, цель и деятельность которой регламентированы нормативными актами и учредительными документами, так же имеет четко определенные: структуру, иерархию, статус, полномочия, ответственность, члены организации выполняют официально сформулированные задания на достижение поставленной цели, во главе стоит формальный руководитель (официально избранное лицо);
Основными признаками являются:
· Направленность на достижение поставленных целей;
· Наличие правовой и нормативной основ деятельности;
· Определенное структурное построение;
· Постановка и регламентация задач работников всех уровней;
· Наличие необходимой ресурсной базы;
· Внутренняя упорядоченность и организованность всех производственных процессов;
· Внутренняя среда, которая сформирована совокупностью внутренних переменных организации;
· Внешняя среда;
· Организационная культура, как совокупность ценностей, принципов и норм, которые позволяют идентифицировать организацию во внешней среде, добиться эффективной внутренней организации.
b. Неформальная – группа людей, которые объединяются спонтанно, взаимодействуют друг с другом на основе общих интересов, ценностей, социальной ориентации либо прагматической пользы.
Формальные и неформальные организации отличаются друг от друга по:
· Структуре;
· Целям деятельности;
· Положению и влиянию в организации;
· Механизмам контроля;
· Характеру и структуре коммуникаций;
· Основам лидерства;
· Характеру межличностных отношений.
2. Отношение к прибыли:
a. Коммерческие;
b. Некоммерческие.
3. Форма собственности:
a. Частные/государственные;
b. Муниципальные/общественные.
4. Целевое назначение:
a. Производство продукции;
b. Выполнение работ;
c. Оказание услуг.
5. Широта производственного профиля:
a. Специализированные;
b. Диверсифицированные.
6. Масштаб деятельности:
a. Малые;
b. Средние;
c. Крупные.
7. Число стадий производственного процесса:
a. Одностадийные;
b. Многостадийные.
8. Организационно-правовая форма:
a. Хозяйственное товарищество;
b. Хозяйственное общество;
c. Производственный кооператив;
d. Государственное и муниципальное гуманитарное предприятие.
Организационно правовая форма – это:
· Способ закрепления и использования имущества;
· Вытекающее из этого способа правовое положение предприятия, целей его предпринимательской деятельности. Организационно-правовое положение предприятия - это совокупность:
o Имущественных и организационных способов формирования имущественной базы;
o Особенностей взаимодействия собственников, предпринимателей и трудового коллектива предприятия;
o Их ответственности друг перед другом и контрагентами.