Концепция создание упаковки.
Создание упаковки — это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку. Однако производитель не всегда занимается вопросами разработки и производства упаковки своих товаров. Можно выделить следующие основные подходы к созданию упаковки:
— обращение к услугам специализированных организаций;
— самостоятельное производство упаковки для своих товаров;
— сотрудничество компании-упаковщика и предприятия-заказчика.
В настоящее время инициатива по совершенствованию упаковки и большинство идей в области разработки более функциональных вариантов упаковки принадлежит именно упаковочным компаниям.
Создание упаковки, наиболее соответствующей запросам потребителей, обеспечивается, как правило, в результате сотрудничества производителя товара и упаковочной компании, что дает лучшее знание товара и его потребителей.
Концепция создания упаковки товара предусматривает следующие этапы:
1. разработка идей относительно товара и их фильтрация. На этом этапе совершается принятие решения о том, какие функции будет и должна выполнять упаковка относительно выбранного товара; какая упаковка будет использоваться в зависимости от особенностей товара: единичная или групповая;
2. целесообразность стандартизации упаковки. Такой подход повышает мировое значение упаковки. Цвета, символы, формы должны быть едины во всех частях земного шара. Меняться могут только языковые обозначения;
3. стоимость упаковки. Рассматривается абсолютная стоимость (конкретная цена упаковки) и относительная (доля в стоимости товара) в интервале от 0,04% до 10-40% в зависимости от назначения, престижности и выразительности товара;
4. дизайн упаковки. Он должен соответствовать образу, который ищет предприятие для своей продукции. Размер, материал, цвет, текст, расположение товарного знака – всё это влияет на представление потребителей о производителе, его продукции. Необходимо учитывать новые тенденции. Дизайн упаковки включает структуру (форму, контуры, размеры и пр.) и графику (стиль, индивидуальность, шрифты, эмблемы, цвет и пр.).
5. создание опытных образцов упаковки и её испытания. На этом этапе упаковка проходит испытания: технические (соответствие стандартам, требованиям безопасности и др.), визуальные, позволяющие выявить правильность выбора цвета, разборчивость шрифтов, правильность размещения товарных знаков и др.; дилерские, необходимые для установления соответствия упаковки требованиям посредников с точки зрения как товародвижения, так и продвижения товаров на рынок; потребительские, позволяющие удостовериться, насколько упаковка соответствует реальным запросам и потребностям потенциальных покупателей.
6. экономико-коммерческие расчёты и организация производства упаковки, её патентование.Хорошо спроектированная и качественно изготовленная упаковка создаёт для потребителя дополнительные удобства, а для изготовителей – дополнительные средства формирования спроса и стимулирования сбыта товара.
Упаковка для производителей и продавцов даёт определённый экономический эффект:
- привлечение внимания потенциальных покупателей;
- рост объёмов продаж;
- рациональное использование торговых площадей;
- возможности создания рациональных единиц груза для погрузки и выгрузки товаров, а также их складирования и транспортирования;
- создание оптимальных по массе и объёму единиц как для продажи товара, так и для их потребления;
- возможность специального изготовления упаковки, ориентированной на конкретную целевую группу;
- возможность продлить ЖЦТ.
Выгоды для потребителя заключаются:
- в возможности быстрого выбора товара;
- обеспечении престижности, привлекательности;
- ознакомлении с основными потребительскими характеристиками;
- создании удобства в потреблении;
- в повышении потребительской ценности товара.
Производство должно ориентировать упаковку на защиту продукции от возможности фальсификации. Это связано с проблемой разработки антиинтрузионной упаковки – упаковки, гарантирующей невозможность замены содержимого и существенно затрудняющей любую подделку. Она сконструирована так, что вскрыть её может только конечный потребитель. До непосредственного потребления в неё нельзя что-либо добавить или извлечь из неё продукт без повреждения внешнего вида.
Наиболее распространёнными являются следующие решения антиинтрузионных упаковок: отрывной язычок на жестяных банках (пиво, соки); пробка с защитным кольцом (лекарства, пиво, газированные напитки); наклейка, соединяющая крышку и горлышко бутылки (спиртные напитки); пробки с клапаном посередине, что даёт возможность жидкости выливаться, но не попадать в неё (спиртные напитки лекарства); мембрана между крышкой и банкой (кофе, какао, подсолнечное масло).
Данные защитные элементы выполняют две функции: чисто техническую и, защищающую от подделки, а также рекламную – свидетельство понимания того, что товар должен быть качественным и престижным.
Сегодня упаковка имеет цифровые или буквенные обозначения для идентификации материалов её изготовления. Полимеры нумеруются цифрами от 1 до 19; бумага и картонной от 50 до 59; текстиль от 60 до 69; стекло от 70 до 79.