Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Основная учебная литература

1. А.В. Перышкин «Физика-7кл», 2008 М. Дрофа

2. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004

3. Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.

4. Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

5. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.

6. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.

7. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2006

8. Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).

Дополнительная учебная литература

1. Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 7 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.

2. Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

3. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2006.

Цифровые Образовательные Ресурсы

№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики»

№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»

№3 Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»

№4 Библиотека электронных наглядных пособий «Астрономия 10-11 классы» ООО Физикон

Демонстрационное оборудование

Первоначальные сведения о строении вещества

1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.

2.Механическая модель броуновского движения.

3.Набор свинцовых цилиндров.

Взаимодействие тел.

1.Набор тележек.

2.Набор цилиндров.

3.Прибор для демонстрации видов деформации.

4.Пружинный и нитяной маятники.

5.Динамометр.

6.Набор брусков.

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

1.Шар Паскаля.

2.Сообщающиеся сосуды.

3.Барометр-анероид.

4.Манометр.

Работа и мощность.

1.Набор брусков.

2.Динамометры.

3.Рычаг.

4.Набор блоков.

Оборудование для лабораторных работ

Лабораторная работа № 1.

«Определение цены деления измерительного прибора»

Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.

Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Оборудование: линейка, дробь, горох, иголка.

Лабораторная работа № 3.

Лабораторная работа № 4.

«Измерение массы тела на рычажных весах».

Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.

Лабораторная работа № 5.

«Измерение объема тела».

Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.

Лабораторная работа № 6.

«Определение плотности твердого тела».

Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.

Лабораторная работа №7.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Оборудование: динамометр, измерительная лента, набор грузов, штатив.

Лабораторная работа №8.

«Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления»

Оборудование: набор грузов, деревянный брусок, доска, динамометр.

Лабораторная работа №9.

«Определение центра тяжести плоской пластины»

Оборудование: плоская пластина, линейка.

Лабораторная работа №10.

«Измерение давления твердого тела на опору»

Оборудование: деревянный брусок, линейка, весы с разновесками

Лабораторная работа №11.

«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.

Лабораторная работа №12.

«Выяснение условия плавания тел в жидкости»

Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.

Лабораторная работа №13.

«Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.

Лабораторная работа№14.

«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.

Планируемые результаты изучения предмета

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень)

должны знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

должны уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов; владеть ключевыми, общепредметными и предметными компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой;

способны решать следующие жизненно-практические задачи: использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды, рационального применения простых механизмов.

Календарно-тематическое планирование уроков физики в 7 классе по учебнику:

Физика 7. Перышкин А.В. – М.:Просвещение. 2012. 2 ч/нед. Всего 68ч.


№ урока всего Номер урока в теме дата Тематика уроков Количество часов тип Требования к уровню подготовки (знать/уметь) Вид контроля   Домашнее задание, §
По плану фактически
      Введение (4 ч)          
        Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Инструктаж по технике безопасности. Лекция, беседа смысл понятий: физика,наблюдения и опыты Фронтальный опрос 1-3  
            Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Лекция, беседа смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие Фронтальный опрос 4,5    
            Лабораторная работа № 1 Определение цены деления измерительного прибора. практикум Определять цену деления измерительного прибора Самостоятельная работа   Оформление лр  
    Физика и техника. Лекция, беседа вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики Фронтальный опрос
        Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)          
    Строение вещества. Молекулы. Лекция, беседа смысл понятий: вещество,молекулы Фронтальный опрос 7,8
        Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». Практикум Определять размеры малых тел Фронтальный опрос Оформление лр 7,8  
        Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Лекция, беседа смысл понятий: диффузия Фронтальный опрос  
        Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Лекция, беседа смысл понятий: взаимное притяжение и отталкивание молекул Фронтальный опрос  
            Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Лекция, беседа различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов Фронтальный опрос 11-12
    Повторительно-обобщающий урок. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа 4-12
        Взаимодействие тел. (21 ч)          
            Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Лекция, беседа смысл физических величин: путь, скорость, Фронтальный опрос 13,14    
    Скорость. Единицы скорости. Лекция, беседа смысл понятий: скорость,единицы скорости, выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ Фронтальный опрос
        Расчет пути и времени движения. Решение задач. Решение задач описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение смысл понятий: Самостоятельная работа  
    Явление инерции. Решение задач. Решение задач смысл понятий: инерция, решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
    Взаимодействие тел. Лекция, беседа смысл понятий: взаимодействие Фронтальный опрос
        Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тел на весах. Лекция, беседа смысл понятий: масса Фронтальный опрос 19,20  
          27,10 Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Практикум Измерять массу тела на рычажных весах Самостоятельная работа Оформление лр 19,20    
        Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Практикум Измерять объем тела Самостоятельная работа Оформление лр 19,20  
    Плотность вещества. Лекция, беседа смысл понятий: плотность вещества Фронтальный опрос
            Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела». Практикум Определять плотность вещества твердого тела Самостоятельная работа Оформление лр 21    
    Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
        Решение задач. Подготовка к контрольной работе. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа  
    Контрольная работа № 1. По теме «Плотность тела». Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа 22, другой вариант
        Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Лекция, беседа смысл понятий: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести Фронтальный опрос 23,24  
    Сила упругости. Закон Гука. Лекция, беседа смысл понятий: сила упругости. Закон Гука Фронтальный опрос
    Вес тела. Лекция, беседа смысл понятий: Вес тела. Фронтальный опрос
    Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
        Динамометр. Лабораторная работа № 6. «Градуирование динамометра» Практикум Градуирование динамометра Самостоятельная работа Оформление лр, 28  
        Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Лекция, беседа решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа  
        Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Лекция, беседа смысл понятий: Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя Фронтальный опрос 30,31
    Контрольная работа № 2 Трение в природе и технике. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа 31, другой вариант
        Давление твердых тел, жидкостей и газов.(23ч)          
    Давление. Единицы давления. Лекция, беседа смысл понятий: Давление. Единицы давления. Фронтальный опрос
        Способы уменьшения и увеличения давления.   Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа  
    Решение задач. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
    Давление газа. Лекция, беседа смысл понятий: Давление газа. Фронтальный опрос
            Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Лекция, беседа смысл понятий: Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Фронтальный опрос 36,37    
    Расчет давления на дно и стенки сосуда. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
    Решение задач. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
    Сообщающиеся сосуды. Лекция, беседа смысл понятий: Сообщающиеся сосуды. Фронтальный опрос
            Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Лекция, беседа смысл понятий: Вес воздуха. Атмосферное давление. Фронтальный опрос 40,41    
        Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Лекция, беседа выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ Самостоятельная работа  
        Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа 43,44  
    Решение задач. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа 43,44
          Манометры. Лекция, беседа использовать манометры измерительные инструменты для измерения давления Самостоятельная работа  
      Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Лекция, беседа приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях Фронтальный опрос 46,47
      Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Лекция, беседа использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления Фронтальный опрос  
      Архимедова сила. Лекция, беседа смысл понятий: Архимедова сила Фронтальный опрос
        Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Практикум Определять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело Самостоятельная работа  
  1-5,03   Плавание тел. Лекция, беседа решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
    Решение задач. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
            Лабораторная работа № 8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Практикум Выясн ять условия плавания тела в жидкости Самостоятельная работа Оформление лр
    Плавание судов. Лекция, беседа приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях Фронтальный опрос
    Воздухоплавание. Лекция, беседа приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях Фронтальный опрос
    Контрольная работа № 3 Давление в жидкости и газов. Архимедова сила. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа другой вариант
        Работа и мощность. Энергия. (12 ч.)          
        Механическая работа. Лекция, беседа смысл понятий: Механическая работа Фронтальный опрос
    Мощность. Решение задач. Решение задач смысл понятий: Мощность, решать задачи на применение изученных физических законов Фронтальный опрос Самостоятельная работа
    Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Лекция, беседа приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях Фронтальный опрос 55,56  
      Момент силы. Лекция, беседа приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях Фронтальный опрос
    Рычаги в природе, быту и технике. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага. Приложения закона равновесия рычага к блоку». Практикум Выясн ять условия равновесия рычага. Приложения закона равновесия рычага к блоку Фронтальный опрос Оформление лр 58  
        Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило механики». Лекция, беседа   приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях Фронтальный опрос 59,60  
        Решение задач. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа
    Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.» Практикум Определ ять КПД при подъеме тела по наклонной плоскости Самостоятельная работа Оформление лр 61  
        Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Лекция, беседа смысл понятий: Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия Фронтальный опрос 62,63    
            Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Лекция, беседа смысл физических законов: сохранения механической энергии Фронтальный опрос
        Повторение. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа 62-64
    Контрольная работа № 4. Работа, мощность, энергия. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов Самостоятельная работа другой вариант
    Резерв. Уроки повторения. Решение задач решать задачи на применение изученных физических законов    
67,68       Решение задач          
                     

,

Тематическое планирование уроков физики в 7 классе по учебнику:

Физика 7. Перышкин А.В. – М.:Просвещение. 2012.

Введение 4 ч
Первоначальные сведения о строении вещества. 6 ч
Взаимодействие тел. 21 ч
Давление твердых тел, жидкостей и газов 23ч
Работа и мощность. Энергия 12 ч

Список контрольных и лабораторных работ

Контрольные работы дата Лабораторные работы дата
Контрольная работа №1   Лабораторная работа №1  
Контрольная работа №2   Лабораторная работа №2  
Контрольная работа №3   Лабораторная работа №3  
Контрольная работа №4   Лабораторная работа №4  
Контрольная работа №5   Лабораторная работа №5  
Контрольная работа №6   Лабораторная работа №6  
Контрольная работа №7   Лабораторная работа №7  
Контрольная работа №8      

Наши рекомендации