Проверочный расчет на выносливость по контактным напряжениям
,где
ZH - коэффициент учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев;
ZМ - коэффициент учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес;
Zε - коэффициент учитывающий суммарную длину контактных линий;
KHα- коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями;
KHβ - коэффициент, учитывающий распределения нагрузки по ширине венца;
KHV – коэффициент динамической нагрузки;
ZМ=275 МПа1/2, т.к. колеса стальные ;
εβ= - коэффициент осевого перекрытия;
- коэффициент торцевого перекрытия
(передача без смещения);
ZH=1,77cos =1,742;
Т.к. >0,9, используем Zε= ,
Zε= ,
- окружная скорость;
n=9 – степень точности;
KHα=1,13;
KHβ=1,12;
KHV=1,01;
,
Условие на выносливость по контактным напряжениям не выполняется т.к. >5%
Увеличим ширину венца до =50мм, тогда =60мм
Условие на выносливость по контактным напряжениям выполняется т.к. <5%
Проверочный расчет на выносливость по напряжениям изгиба.
Расчет выполняется по тому из зубчатых колес пары, у которого меньше отношение , где YF – коэффициент формы зуба
Определим эквивалентное число зубьев
,
YF1=3,78 YF2=3,60,
,
Меньшее отношение у колеса, расчет будем вести по нему.
Проверку зубьев на выносливость при изгибе выполняется по формуле:
,
YF2=3,60
- коэффициент, учитывающий наклон зуба;
Yε=1 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев;
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
KFβ=1,23- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца
KFv=1,04 – коэффициент динамической нагрузки;
,
- условие прочности на выносливость по напряжениям изгиба выполняется.
Проверочный расчет прочности зубьев при перегрузках.
По напряжениям контакта
,
(т.к. улучшение),
,
По напряжениям изгиба
,
, где
- максимально возможное значение коэффициента долговечности;
- коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки;
-Коэффициент запаса прочности;
=4 (т.к. сталь с объёмной термообработкой)
=1,3
=1,75
В соответствии с расчетами быстроходная ступень передачи удовлетворяет всем условиям.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ВАЛОВ
Промежуточный вал
Материал промежуточного вала принимаем такой же как у шестерни
- диаметр под колесом быстроходной ступени;
По ГОСТ 12080-66 принимаем ближайшее к вычисленному значению диаметра, т.е.
Диаметр под подшипники
Предварительно выбираем подшипник средней серии
Подшипник 309 ГОСТ 8338-75
dПпр=45мм – диаметр подшипника промежуточного вала;
Dпр=100мм – внешний диаметр подшипника промежуточного вала;
bпр=25мм – ширина подшипника промежуточного вала;
с=52,7кН – динамическая грузоподъемность;
с0=30кН - статическая грузоподъемность;
Принимаем Δ=3мм – заглубление подшипника в расточку корпуса,
с=0,8δ – зазор между торцевой поверхностью шестерни и корпусом,
- толщина стенки корпуса;
Принимаем с=6мм
Рисунок 3 – Схема промежуточного вала