Техническая характеристика тормозных систем
Таблица 6-1.
Рабочая тормозная системапредназначена для уменьшения скорости движения автомобиля или полной его остановки. Она позволяет надежно и быстро останавливать движущийся автомобиль. Тормозные механизмы рабочей тормозной системы установлены на всех колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной системы пневматический, двухконтурный, раздельный для тормозных механизмов переднего моста и задней тележки автомобиля. Управляется двухсекционным тормозным краном, расположенным на передней панели кабины.
Стояночная тормозная системаобеспечивает торможение неподвижного автомобиля, в том числе на уклоне и в отсутствие водителя.
Допускается пользоваться ею для остановки движущегося автомобиля только в аварийных случаях, при выходе из строя рабочей тормозной системы, а также для подтормаживания в сложных дорожных условиях, при гололеде, для «растяжки» автопоезда.
Управление стояночной тормозной системой осуществляется ручным краном, приводящим в действие пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер, установленных на заднем мосту автомобиля.
Запасная тормозная системапредназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля при полном или частичном выходе из строя рабочей тормозной системы.
Для автомобилей всех моделей роль запасной тормозной системы выполняют контуры I и II рабочих тормозных систем. Двухсекционный тормозной кран имеет две независимо работающие секции, при помощи которых осуществляется торможение автомобиля. Интенсивность торможения неповрежденным контуром зависит от степени нажатия на педаль тормозного крана.
Вспомогательная тормозная системаавтомобиля служит для уменьшения нагру-женности тормозных механизмов рабочей тормозной системы. Вспомогательной тормозной системой является газодинамический тормозной механизм в системе выпуска, при включе-
нии, отключается подача топлива и обеспечивает повышение эффективности торможения двигателем.
Система аварийной сигнализациии контроля состоит из двух частей: световой и звуковой сигнализации о работе тормозных систем и их приводов. В ресиверах привода установлены выключатели падения давления, которые при недостаточном давлении в ресиверах замыкают цепи сигнализаторов, расположенных на панели щитка приборов, а также цепь звукового сигнала (зуммера). Кроме того, имеются выключатели сигнала торможения, которые замыкают цепь электрических ламп сигнала торможения при срабатывании рабочей тормозной системы; клапанов контрольных выводов, по которым проводится диагностика технического состояния тормозного пневмопривода, а также при необходимости отбирается сжатый воздух из пневмосистемы.
Для экстренного растормаживанияавтомобиля, в случае крайней необходимости движения, необходимо ввернуть до упора гайку-барашек на кране 32 (рис. 6-1, 6-2) экстренного растормаживания, после чего пустить двигатель и установить рукоятку крана 13 в положение А "Расторможено" (рис. 6-14), при этом воздух из компрессора 6 поступает в энергоаккумуляторы через двухмагистральный клапан 11, минуя весь объем тормозной системы, и через 20-30 с они растормозятся (контрольная лампа "Р" в блоке сигнализаторов погаснет) и можно начать движение. Затормаживание при отсутствии воздуха в рабочих тормозных камерах необходимо производить краном 13. После растормаживания энергоаккумуляторов воздух начнет поступать в пневмопривод тормозной системы.
При неисправности компрессора или двигателя автомобиль можно растормозить с помощью устройства для механического растормаживания. Для этого следует вывернуть винты механизмов аварийного растормаживания тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами до упора. Кроме того, автомобиль можно растормозить, подключив внешний источник сжатого воздуха (гаражная сеть сжатого воздуха, колесо автомобиля и т. д.), имеющий давление 600 - 785 кПа (6,0 - 8,0 кгс/см2), к крану 32 экстренного растормаживания.