Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

В соответствии с Законом Украины об охране труда (Раздел VII ст. 38-42) установлен государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

Государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов об охране труда осуществляют:

1. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

2. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;

3. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;

4. Специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от любых хозяйственных органов объектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Им они не подотчетны и не подконтрольны.

Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения», другими нормативно-правовыми актами и положениями, которые утверждаются Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда имеют право:

1. Беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия, производства, физических лиц, которые соответственно законодательства используют наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соблюдения законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции.

2. Получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, материалы и информацию по данным вопросам.

3. Направлять работодателям, руководителям и другим должностным

лицам, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) об устранении отмеченных недостатков и нарушений в области охраны труда, охраны недр, а также безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности.

4. Запрещать, останавливать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, рабочих мест, сооружений, выпуск и эксплуатацию машин, оборудования, транспортных средств, применение новых опасных веществ, а также отменять или прекращать действие выданных ранее разрешений и лицензий в случае несоответствия их технического состояния требованиям техники безопасности и если они создают угрозу здоровью и жизни работающих.

5. Привлекать к административной ответственности работников,

виновных в нарушении законодательства об охране труда.

6. Направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, в необходимых случаях передавать материалы органам прокуратуры для привлечения их к ответственности в соответствии с законом.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины «О государственной службе».

Органы государственного надзора за охраной труда устанавливают порядок разработки и утверждения владельцами положений, инструкций и других актов об охране труда, действующих на предприятиях, разрабатывают типовые документы по этим вопросам.

Владелец должен бесплатно создать необходимые условия для работы представителей органов государственного надзора за охраной труда.

Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей согласно законодательству.

Профессиональные союзы и их объединения в лице выбранных органов и представителей осуществляют общественный контроль за выполнением руководителями, владельцами предприятий и организаций законодательных и иных нормативных актов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий работы, надлежащих производственных условий для работников, обеспечением их средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Профсоюзы имеют право принимать участие в расследовании причин несчастных случаев, беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности на производстве, выполнения программ и обязательств коллективных договоров, вносить руководителям, государственным органам управления предписания по вопросам охраны труда и требовать получения аргументированных ответов.

Общественный контроль состояния охраны труда на судах и предприятиях осуществляют трудовые коллективы и профкомы через избранных в каждой профгруппе уполномоченных трудовых коллективов.

Уполномоченные трудового коллектива имеют право проверять соблюдение администрацией законов о труде, давать через судовой комитет обязательные предписания об устранении замеченных ими нарушений правил и норм охраны труда.

Уполномоченные трудовых коллективов действуют в соответствии с типовым положением, утвержденным приказом Государственного Комитета Украины по надзору за охраной труда от 28 декабря 1993 г. № 135.

В случае отсутствия профессионального союза на предприятии (судне) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо.

Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда действуют соответственно типовому положению, учрежденному специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики.

Постоянный контроль за состоянием техники безопасности на судах осуществляется в соответствии с «Положением о постоянном контроле за состоянием охраны труда на судах морского флота».

Согласно этому документу устанавливается ежедневный, ежемесячный, ежеквартальный и ежегодный контроль по охране труда, осуществляемый командным составом судна совместно с уполномоченными трудовых коллективов.

Ответственность за организацию и осуществление контроля по охране труда возлагается на капитана и председателя профкома судна. Количество записей в судовых журналах по техники безопасности при ежедневном контроле не являются основанием для наложения взыскания на руководителей работ за выявленные ими нарушения. Своевременное обнаружение и устранение руководителем работ недостатков по охране труда должно поощряться. При подведении итогов работы по судну администрация судоходной компании или пароходства и комитет профсоюза не учитывают взыскания, наложенные капитаном судна на членов экипажа за нарушения правил по технике безопасности, если эти нарушения не привели к несчастному случаю или аварии. Любой член экипажа судна, обнаруживший нарушение правил и инструкций по технике безопасности, имеет право записать об этом в журнал.

Ежедневный контроль по охране труда проводится при выполнении судовых работ всех видов и осуществляется непосредственным руководителем работ, а при выполнении особо опасных работ начальниками служб.

На рабочих местах вахтенной службы контроль осуществляется вахтенными помощниками капитана и механиками. На рабочих местах лиц, выполняющих специфические работы (токарные, сварочные и т.п.), работы по электрочасти при отсутствии в штате судна электромеханика, а также работников службы быта, ежедневный контроль по охране труда осуществляется лицами командного состава согласно распределению по заведованиям в соответствии с Уставом службы на судах морского флота.

В процессе выполнения работ или в течение вахты руководители обязаны осуществлять систематический контроль за соблюдением работающими безопасных приемов работы.

Выявленные на рабочем месте недостатки и нарушения правил по охране труда должны быть устранены до начала работ. Недостатки, которые не могут быть устранены руководителем работ, отмечаются в журнале, о них немедленно докладывается начальнику службы, который должен принять меры к их устранению. О нарушениях требований безопасности труда, допущенных в процессе работы членами экипажа судна, в журнале делается запись с последующим проведением внеочередного инструктажа с нарушителями.

Если при проверке перед началом работы (кроме вахтенной службы), а также в процессе работы недостатки или нарушения по охране труда не установлены, руководитель работ (кроме вахтенной службы) делает запись в журнале об отсутствии таких нарушений. Запись вахтенного помощника или вахтенного механика соответственно в судовом или машинном журнале о приеме вахты означает, что замечания или нарушения по охране труда по вахтенной службе отсутствуют. В этом случае в журнале запись не производится.

Ежемесячный контроль по охране труда осуществляют начальники служб судна совместно с уполномоченными трудового коллектива по охране труда

При ежемесячной проверке выявляются: организация обеспечения безопасности работ и эффективность осуществления ежедневной системы контроля по охране труда; правильность подготовки и безопасность состояния рабочих мест; организация проведения и качество инструктажа и обучения безопасным приемам работы на рабочих местах; выполнение членами экипажа правил и инструкций по технике безопасности; исправность оборудования, инструментов и средств безопасности, обеспеченность, исправность и правильность применения спецодежды и других индивидуальных средств защиты; безопасность хранения, транспортировки и применения опасных веществ, безопасность состояния производственных и вспомогательных помещений и судовых путей сообщения. Результаты проверки заносятся в карту безопасности службы.

О недостатках, которые не могут быть устранены силами экипажа, капитан судна докладывает для принятия необходимых мер судоходной компании или соответствующим службам пароходства.

Ежеквартальный контроль по охране труда проводится по той же схеме, что и ежемесячный, с той лишь разницей, что он проводится капитаном судна совместно с председателем судового комитета профсоюза в присутствии руководителей служб судна. Результаты ежеквартальной проверки в недельный срок обсуждаются на общесудовом производственном собрании экипажа.

Руководство судоходной компании или пароходства совместно с профсоюзной организацией дают оценку состояния охраны труда на судах компании или пароходства, и составляют план организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Ежегодный контроль по охране труда на судне осуществляется комиссией в составе представителей служб охраны труда, безопасности мореплавания, судового хозяйства и других служб и отделов с участием представителя комитета профсоюза плавсостава. Результаты проверки заносятся в карту безопасности труда на судне. На основании итогов годовой проверки представителем службы охраны труда выдается предписание об устранении вскрытых проверкой недостатков.

Капитаны судов и начальники служб судна несут ответственность за достоверность данных, определяющих уровень безопасности по службам и судну в целом.

На Международной Конференции по СОЛАС, состоявшейся в Лондоне 24 мая1994года был принят Кодекс (глава 9 СОЛАС) «Управление безопасной эксплуатацией судов и предотвращение загрязнения моря» (МКУБ или ISM Code).

Главная цель МКУБ – переход от организации обеспечения и контроля безопасности мореплавания и охраны окружающей среды к управлению ими.

Система управления безопасностью (СУБ) на берегу и на судах даст возможность персоналу Компаний эффективно проводить в жизнь политику безопасности и предотвращения загрязнения морской среды.

В соответствии с этим каждая судоходная компания обязана обеспечить на каждом действующем объекте (судне) проведение мероприятий по соответствию требованиям обязательных правил и норм для классификационного надзора и надзора, связанного с законодательством государства флага.

Администрация судоходных компаний и судов обязаны своевременно предоставлять международным аудиторам достоверные сведения по внедрению требований Кодекса МКУБ соответственно в компаниях (параходствах) и на судах.

Наши рекомендации