Командир каждого коллективного спасательного средства, в числе первичных мероприятий должен обеспечить
— внимательный осмотр средства (нет ли повреждений);
— размещение людей с выделением лучшего места для раненых;
— оказание первой помощи пострадавшим;
— изъятие у всех без исключения колющих и режущих предметов (особенно на надувных плотах и шлюпках), — организацию постоянного наружного наблюдения и дежурства внутри спасательного средства,
— осушение спасательного средства и одежды. В холодную погоду рекомендуется отжать мокрую одежду, проветрить спасательное средство и удалить из него воду после того, как люди согреются, а температура повысится. В жаркую погоду следует проветривать закрытые шлюпки и плоты.
При открытых шторах обоих входов плот продувается (так же, как и лежавшая в дрейфе с поднятыми с обоих, бортов закрытьями).
При отданном плавучем якоре плот держатся входом на ветер даже при легком ветре.
У спасающихся на плоту есть возможность охладить днище, временно выпустив из него воздух.
Зной лучше переносится, если 1 тент плота смачивать забортной водой и днем находиться во влажной одежде (не забывая ее просушивать к ночи). При этом воротник одежды должен быть застегнут, а голова покрыта. Это притупляет неприятные ощущения от зноя и значительно понижает потерю воды организмом. Его обезвоживание — большая опасность для жизни человека в тропиках.
В открытых шлюпках для защиты от брызг, холода и зноя используются специальные закрытия, а также шлюпочные чехлы и одеяла.
Для уменьшения дрейфа шлюпки и расположения ее поперек гребней волн (для уменьшения заливания и бортовой качки) используется плавучий якорь. Плавучий якорь спускается с носа шлюпки. Для сглаживания гребней волн к борту шлюпки крепиться мешок с растительным маслом, входящим в шлюпочное снабжение. Аналогичным образом рекомендуется использовать плавучий' якорь при подходе к берегу в условиях волнения.
Во время борьбы за живучесть судна при необходимости в эфир посылают призыв о помощи. Радиосигналы с указанием места бедствия продолжают подаваться автоматически даже после оставления экипажем судна. Современная техника позволяет рассчитывать на то, что эти сигналы приняты, и специальная система спасения на море будет приведена в действие.
Для указания местоположения терпящих бедствие и облегчения поисковых и спасательных операций задействуется аварийный радиобуй, рассчитанный, по крайней мере, на 48 часов непрерывной работы.
Кроме того, в распоряжении терпящих бедствие есть шлюпочная стационарная или переносная радиостанция, снабженная подробной инструкцией по использованию, а также комплект портативных УКВ-станций и радиолокационный буй или радиолокационный маяк-ответчик (транспондер).
Установив антенну (это может быть антенна с воздушным змеем) и заземление, даже неквалифицированный человек, следуя инструкции, может привести радиостанцию в действие.
Для визуального обнаружения используются-
- парашютные ракеты и фальшфейеры,
- плавучие дымовые шашки,
- сигнальное зеркало для подачи сигнала судам и самолетам (гелиограф)
На всех перечисленных средствах имеются инструкции по их использованию. Для сигнализации по азбуке Морзе имеется специальный электрический фонарь, а для подачи звуковых сигналов — свисток.
Первыми вестниками помощи, могут быть самолеты. Они не только уточнят местоположение терпящих бедствие, но и сбросят контейнеры, в которых содержатся: медикаменты, теплая одежда, вода и продукты и другое снабжение.
Красный – медикаменты Синий – вода и продукты Зеленый – теплая одежда Черный – остальное снабж. |
Спасательные вертолеты оборудованы подъемными устройствами для подбора людей из воды, снятия с аварийного судна или спасательного средства. Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.
В тех случаях, когда судно окажется на мели (на расстоянии до 200 м от берега) и достижение его с помощью плавучих средств небезопасно, необходимо соорудить леерное сообщение. Необходимо помнить, что во избежание опасного для жизни разряда статического электричества нельзя прикасаться к опускаемому с вертолета средству, пока оно не имело контакта с судовыми конструкциями или водой.
В тех случаях, когда судно окажется на мели (на расстоянии до 200 м от берега) и достижение его с помощью плавучих средств небезопасно, необходимо соорудить леерное сообщение.Такое же сообщение можно соорудить между двумя судами Проводник можно подать линемётом, имеющимся на судне и снабженным инструкцией по использованию
КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, ЧТО БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА, ОСТАВЛЕНИЕ СУДНА И ВЫЖИВАНИЕ В СПАСАТЕЛЬНОМ СРЕДСТВЕ НА МОРЕ ПОТРЕБУЮТ ОТ НЕГО НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, НО И СОХРАНЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(рекомендуемое)!