Для узлов трения органов управления
Образец №4
Отрицательные качества:
-высокая вязкость
Положительные качества:
-плохо зависит от температур
-пониженная коррозия
-низкая температура застывания
-легкий пуск при низкой температуре
Вывод: эксплуатировать рекомендуется образец №4, т. к. несмотря на его завышенную вязкость, его показатель вязкости обеспечит достаточную смазываемость деталей ДВС, при данной температуре эксплуатации, так же пусковые и антикоррозионные качества №4 имеют весомое преимущество перед №3.
Трансмиссионные масла
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№ 5 | №6 | ||
Плотность при 20 0С, г/см3 | 0,900 | 0,910 | |
Вязкость кинематическая при 50 0С, мм2/с | ------ | ------ | |
Температура вспышки в открытом тигле, 0С | |||
Температура застывания, 0С | -22 | -18 | |
Массовая доля механических примесей, % | 0,022 | 0,035 | |
Массовая доля воды, % | следы | следы | |
Совместимость с резиной марки УНМ-1 (изменение объема,%) | |||
Индекс вязкости | |||
Испытания на коррозию пластинок из стали и меди в течение 3 час. при t=100 0С | выдерж | выдерж |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | ГОСТ 23652-79 ТСп-15в | Выводы | |
№ 5 | № 6 | ||||
Плотность при 20 0С, г/см3 | 0,905 | 0,915 | Не более 0,930 | Образец №6 и №5 соответствуют ГОСТу, а значит не обладают плохими моющими свойствами и не склонны к забиванию фильтров из-за повышенной вязкости. | |
Вязкость кинематическая при 50 0С, мм2/с Влияет на способность бесперебойно смазывать трущиеся детали, возможность начала движения автомобилей при низких температурах | ----- | ----- | ----- | У обоих образцов соответствие ГОСТу | |
Температура вспышки в открытом тигле, 0С | Не ниже 180 | Образец №5 быстро испаряем и огнеопасен, лучше использовать №6 он соответ. ГОСТу. | |||
Температура застывания, 0С | -22 | -18 | Не выше -20 | Образец №5 применим при данной температуре эксплуатации, поэтому он обеспечат легкий пуск в холодное время года, в отличии от №6. | |
Массовая доля механических примесей, % | 0,022 | 0,035 | Не выше 0,03 | Использование образца №6 приведет к повышенному абразивному трению и забиванию фильтров, а образец №5 будет хорошо справляться со своей работой ведь у него этот показатель в норме. | |
Массовая доля воды, % | следы | следы | следы | Оба образца соответствуют ГОСТу. | |
Совместимость с резиной марки УНМ-1 (изменение объема,%) | 4…10 | У образца №5 заниженный показатель, используем образец №6 | |||
Индекс вязкости Условный показатель, отражающий результат сопоставления вязкостного показателя данного масла с двумя эталонными | Образец №5 с заниженным показателем, это говорит нам о том что предел температур в котором может работать масло без изменений свойств, не высок. Образец №6 соответствует ГОСТу. | ||||
Испытания на коррозию пластинок из стали и меди в течение 3 час. при t=100 0С | выдерж | выдерж | выдерж | Образцы не приведут к повышенной коррозии детали трансмиссии |
Вывод: Использование образца №6 приведет к повышенной коррозии деталей трансмиссии и абразивному трению, зимой пуск двигателя будет затруднён.А образец №5 быстро испоряем и огнеопасен, у него низкий индекс вязкости, и он не совмести с резиной марки УИМ-1 поэтому их применение не рекомендовано.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№7 | №8 | ||
Цвет жидкости | Желто-зеленый | голубой | |
Плотность при 20 0С, кг/см3 | |||
Температура замерзания, 0С | -41 | -38 | |
Температура кипения, 0С | |||
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: -30 0С -20 0С +50 0С | - - - | - - - | |
Коррозионные потери металлов при испытаниях на пластинке, мг/см2: - меди - припоя - алюминия - чугуна | 6,7 12,3 9,5 7,5 | 10,6 12,4 21,3 11,7 | |
Массовая доля этиленгликоля, % | 95,9 | 98,5 | |
Массовая доля воды, % | 3,1 | 1,5 | |
Наличие присадок, г/л: - декстрин - динатрийфосфат -антипенная -антифрикционная | - - 0,059 3,06 | 0,999 - 0,13 4,87 |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | ТУ 6-02-751-73. Тосол (концентрат АМ) | Выводы | |
№7 | №8 | ||||
Цвет жидкости | Желто-зелёный | голубой | голубой | Образец под номером 7 не соответствует норме, следовательно, выбираем №8 | |
Плотность при 20 0С, кг/см3 не более | 1120-1140 | Образец № 7 не соответствует ТУ, поэтому выбираем №8 хотя его показатель и занижен | |||
Температура замерзания, 0С | -41 | -38 | -11,5 | Оба образца можно применять при данных условиях | |
Температура кипения, 0С | +170 | Образец №7 и №8 могут вызвать перегрев двигателя. | |||
Вязкость кинематическая, мм2/с, при температуре: -30 0С -20 0С +50 0С | - - - | - - - | - - - | ТУ не нормирован. | |
Коррозионные потери металлов при испытаниях на пластинке, мг/см2: не более - меди - припоя - алюминия - чугуна | 6,7 12,3 9,5 7,5 | 10,6 12,4 21,3 11,7 | Значения коррозионных потерь металлов при испытаниях на пластине у образца №7 удовлетворяют ТУ, в отличии от 8. Допускается применение №7 | ||
Массовая доля этиленгликоля, % | 95,9 | 98,5 | Лучше использовать образец №7, т.к. повышенное содержание этиленгликоля, приведет к корозии | ||
Массовая доля воды, % | 3,1 | 1,5 | 3,0 | Используем образец № 8 его значение соответствует к ТУ. №7 может привести к замерзанию. | |
Наличие присадок, г/л: -декстрин: предохраняет от разрушения свинцово-оловянистый припой -динатрий фосфат: защищает черные металлы, медь, латунь -антипенная: предотвращает образование пены. -антифрикционные | --- --- 0,059 3,06 | 0,999 --- 0,13 4,87 | 1,0 --- 0,1 5,0 | Образец №8 благодаря своим присадкам предотвращает образование пены и предохраняет от разрушения свинцово-оловянистый припой. Рекомендован образец №8 |
Вывод: Образцы №7 и №8 имеют как положительные, так и отрицательные параметры. Но, вследствие преобладания отрицательных факторов образца №7, к применению допускается №8
Тормозные жидкости
№ п/п | Показатели качества | Образцы | |
№5 | №6 | ||
Цвет жидкости | красная | коричневый | |
Вязкость кинематическая, мм2/с: - при -40 0С - при 50 0С - при 100 0С | - 9,1 4,96 | 4,96 2,01 | |
Температура кипения, 0С | |||
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, % | - | 5,8 | |
Изменение массы медной пластины, мг/см2 | 0,701 | 0,642 |
№ п/п | Показатели качества | Образцы | «БСК» (ТУ 6-10-1533-78) | Выводы | |
№9 | №10 | ||||
Цвет жидкости | красный | коричневый | От красного, до оранжевого | Соответствует ТУ №9 | |
Вязкость кинематическая, мм2/с: - при -40 0С - при 50 0С - при 100 0С | - 9,1 4,96 | 4,96 2,01 | Не рекомендуется 9,0 5,5 | Оба образца близки к нормам, но следует выбрать №9 | |
Температура кипения, 0С | Оба образца соответствуют ТУ | ||||
Изменение объема резины после старения в тормозной жидкости, % | - | 5,8 | 5-10 | По ТУ подходит №10, а у №9 это значение не нормировано. | |
Изменение массы медной пластины, мг/см2 | 0,701 | 0,642 | 0,4 | Оба образца не соответствуют требованиям ТУ и будут коррозировать на медь |
Вывод: эксплуатировать следует образец №9, т. к. у него всего один недостаток – высокая степень коррозии на медь. Образец №10 отстает от №9 по качеству.
Выбор сорта и марки смазочных материалов
Агрегат | Масла | Периодичность смены |
1. Коробка передач | 1. ТАД-17И ГОСТ 23652-79 * ТМ5-18 (Аналог ТАД-17И) * APIGL-5 SAE 80 (при температуре воздуха ниже 50 ˚С) * API GL-5 SAE 80W140 | 1. Через – 60000 км |
3. Передний ведущий мост | 3.Трансмиссионные масла марки - «ТАД-17и». Заменители: масла марок – «ТАП-15В» и «АРIGL-5» | 1. Через – 60000 км |
4.Картер рулевого управления | 4.Трансмиссионное масло марки - «ТС». Заменители: масла марок - «ТЭп-15» и «АРIGL-2». | 1. Через – 60000 км |
Для узлов трения органов управления
Узел, механизм | Смазка, масла, специальные жидкости | Периодичность смены |
1. Рулевое управление (шарниры, шкворни поворотных цапф и др.) | Солидол жировой марки Ж.. Заменители : смазки марок –«Литол-24», «Солидол С», «пресс-солидол С». | 15000 км |
2.Привод тормозов | Тормозная жидкость БСК РОСА ДОТ-4. Заменители: Томь, Нева, Роса, Роса-3. | 60000 км, или через 1,5-2 года |
3.Карданная передача (шлицы ШРУСов, игольчатые подшипники карданных шарниров, и др.) | Смазки Литол-24, ШРУС-4, солидол-С, пресс-солидол С. ГОСТ 21150-87 (ТУ38101320-77). | Без смены |
4.Ступицы колес. | Смазка Литол-24. ГОСТ 21150-87. Заменители: РК, Алюмол, Зимол | |
5.Подшипники водяного насоса | Смазка Литол-24. ГОСТ 21150-87. Заменители : смазка «1-13» жировая (ОСТ38.01145-80). | |
6.Рессоры, пальцы рессор. | Смазки Литол-24, солидол-С, пресс-солидол С, графитная УСсА. | |
7.Подшипники электродвигателей, стекло-очиститель, отопитель. | Смазки Литол-24, солидол-С. ГОСТ 21150-87. |
Общий вывод о проделанной работе
По результатам анализа предложенных эксплуатационных материалов, я решил применить при t= +19 0С для автомобиля модели Mazda 1211,3S следующие образцы:
- топливо – образцы не подошли
- моторное масло – образец №4
- трансмиссионное масло – образцы не подошли
- охлаждающая жидкость - образцы не подошли
- тормозная жидкость – образец №9
План мероприятий по экономии горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте
С целью экономии ГСМ перед началом движения необходимо проверить:
- исправность рулевого управления;
- правильность установки зажигания и исправность работы узла опережения зажигания;
- уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;
- нет ли течи из агрегатов трансмиссии, двигателя;
- наличие крышек с прокладками у топливного бака и радиатора;
- состояние шин и давления воздуха в них;
- состояние и натяжение ремня вентилятора;
- правильность работы карбюратора;
- правильность подбора ГСМ для данного автомобиля.
Для обеспечения эффективного использования ГСМ водитель должен знать приемы вождения автомобиля в соответствующих дорожно-климатических условиях. Перед началом движения, водитель должен ознакомиться с маршрутом, т. е. выбрать кратчайший, с лучшим дорожным покрытием, наименее оживленный, с меньшим числом светофоров.
Экономное расходование топлива зависит от технического состояния автомобиля, а следовательно, от качества и количества проведенных профилактических работ по обслуживанию его двигателя, агрегатов, узлов, систем и механизмов.
К контрольным профилактическим работам относятся:
- замена фильтрующего элемента в воздушном фильтре карбюратора;
- очистка от отложений фильтров и отстойников карбюратора и топливного насоса и т. д.
Особо важна исправность элементов системы питания (от крышки горловины топливного бака до системы выпуска отработавших газов). От работы системы сцепления также зависит расход топлива.
Для экономии топлива не менее важным является техническое состояние аккумуляторной батареи.