Обнаружение, фиксация и собирание следов
Анализ правоприменительной практики показал, что значительное число преступлений сопровождается взломом преград, запирающих механизмов, совершаемых с применением различного рода орудий и предметов[1].
В криминалистической науке под взломом понимается проникновение с преступной целью в запертое помещение или хранилище посредством вывода из строя запирающего устройства, разрушения стен, потолка, пола или других преград. К взлому также относится и отпирание замка подобранным ключом или отмычкой[2].
Наиболее часто взлом применяется при совершении краж из магазинов, складов, квартир и других хранилищ. Как правило, объектами взлома являются замки, двери, решетки, окна. Значительно реже взламываются полы, потолки или стены помещений, сейфы или другие аналогичные хранилища.
В качестве орудий взлома преступники используют слесарные, столярные и иные инструменты общетехнического применения; достаточно сложные устройства и приспособления (например, аппараты газопламенной резки, домкраты и т. д.), а также приспособленные предметы, случайно оказавшиеся на месте совершения преступления (например, металлический прут, детали какого-либо механизма и т. п.). Иногда для взлома или иного преодоления преграды используются специальные инструменты, предназначенные только для этой цели (например, отмычки для отпирания замков).
В общем смысле под следами орудий взлома понимают большую группу следов, к числу которых относятся следы воздействия на следовоспринимающий объект различных предметов и устройств (например, монтажных ножниц, столярных и слесарных инструментов и т. п.), а также микрочастицы этих орудий, стружку, предметы волокнистой природы.
Наиболее часто объектами трасологической экспертизы является лишь часть вышеперечисленных следов, в которых отобразились признаки внешнего строения участков орудий и инструментов, непосредственно входивших в контакт со следовоспринимающей поверхностью.
Орудиями и инструментами могут быть оставлены объемные или поверхностные следы. Это зависит от величины силы, действующей на орудие взлома, твердости применяемого орудия, материала преграды (например, при ударе большой силы по относительно тонкой преграде орудие может пройти сквозь преграду и образовать пробоину, в которой отобразится лишь контур орудия взлома).
Поверхностные следы при ударе или нажиме возникают в случаях, когда сила, приложенная к орудию взлома, оказалась недостаточной для преодоления сопротивления материала преграды. В таких случаях поверхностные следы образуются за счет отделения микрочастиц от материала орудия или частиц посторонних веществ, оказавшихся на нем (следы-наслоения). Вместе с тем орудие может снять поверхностные частицы с преграды, образовав след-отслоение.
Следы резания помеханизму их образования отличаются множеством происходящих при этом деформаций. В процессе резания различают такие деформации: изгиб, сжатие, сдвиг, растяжение.
Характер следов, возникающих при резании, в первую очередь зависит от способа разрезания. В литературе различают три способа: простой разрез, встречный разрез, разрез с отделением частей материала. Простой разрез (разруб) происходит при разделении преграды па части такими орудиями, как топор, нож, долото и т. д.; встречный разрез делается орудиями, состоящими из двух режущих лезвий – ножницами, кусачками и другими подобными орудиями; резание с отделением частиц материала преграды (стружек, опилок и др.) происходит при строгании, сверлении и пилении.
Следы резания чаще всего встречаются на деревянных и металлических преградах.
Следы распила являются одной из разновидностей следов разреза. Механизм образования их связан с возвратно-поступательными движениями пилы, которая своими зубьями (резцами) внедряется в преграду, срезает и удаляет в виде опилок частицы ее материала. При углублении в толщу преграды зубья пилы оставляют на торцах распила линейные царапины. Расположение их зависит от силы, прилагаемой при нажиме, от формы и размера зубьев, от характера их развода. Особенность возникновения царапин заключается в том, что каждая из них образуется в результате воздействия не одного, а нескольких зубьев.
Поэтому идентификация пилы по царапинам осуществляться не может. Однако изучение следов распила может позволить установить направление, в котором произведен взлом.
Криминалистическое значение орудий взлома и следов их действия состоит в том, что с их помощью возможно:
− отождествить конкретное орудие взлома, использованное при совершении преступлений.
− установить факт использования одного и того же орудия при совершении нескольких краж;
− уточнить обстоятельства, условия и механизм произведенного взлома, собрать сведения для целенаправленного поиска примененного для взлома предмета;
− получить представление о количестве лиц, принимавших участие в совершении преступления;
− сформировать предположение об отдельных физических свойствах или профессиональных навыках лица, совершившего взлом.
По расположению следов на преграде также возможно определить пространственное положение орудия взлома при следообразовании и тем самым решить вопрос о том, с какой стороны (внешней или внутренней) был произведен взлом, что очень важно при проверке версии об инсценировке кражи со взломом.
При взломе двери наиболее часто применяются следующие способы:
− выбивание двери или ответных частей замка (например, ударом ноги, корпусом или с применением тяжелых предметов),
− отжимание дверей с помощью монтировок, домкрата,
− выбивание замков кувалдой,
− выламывание замка монтировкой или ломиком,
− высверливание замка или его частей,
− кража ключей или изготовление дубликатов,
− подбор ключа,
− вскрытие с использованием отмычки.
При этом использование специальных инструментов зачастую не является необходимым, т. к. в ряде случаев сломать преграду бывает проще, чем взломать[3].
Метод отжима является одним из распространенных и простых способов взлома. При помощи фомки, лома или монтировки любой достаточно сильный человек может относительно легко вскрыть среднестатистическую деревянную дверь. Металлические двери более стойки к данному способу взлома, особенно если лицевое полотно накладывается на щель между дверью и рамой. В этих случаях преступники-профессионалы используют фомки особой формы или применяют домкрат.
Об отжиме двери могут свидетельствовать повреждения двери (например, волнообразная форма вертикальной кромки двери), изогнутость головок засова замка, а также повреждения лицевой поверхности корпуса замка.
Механизм взлома зависит от устройства двери и особенностей запирающих механизмов. Навесной замок, как правило, взламывается путем вырывания дужки замка при помощи рычага, перепиливания или перекуса дужки замка, разрушением короба замка. Исследованием замка и оставшихся на нем следов может быть определен вид орудия взлома, а в некоторых случаях идентифицировано конкретное орудие. Последнее удается чаще всего при исследовании совокупности общих и частных признаков орудия, отобразившихся на замке и коробке двери. Поэтому при обнаружении взломанного навесного замка целесообразно тщательно осмотреть и зафиксировать все взаимосвязанные с ним следы.
При развальцовке скважины для ключа образуются характерные повреждения в области скважины при целостности остальных частей двери или хранилища. Кроме того, для удобства взлома металлическое хранилище часто опрокидывается на заднюю стенку. Взлом осуществляется как орудиями и инструментами промышленного изготовления, так и самодельно изготовленными предметами, обладающими достаточной прочностью. В качестве орудия взлома могут использоваться металлические стержни различного сечения (ломики, отвертки, куски арматуры и т. п.), рабочий конец которых затачивается на длину 50-60 мм. Необходимый элемент орудия взлома – наличие конусообразного или пирамидального рабочего конца, который может быть введен в скважину для ключа.
Применение ножовок, напильников и электромеханического абразивного инструмента связано с разрушением частей металлического хранилища, решетки или элементов крепления двери, решетки. Преступники зачастую перерезают оси дверных петель гаражных ворот, распиливают навесы запирающих механизмов, срезают углы сейфов, делают сквозные П-образные разрезы стенок и дверцы, позволяющие получить доступ внутрь хранилища. Применение режущих инструментов связано с разрушением хранилища, поэтому место разрушения определяется локализацией основных следов применения орудий взлома. Кроме того, при взломе образуются дополнительные следы, связанные со спецификой механизма резания: опилки, цвета побежалости на металле (в случае применения абразивного диска), а также частицы материалов и веществ, которые имелись на инструменте от предшествующих случаев использования (смазка, опилки различных материалов и др.).
Высверливание отверстий в качестве самостоятельного способа взлома встречается в случаях, когда в двери либо в стенке хранилища сверлится множество отверстий, расположенных близко друг к другу по замкнутому периметру. После удаления высверленной части образуется отверстие, достаточное по своим размерам для доступа к хранящимся ценностям или для воздействия на механизм замка в целях отпирания. Сверление отверстий применяется и как вспомогательный прием при других способах вскрытия (например, для введения устройств типа «гусиная лапа», для облегчения воздействия отмычек на механизм замка и т. д.).
Основные следы, образующиеся при данном способе взлома, являются сквозные и несквозные отверстия, по диаметрам соответствующие примененным сверлам. Дополнительными следами являются характерные стружки, следы разметки и кернения, следы зубила или другого инструмента, применяемого для переруба (разруба) перемычек между отверстиями, а также целые сверла и их части, оставленные на месте происшествия, и др.
Взлом металлических хранилищ может также быть произведен с помощью аппаратов термической резки.
Если в процессе осмотра места происшествия на металлических хранилищах или дверях обнаружены следы разрезания, образовавшиеся в результате применения аппарата термической резки металла, то необходимо определить, какой вид аппаратуры при этом использовался.
Наиболее часто для взлома металлических хранилищ используется аппаратура газокислородной резки, где в качестве горючего газа применяется ацетилен или пропан-бутан. При использовании этой аппаратуры на месте происшествия могут быть обнаружены следующие следы:
− частицы карбида кальция или продуктов его разложения, гашеной извести с запахом карбида;
− обгоревшие спички;
− частицы лакокрасочных покрытий, которые могли отделиться от газовых баллонов в процессе их транспортировки;
− газосварочный аппарат или отдельные его узлы, брошенные на месте происшествия.
При использовании аппарата газокислородной резки резание металлического хранилища производится газовым резаком либо сварочной горелкой. Если использовался газовый резак, то на взломанном металлическом хранилище образуются следующие характерные признаки:
− на торцевой поверхности реза имеется чередование зон с валиками и бороздками;
− ширина реза составляет 3-7 мм (в зависимости от номера внутреннего мундштука резака и квалификацией сварщика);
− по обе стороны реза располагаются широкие светлые полосы шириной 10-35 мм;
− верхние кромки реза острые, оплавлений не имеют;
− на нижней кромке реза имеются незначительные наплывы металла и шлака.
В случае резания сварочной горелкой на металлическом хранилище можно обнаружить следующие характерные признаки:
− отсутствие участков с валиками и бороздками на торцевой поверхности резания;
− имеются обильные наплывы металла и шлака на кромках разрезанного металла;
− кромки резов сильно оплавлены;
− ширина реза составляет 12-16 мм.
При использовании аппаратуры электродуговой резки металла на месте происшествия остаются следующие следы:
− огарки электродов или целые электроды;
− фрагменты электропроводов большого сечения;
− следы от тележки сварочного трансформатора, имеющего большой вес;
− следы подключения посторонних мощных потребителей электроэнергии на электрощите или других элементах электропроводки.
О возможном применении аппаратуры электродуговой резки металла могут свидетельствовать также следы реза, образующиеся на металле хранилища:
− брызги расплавленных частиц металла в виде капель, которые очень прочно прилипают к поверхности разрезанного объекта на лицевой стороне разрезанной поверхности;
− отложения копоти шириной до 100 мм на обеих сторонах разрезанной поверхности стального листа;
− светлые полосы шириной 5-10 мм по обе стороны реза;
− потеки расплавленного металла на оборотной стороне разрезанной поверхности;
− верхняя кромка реза сильно оплавлена;
− толстый и прочный шлаковый слой на торце реза;
− наплывы стекловидного вещества черного цвета на поверхностях резов, а также шарики такого же стекловидного вещества и шарики обгоревшего металла на полу.
Фотографическая фиксация следов термической резки на взломанных металлических преградах имеет свою специфику.
При съемке в кадр должны попадать не только полость и кромка реза, но и следы копоти, ореолы, застывшие брызги расплавленного металла. При этом масштабная линейка не должна закрывать элементы реза.
Для фиксации данных следов необходимо использовать цветную фотосъемку с применением цветовой шкалы для правильной цветопередачи. Это обосновано тем, что ореолы на поверхности металла в зависимости от примененного вида резки имеют окраску, сочетающую несколько цветов. Торцевые поверхности реза необходимо фиксировать методом макросъемки[4]. Проведенная фотофиксация в дальнейшем может быть использована в качестве исходных данных при назначении судебной трасологической экспертизы.
В ряде случаев взлому могут подвергнуться пломбы, которые навешиваются на инкассаторские сумки, на двери магазинов, складов, железнодорожных вагонов, на створки контейнеров и на иные хранилища, пломбы. Без повреждения пломб нельзя войти в помещение или открыть какую-нибудь емкость.
Пломбы могут быть изготовлены из металла, фибры, синтетических и полимерных материалов. Применяются также комбинированные пломбы, состоящие из жестяных стаканчиков и полимерных прокладок.
Расследование краж, совершаемых с применением орудий взлома, в значительной степени зависит от полноты обнаружения и изъятия материальных следов преступления. Некоторые виды следов взлома могут быть обнаружены при осмотре места происшествия, поиск других следов требует определенных усилий.
В ряде случаев следы орудий взлома недоступны визуальному наблюдению (например, следы отмычки внутри короба замка). Обнаружить их можно, только открыв короб замка, что делать на месте происшествия не целесообразно. Поэтому замок, подвергшийся воздействию отмычек или других орудий, не оставивших видимых следов, необходимо изъять и направить на судебную трасологическую экспертизу. При поиске следов орудий взлома необходимо учитывать их взаимосвязь со следами рук и другими следами.
Наиболее характерными ошибками при поиске следов орудий взлома являются:
− изъятие обнаруженного взломанного замка как «основное» вещественного доказательства и прекращение поиска следов, оставленные орудием взлома на двери, окне или другом объекте;
− поиск следов в их «трасологическом значении» (например, вмятин, царапин и т. д.), без поиска следов, сопутствующих применению орудия взлома (например, железных опилок, образовавшихся при перепиливании дужки замка).
Данные ошибки проистекают вследствие нарушения правила, предписывающего необходимость поиска всех взаимосвязанных следов. Поэтому поиск следов орудий взлома требует правильного представления общей картины происшествия и понимания механизма взлома.
Иногда при осмотре места происшествия остаются не обнаруженными следы, оставшиеся в местах неудавшегося взлома (например, следы попытки взлома решетки на окне при произведенном взломе замка на двери). Каждое из действий преступника, в том числе и не удавшаяся попытка взлома, оставляют свои следы, обнаружение и фиксация которых может оказать существенную помощь в восстановлении картины происшествия и изобличение преступника.
Правильно зафиксированные и изъятые с учетом криминалистических рекомендаций следы орудий взлома в большинстве случаев могут рассказать об обстоятельствах расследуемого события и о виде орудия, применяемого при взломе.
Если к этому нет препятствий, предмет со следами орудий взлома всегда целесообразно изымать в натуре, т.к. на нем могут оказаться частицы самого орудия взлома, либо его лакокрасочного покрытия. Подобные вещества могут порой играть роль не меньшую, чем следы, образованные орудием. Сопутствующие следам орудий взлома вещественные доказательства (например, опилки и обнаруженные части инструментов) изымаются с места происшествия в соответствии с рекомендациями криминалистики после подробного описания в протоколе следственного действия и фиксации с помощью фотосъемки их местоположения и характерных особенностей.
Объекты тщательно упаковываются, при этом обеспечивается их сохранность в том виде, в котором они обнаружены на месте происшествия. Если изымается не весь предмет, а части его, отделение их должно быть произведено без ущерба для предмета в целом. Особая предосторожность при этом должна быть проявлена к следам, ибо в этом процессе следы легко могут быть повреждены. При изъятии следов особое внимание обращается на ориентацию объектов: прикрепляются бирки с соответствующими указаниями (например, «вверх», «со стороны замка» и т. п.).
Стоит сказать, что очень практически все
[1]Тишков С.А. Использование результатов исследований трасологических следов и объектов при расследовании краж: учебное пособие – Орел: ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова, 2014. С. 6.
[2]Криминалистика: учебник / А.А. Топорков. – 2-е изд., перераб. – М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. – 544 с. – (Бакалавриат и специалитет).
[3]Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств. Ч. I / под ред. канд. техн. наук Ю.М. Дильдина; общая редакция канд. техн. наук В.В. Мартынова. М.: ЭКЦ МВД России,2010. С.373-379.
[4]Шапочкин В. И., Смольяков П. П., Бардаченко А. Н. Особенности фиксации следов термической резки металлических преград в ходе осмотра места происшествия // Криминалистические средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции по криминалистике и судебной экспертизе (4-5 марта 2009 года). М., 2009. С. 389-392.