Разгон пожарного автомобиля
Время равномерного движения ПА невелико по сравнению с общим временем следования к месту вызова. При эксплуатации в городах ПА движутся равномерно не более 10...15 % времени. Более 40...50 % времени ПА движутся ускоренно.
Способность АТС изменять (увеличивать) скорость движения называют приемистостью. Одним из наиболее распространенных показателей, характеризующих приемистость автомобиля, является время tv разгона автомобиля с места до заданной скорости v.
Определяют tv обычно экспериментально на горизонтальной ровной дороге с асфальтобетонным покрытием при коэффициенте y=0,015 (f=0,01, i%£0,5). Аналитические методы определения tv основаны на построении зависимости t(v) (рис. 3.8), т. е. на интегрировании дифференциального уравнения (3.1)
(3.52)
При 0<v< vmin движение ПА происходит при пробуксовке сцепления. Время разгона tp до vmin зависит в основном от умения водителя правильно выбрать положение педалей сцепления и топлива (см. п. 3.1.1). Так как время tp существенно зависит от умения водителя, которое трудно, описать математически, то при аналитическом определении tv время tp часто не учитывают.
Разгон ПА на участке А В происходит на первой передаче при полностью нажатой педале топлива. При максимальной скорости ПА на первой передаче (точка В) водитель выключает сцепление, разобщая двигатель и трансмиссию, и автомобиль начинает двигаться замедленно (участок ВС). Включив вторую передачу, водитель вновь нажимает до отказа педаль подачи топлива. Процесс повторяется при переходах на последующие передачи (участки CD, DE).
Рис. 3.8. Разгон пожарного автомобиля:
t12, t23 - соответственно время переключения передачи с первой на вторую и со второй на третью; Dv12, Dv23 - уменьшение скорости за время t12 и t23
Время переключения передач t12, t23 (рис 3.8) зависит от квалификации водителя, способа переключения передач, конструкции коробки передач и типа двигателя. Среднее время переключения передач водителей высокой квалификации приведено в табл. 3.4. У автомобиля с дизельным двигателем время переключения передач больше, так как из-за больших (по сравнению с карбюраторным двигателем) инерционных масс его деталей частота вращения коленчатого вала изменяется медленнее, чем у карбюраторного двигателя.
За время переключения передач скорость ПА уменьшается на Dv12 и Dv23 (рис. 3.8). Если время переключения передач невелико (0,5... 1,0 с), то можно считать, что при переключении передач движение происходит с постоянной скоростью.
Ускорение ПА при разгоне на участках АВ, CD определяется по формуле
(3.53)
Таблица 3.4
Тип коробки передач | Время переключения передач, с | |
Карбюраторный двигатель | Дизельный двигатель | |
Ступенчатая без синхронизатора | 1,3—1,5 | 3—4 |
Ступенчатая с синхронизатором | 0,2—0,5 | 1,0—1,5 |
Полуавтоматическая | 0,05—0,1 | 0,5—0,8 |
которая получена после преобразования формулы (3.46). Так как с увеличением номера передачи динамический фактор ПА уменьшается (рис. 3.7), то максимальные ускорения разгона достигаются на низких передачах. Поэтому водители ПА для обеспечения быстрого разгона при обгоне в городских условиях используют низкие передачи чаще, чем водители других АТС.