Взаимные обязанности судов
За исключением случаев, когда Правила 9, 10 и 13 требуют иного:
(а) Судно с механическим двигателем на ходу должно уступать дорогу:
/i/ судну, лишенному возможности управляться;
/ii/ судну, ограниченному в возможности маневрировать;
/iii/ судну, занятому ловом рыбы;
/iv/ парусному судну.
(b) Парусное судно на ходу должно уступать дорогу:
/i/ судну, лишенному возможности управляться;
/ii/ судну, ограниченному в возможности маневрировать;
/iii/ судну, занятому ловом рыбы.
(c) Судно, занятое ловом рыбы, на ходу должно, по возможности, уступать дорогу:
/i/ судну, лишенному возможности управляться;
/ii/ судну, ограниченному в возможности маневрировать.
(d) /i/ Любое судно, за исключением судна, лишенного возможности управляться, или судна, ограниченного в возможности маневрировать, не должно, если позволяют обстоятельства, затруднять безопасный проход судна, стесненного своей осадкой и выставляющего сигналы, предписанные Правилом 28.
/ii/ Судно, стесненное своей осадкой, должно следовать с особой осторожностью, тщательно сообразуясь с особенностью своего положения.
(e) Гидросамолет на воде должен, в общем случае, держаться в стороне от всех судов и не затруднять их движение. Однако в тех случаях, когда существует опасность столкновения, он должен выполнять Правила этой части.
(f) (i) Экраноплан привзлете, посадке и в полете вблизи поверхности должен держаться в стороне от всех других судов и не затруднять их движение.
(ii) Экраноплан, находящийся на поверхности воды, должен выполнять Правила этой Части как судно с механическим двигателем.
Раздел III - Плавание судов при ограниченной видимости
Правило 19
Плавание судов при ограниченной видимости
(а) Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов.
(b) Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру.
(c) При выполнении Правил раздела I этой части следует тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.
(d) Судно, которое обнаружило присутствие другого судна, только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и /или/ существует ли опасность столкновения.
Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения, причем если этим действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:
/i/ изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;
/ii/ изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.
(e) За исключением случаев, когда установлено, что опасности столкновения нет, каждое судно, которое услышит, по-видимому впереди своего траверза, туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального, достаточного для удержания судна на курсе. Оно должно, если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.
Часть С - Огни и знаки
Правило 20
Применение
(а) Правила этой части должны соблюдаться при любой погоде.
(b) Правила, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца, и в течение этого времени не должны выставляться другие огни, кроме таких огней, которые не могут быть ошибочно приняты за огни, предписанные этими Правилами, или не ухудшают их видимость и отличительные характеристики, или не служат помехой для должного наблюдения.
(c) Огни, предписанные настоящими Правилами, должны, если они имеются на судне, также выставляться от восхода до захода солнца в условиях ограниченной видимости и могут выставляться при всех других обстоятельствах, когда это будет сочтено необходимым.
(d) Правила, относящиеся к знакам, должны соблюдаться днем.
(e) Огни и знаки, предписанные этими Правилами, должны соответствовать требованиям Приложения I к настоящим Правилам.
Правило 21
Определения
(а) "Топовый огонь" представляет собой белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225ш и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5ш позади траверза каждого борта.
(b) "Бортовые огни" представляют собой зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5ш и установлен таким образом чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5ш позади траверза соответствующего борта. На судне длиной менее 20 м бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, выставляемом в диаметральной плоскости судна.
(c) "Кормовой огонь" представляет собой белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135ш и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме до 67,5ш в сторону каждого борта.
(d) "Буксировочный огонь" представляет собой желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и "кормовой огонь, описанный в пункте (с) этого Правила.
(e) "Круговой огонь" представляет собой огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360ш.
(f) "Проблесковый огонь" представляет собой огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 или более проблесков в минуту.
Правило 22
Видимость огней
Огни, предписанные этими Правилами, должны иметь интенсивность, указанную в разделе 8 Приложения I к этим Правилам, с тем чтобы огни были видимы на следующих минимальных расстояниях:
(а) На судах длиной 50 м или более:
- топовый огонь - 6 миль;
- бортовой огонь - 3 мили;
- кормовой огонь - 3 мили;
- буксировочный огонь - 3 мили;
- белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 3 мили;
(b) На судах длиной 12 м и более, но менее 50 м:
- топовый огонь - 5 миль, но если длина судна менее 20 м - 3 мили;
- бортовой огонь - 2 мили;
- кормовой огонь - 2 мили;
- буксировочный огонь - 2 мили;
- белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили;
(с) На судах длиной менее 12 м:
- топовый огонь - 2 мили;
- бортовой огонь - 1 миля;
- кормовой огонь - 2 мили;
- буксировочный огонь - 2 мили;
- белый, красный, зеленый или желтый круговой огонь - 2 мили.
Правило 23