Понятие и классификация организации.

История менеджмента.

Организация как объект менеджмента.

1. Понятие и классификация организации;

2. Организационно-правовые формы;

3. Законы и динамика развития.

Понятие и классификация организации.

Организация – это объединение людей, которые действуют на основе определенных правил и процедур, а так же совместно реализуют общую цель.

Организацию можно рассматривать в двух аспектах:

1. В статистике - как некоторое целостное образование:

a. Социальные;

b. Экономическое;

c. Техническое;

d. Материальное.

2. В динамике - как процесс:

a. Упорядочение элементов;

b. Формирование и поддержание целостности вновь создаваемых или функционирующих объектов;

Современная организация это динамично развивающаяся система, которая имеет социально-экономическую природу. Таким образом организация – социальное образование, которое создано для решение задач:

· Хозяйственных;

· Коммерческих;

· Некоммерческих.

Организации классифицируются по следующим признакам:

1. Статус:

a. Формальная – организация, которая обладает правом юридического лица, цель и деятельность которой регламентированы нормативными актами и учредительными документами, так же имеет четко определенные: структуру, иерархию, статус, полномочия, ответственность, члены организации выполняют официально сформулированные задания на достижение поставленной цели, во главе стоит формальный руководитель (официально избранное лицо);

Основными признаками являются:

· Направленность на достижение поставленных целей;

· Наличие правовой и нормативной основ деятельности;

· Определенное структурное построение;

· Постановка и регламентация задач работников всех уровней;

· Наличие необходимой ресурсной базы;

· Внутренняя упорядоченность и организованность всех производственных процессов;

· Внутренняя среда, которая сформирована совокупностью внутренних переменных организации;

· Внешняя среда;

· Организационная культура, как совокупность ценностей, принципов и норм, которые позволяют идентифицировать организацию во внешней среде, добиться эффективной внутренней организации.

b. Неформальная – группа людей, которые объединяются спонтанно, взаимодействуют друг с другом на основе общих интересов, ценностей, социальной ориентации либо прагматической пользы.

Формальные и неформальные организации отличаются друг от друга по:

· Структуре;

· Целям деятельности;

· Положению и влиянию в организации;

· Механизмам контроля;

· Характеру и структуре коммуникаций;

· Основам лидерства;

· Характеру межличностных отношений.

2. Отношение к прибыли:

a. Коммерческие;

b. Некоммерческие.

3. Форма собственности:

a. Частные/государственные;

b. Муниципальные/общественные.

4. Целевое назначение:

a. Производство продукции;

b. Выполнение работ;

c. Оказание услуг.

5. Широта производственного профиля:

a. Специализированные;

b. Диверсифицированные.

6. Масштаб деятельности:

a. Малые;

b. Средние;

c. Крупные.

7. Число стадий производственного процесса:

a. Одностадийные;

b. Многостадийные.

8. Организационно-правовая форма:

a. Хозяйственное товарищество;

b. Хозяйственное общество;

c. Производственный кооператив;

d. Государственное и муниципальное гуманитарное предприятие.

Организационно правовая форма – это:

· Способ закрепления и использования имущества;

· Вытекающее из этого способа правовое положение предприятия, целей его предпринимательской деятельности. Организационно-правовое положение предприятия - это совокупность:

o Имущественных и организационных способов формирования имущественной базы;

o Особенностей взаимодействия собственников, предпринимателей и трудового коллектива предприятия;

o Их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Наши рекомендации