Тепловой расчет и охлаждение червячных передач
Червячные передачи работают с большим тепловыделением. Тепловой расчет проводят на основе теплового баланса – количество теплоты, выделяющееся в червячной передаче, должно отводится свободной поверхностью корпуса передачи и фланцем крепления к фундаментной плите или раме. По тепловому балансу определяют рабочую температуру масла tм, которая не должна превышать максимально допустимую величину:
[tм] =80…95оС.
Температура масла:
,
где tо=20 оС - температура окружающего воздуха;
Р1 – мощность на червяке принимается из кинематического расчета силового привода или определяется как Р1=Т1·ω1/1000, Вт;
η – КПД передачи;
А – поверхность теплоотдачи корпуса передачи, в которую включается 50% поверхности ребер, м2:
,
аω - межосевое расстояние, мм;
Кт – коэффициент теплоотдачи, равный 11…13 Вт/(м2·оС) при отсутствии циркуляции воздуха, 15…18 Вт/(м2·оС) при наличии хорошей циркуляции воздуха, 20…30 Вт/(м2·оС) при искусственном обдуве стенок редуктора;
Ψ – коэффициент, учитывающий теплоотвод в фундаментную плиту или раму, принимается от 0,15…0,25.
Список использованных источников
1. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. – М.: Высшая школа, 1984. – 336 с.
2. Зубчатые передачи: Справочник. Под. Ред. Е.Г. Гинзбурга. –Л.: Машиностроение, 1980. – 416 с.
3. Курсовое проектирование деталей машин. Под ред. Кудрявцева В.Н. – М.: Машиностроение, 1984. – 400 с.
4. Курсовое проектирование деталей машин. Под ред. Чернавского С.А. – М.: Машиностроение, 1979. – 350 с.
5. Расчет деталей машин на ЭВМ. Под ред. Д.Н. Решетова и С.А. Шувалова. – М.: Высшая школа, 1985. – 368 с.
6. Чернавский С.А., Снесарев Г.А., Козинцев Б.С. и др. Проектирование механических передач. – М.: Машиностроение, 1984 – 560 с.
Приложение А
(справочное)
Таблица А.1 - Механические свойства сталей
Марка стали | Диаметр заготовки, мм | Предел прочности Н/мм2 | Предел текучести Н/мм2 | Твердость НВ (средняя) | Термообработка |
100-500 | Нормализация | ||||
До 90 | Улучшение | ||||
90-120 | |||||
Св. 130 | |||||
30ХГС | До 140 | ||||
Св. 140 | |||||
40Х | До 120 | ||||
120-160 | |||||
Св. 160 | |||||
40ХН | До 150 | ||||
140-180 | |||||
Св. 180 | |||||
40Л | Любой | Нормализация | |||
45Л | Любой | ||||
35ГЛ | Любой | Улучшение | |||
35ГСЛ | Любой |
Таблица А.2 - Межосевое расстояние и по ГОСТ2185-66
(СТ СЭВ 229-75) (мм)
Ряд 1 | |||||||||||
Ряд 2 |
Таблица А.3 - Модуль по ГОСТ9563-60 (СТ СЭВ 310-76) (мм)
Ряд 1 | 1,5 | 2,5 | |||||||
Ряд 2 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 |
Таблица А.4 - Значения коэффициента КНα
Степень точности | Окружная скорость (м/с) | ||||
до 1 | |||||
1,02 | 1,03 | 1,04 | 1,05 | ||
1,02 | 1,05 | 1,07 | 1,10 | 1,12 | |
1,06 | 1,09 | 1,13 | - | - | |
1,1 | 1,16 | - | - | - |
Таблица А.5 - Значения коэффициента
Консольное расположение колес | Несимметричное расположение колес по отношению к опорам | Симметричное расположение колес по отношению к опорам | |
0,4 | 1,15 | 1,04 | 1,0 |
0,6 | 1,24 | 1,06 | 1,02 |
0,8 | 1,30 | 1,08 | 1,03 |
1,0 | - | 1,11 | 1,04 |
1,2 | - | 1,15 | 1,05 |
1,4 | - | 1,18 | 1,07 |
1,6 | - | 1,22 | 1,09 |
1,8 | - | 1,25 | 1,11 |
2,0 | - | 1,30 | 1,14 |
Таблица А.6 - Значения коэффициента
Передача | Окружная скорость V м/c | |||
до 5 | ||||
Степень точности | ||||
Прямозубая | 1,05 | - | - | - |
Косозубая (шевронная) | 1,0 | 1,01 | 1,02 | 1,05 |
Таблица А.7 - Значения коэффициента
Z или | 100 и более | ||||||||
4,18 | 4,09 | 3,90 | 3,80 | 3,70 | 3,66 | 3,:62 | 3,61 | 3,60 |
Таблица А.8 - Значения коэффициента
Симметричное расположение колес относительно опор | Несимметричное расположение колес относительно опор | Консольное расположение колес | Установка вала на роликовых подшипниках | |
0,2 | 1,0 | 1,04 | 1,!8 | 1,10 |
0,4 | 1,03 | 1,07 | 1,37 | 1,21 |
0,6 | 1,05 | 1,12 | 1,62 | 1,40 |
0,8 | 1,08 | 1,17 | - | 1,59 |
1,0 | 1,10 | 1,23 | - | - |
1,2 | 1,13 | 1,30 | - | - |
1,4 | 1,19 | 1,38 | - | - |
1,6 | 1,25 | 1,45 | - | - |
1,8 | 1,32 | 1,53 | - | - |
Таблица А.9 - Значения коэффициента
Степень точности | Окружная скорость V м/c | ||
до 3 | 3-8 | 8-12,5 | |
1/1 | 1,2/1 | 1,3/1,1 | |
1,15/1 | 1,35/1 | 1,45/1,2 | |
1,45/1,3 | 1,45/1,3 | -/1,4 | |
В числителе значения - для прямозубых колес, в знаменателе для косозубых |
Таблица А.10 - Материалы для червяков и червячных колес
Материалы | , Н/мм2 при м/с | ||||||||
венца червячного колеса | червяка | 0,25 | 0,5 | ||||||
БрАЖ9-4Л | Сталь с HRC 45 и > | - | |||||||
БрАЖИ 10-4-4Л | -“- | - | |||||||
СЧ15-32 или СЧ18-36 | Сталь 20 или 20Х цементированная | 84,5 | - | - | - | - | |||
СЧ12-28 или СЧ15-32 | Сталь 45 или Ст. 6 | - | - | - | - |
Таблица А.11 - Механические характеристики для материалов червячных колес, МПа
Марка бронзы или чугуна | Способ литья | Н/мм2 | Допускаемые напряжения при твердости червяка | |||||
<HRC 45 | ≥HRC 45 | |||||||
БрОФIO-1 | В песчанную форму | |||||||
БрОФIO-1 | В кокили | |||||||
БрОНФ | Центробежн. | |||||||
БрОЦС 6-6-3 | В песчаную форму | |||||||
БрОЦС 6-6-3 | В кокиль | |||||||
БрОЦС 6-6-3 | Центробеж. | - | ||||||
БрАЖ9-4Л | В песчаную форму | - | - | - | ||||
БрАЖ9-4Л | В кокиль | - | - | - | ||||
Продолжение таблицы А.11 | ||||||||
БрАЖ 10-4-4Л | В кокиль | - | - | - | ||||
СЧ12-28 | В песчаную форму | - | - | - | ||||
СЧ15-32 | То же | - | - | - | ||||
СЧ18-36 | -“- | - | - | - | ||||
СЧ21-40 | -“- | - | - | - |
Таблица А.12 - Основные параметры червячных передач (ГОСТ 2144-76)
, мм | m, мм | q | Z2:Z1= u | ||||||
1 ряд | 2 ряд | ||||||||
3,15 | 32:4 | 32:2 | 32:1 | ||||||
32:4 | 32:2 | 32:1 | |||||||
32:4 | 32:2 | 32:1 | |||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
12,5 | 50:4 | 50:2 | 50:1 | ||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
46:4 | 46:2 | 46:1 | |||||||
6,3 | 32:4 | 40:2 | 32:1 | ||||||
32:4 | 32:2 | 32:1 | |||||||
32:4 | 32:2 | 32:1 | |||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
12,5 | 32:4 | 32:2 | 32:1 | ||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
12,5 | 50:4 | 50:2 | 50:1 | ||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
46:4 | 46:2 | 46:1 | |||||||
32:4 | 32:2 | 32:1 | |||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
40:4 | 40:2 | 40:1 | |||||||
12,5 | 50:4 | 50:2 | 50:1 | ||||||
Таблица А.13 - Сочетание m и q (ГОСТ 2144-76)
m | q | m | q |
2,0 | 8,0 | 6,3 | 8,0 |
10,0 | 10,0 | ||
12,5 | 12,5 | ||
16,0 | 16,0 | ||
20,0 | 20,0 | ||
Продолжение таблицы А.13 | |||
2,5 | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
10,0 | 10,0 | ||
12,5 | 12,5 | ||
16,0 | 16,0 | ||
20,0 | 20,0 | ||
3,15 | 8,0 | 10,0 | 8,0 |
10,0 | 10,0 | ||
12,5 | 12,5 | ||
16,0 | 16,0 | ||
20,0 | 20,0 | ||
4,0 | 8,0 | 12,5 | 8,0 |
10,0 | 10,0 | ||
12,5 | 16,0 | ||
16,0 | 16,0 | ||
20,0 | 20,0 | ||
5,0 | 8,0 | 16,0 | 8,0 |
10,0 | 10,0 | ||
12,5 | 12,5 | ||
16,0 | 16,0 | ||
20,0 | 20,0 |
Таблица А.14 - Коэффициент деформации червяка .
Коэффициент деформации при q | |||||||
7,5 | |||||||
Таблица А.15 - Значения коэффициента
Степень точности | Скорость скольжения , м/с | |||
до 1,5 | от 1,5 до 3 | от 3 до 7,5 | от 7,5 до 12 | |
- | - | 1,1 | ||
1,1 | 1,2 | |||
1,15 | 1,25 | 1,4 | - | |
1,25 | - | - | - |
Таблица А.16 - Коэффициенты формы зуба для червячных колес
2,43 | 2,41 | 2,32 | 2,27 | 2,22 | 2,19 | 2,12 | 2,09 | 2,08 | 2,04 |
Таблица А.17 - Значения коэффициентов трения и углов трения
0,1 | 0,08-0,09 | 4o34’-5o09’ | 2,5 | 0,030-0,040 | 1o43’-2o17’ |
0,25 | 0,065-0,075 | 3o34’-4o17’ | 3,0 | 0,028-0,035 | 1o36’-2o00’ |
0,5 | 0,055-0,065 | 3o09’-3o43’ | 4,0 | 0,023-0,030 | 1o19’-1o43’ |
1,0 | 0,045-0,055 | 2o35’-3o09’ | 7,0 | 0,018-0,026 | 1o02’-1o29’ |
1,5 | 0,04-0,05 | 2o17’-2o52’ | 10,0 | 0,016-0,024 | 0o55’-1o22’ |
2,0 | 0,035-0,045 | 2o00’-2o35’ | |||
Меньшие значения следует принимать при шлифованном или полированном червяке |
Таблица А.18 - Предельные окружные скорости для силовых передач, м/с
Степень точности | Прямые зубья в передачах | Непрямые зубья в передачах | ||
цилиндрической | конической | цилиндрической | конической | |
5 и более точные | Св. 15 | Св. 12 | Св. 30 | Св. 20 |
До 15 | До 12 | До 30 | До 20 | |
До 10 | До 8 | До 15 | До 10 | |
До 6 | До 4 | До 10 | До 7 | |
До 2 | До 1,5 | До 4 | До 3 |
Таблица А.19 - Допустимые скорости и области применения червячных передач
Степень точности | Скорость скольжения Vск, м/с | Обработка |
От 5 до 10 включительно | Червяк закален, шлифован и полирован. Колесо нарезается шлифованными червячными фрезами. Обкатка под нагрузкой | |
От 2 до 5 включительно | То же, но допускается нешлифованный червяк при твердости не более 350 НВ | |
До 2 включительно | Червяк не шлифуется, колесо нарезается любым способом |