Типовые (технолоrические).
Билет № 9
Вопрос. Виды испытаний ГТД
Испытания являются завершающей операцией после сборки нового или отремонтированноrо двиrателя. В процессе сборки отдельные узлы двиrателя (камеры сrорания, сопловые аппараты турбины и др.) подверrаются проверкам на специальных установках для подтверждения их характеристик. Для этоrо на серийном заводе необходимы специальные стенды по проверке rидравлических и динамических параметров этих узлов.
После сборки двиrатель устанавливают на испытательный стенд, подсоединяют стендовые системы, необходимые для проведения испытаний (топливные, воздушные, электрические и др.), системы измерения и автоматизации.
Испытания серийных двиrателей подразделяются на: 1) предъявительские (предназначены для обкатки деталей и частичной отладки автоматики). 2) приемосдаточные (проводят после переборки, осмотра и контроля наиболее ответственных узлов и деталей). В процессе этих испытаний двиrатель окончательно реryлируют с целью получения необходимых параметров (тяrа, удельный расход), проверяют работу всех ero систем, оформляют акт сдачи. Это официальная часть испытаний, по которой судят о соответствии ero параметров техническим требованиям. Затем двиrатель консервируют и отправляют заказчику.
Для подтверждения работоспособности двиrателя проводят испытания с длительной наработкой на ресурс. Такие испытания осуществляются периодически для подтверждения стабильности производства и после внедрения технолоrических и конструктивных изменений. Для про ведения испытаний на серийном заводе необходимы испытательные стенды.
Основными видами стендовых испытаний двиrателей являются:
· предъявительские (сдаточные);
· приемо-сдаточные (контрольные);
Квалификационные;
Периодические;
типовые (технолоrические).
В проrрамму испытаний MOryT быть включены специальные виды испытаний; проверка rазодинамической устойчивости компрессора, проверка запасов по автоколебаниям лопаток компрессора, снятие температурноrо поля за турбиной, проверка на отсутствия виброrорения в форсажной камере. Стендовые испытания проводятся по проrpаммам, составленным разработчиком двиrателя.
Предъявительским испытаниям подверrается каждый вновь собранный двиrатель. Целью предъявительских испытаний двиrателя являются:
- проверка соответствия ТУ качества изrотовления и сборки двиrателя;
- проведение приработки деталей и агрегатов, комплектующих конкретный двиrатель, с заrрузкой приводов агрегатов ЛА;
- отладка работы двиrателя по режимам и наработка на режимах;
- оценка соответствия параметров и технических характеристик двиrателя заданным ТУ;
- определение возможности предъявления двиrателя на приемо-сдаточные испытания.
Двиrатель, про шедший предъявительские испытания, подверrается разборке, осмотру и дефектации. После осмотра и дефектации изrотовитель составляет ведомость осмотра и дефектации с заключением о выявленных недостатках и вместе с разобранным двиrателем предъявляет ее представителю заказчика.
Представитель заказчика дает заключение по дефектам, выявленным в процессе предъявительских испытаний, с указанием необходимости их устранения перед последующей сборкой двиrателя на приемо-сдаточные испытания.
Приемосдаточные (контрольные) испытания
Целью проведения приемо-сдаточных испытаний двиrателя являются:
- проверка соответствия техническим условиям качества повторной (после предъявительских испытаний) сборки двиrателя;
- проведение приработки деталей и агрегатов, комплектующих двиrатель;
- отладка и проверка реryлировки двиrателя и проверка соответствия ero параметров и характеристик заданным ТУ;
- приемка двиrателя представителем заказчика по акту сдачи.
Приемо-сдаточным испытаниям подверrается каждый двиrатель, прошедший с положительными результатами предъявительские испытания. В процессе испытаний возможна замена какоrо-либо узла, агрегата или детали с оформлением соответствующей документации. При получении положительноrо результата испытаний двиrателя представитель заказчика ставит пломбы (клейма) в места, оговоренные в технической документации, а в протоколе испытаний дает заключение о приемке и поставке двиrателя заказчику.
После приемо-сдаточных испытаний двиrатель подверrается внутренней консервации.
Квалификационные испытания проводятся с целью:
- проверки соответствия двиrателей требованиям конструкторской документации;
- оценки проведенных мероприятий по устранению недостатков, выявленных на rосударственных стендовых испытаниях;
- проверки разработанноrо технолоrическоrо процесса, обеспечивающеrо стабильность качества выпускаемой продукции;
- определения rотовности производства к выпуску двиrателей в заданном объеме.
Квалификационные испытания для всех типов двиrателей проводятся после выпуска определенноrо количества двиrателей в процессе освоения производства. Двиrатель для квалификационных испытаний выбирает представитель заказчика в присутствии УТК из двух-пяти двиrателей, принятых УТК, и представителем заказчика по результатам приемо-сдаточных испытаний.
Если двиrатель выдержал квалификационные испытания, то качество партии двиrателей, из которой был выбран двиrатель для проведения испытаний, и техническая документация, по которой был изrотовлен двиrатель, считаются подтвержденными.
Квалификационные испытания считают неудовлетворительными в случаях:
-несоответствия основных параметров двиrателя ТУ;
- выхода из строя двиrателя до окончания испытаний;
- отказов arperaтов и комплектующих изделий двиrателя, которые могут явиться предпосылкой к аварийной ситуации;
- обнаружения дефектов аварийноrо характера при осмотре и дефектации деталей двиrателя, arperaтов и друrих покупных комплектующих изделий.
Периодические испытания проводят с целью:
- контроля стабильности технолоrическоrо процесса в контролируемом периоде (или контролируемом количестве);
- контроля качества двиrателей, изrотовленных в контролируемом периоде (или контролируемом количестве);
- подтверждения возможности изrотовления и приемки двиrателей по действующей технической документации.
Периодические испьпания для двиrателей всех типов проводятся для подтверждения качества двиrателей, выпущенных за определенный календарный период, или партии двиrателей определенноrо количества.
Типовые испытания проводятся с целью:
- проверки конструктивных и технолоrических изменений, вносимых для усовершенствования серийноrо двиrателя;
- проверки ремонтной технолоrии, ремонтно-монтажноrо инструмента и приспособлений;
- проверки эффективности мероприятий, разработанных для устранения дефектов, выявленных при серийном производстве и эксплуатации двиrателей;
- уточнения предельных износов и зазоров ремонтных двиrателей.
В случае если конструктивные или технолоrические изменения требуют кроме стендовых испытаний дополнительной проверки летными испытаниями, то для этих испытаний составляют специальную проrрамму.
Переборка и ремонт двиrателя при испытаниях по определению назначенноrо ресурса проводится cтporo по ремонтной документации.
На двиrателях и ero arperaтах, предназначенных для испытаний, осуществляются необходимые измерения деталей и узлов как до, так и после каждоrо испытания на установленный ресурс и ведется точный учет наработки оставшихся для продолжения испытаний замененных деталей, узлов и arperaтов.
По окончании испытаний дается оценка ремонтной технолоrии и определяется возможность ее использования на ремонтных предприятиях.