Электродвигатели со специальными характеристиками
Как отмечалось, характер движения исполнительных органов рабочих машин отличается большим разнообразием. Для рабочих органов металлургических машин и агрегатов характерными являются: вращательное движение с высокой скоростью (насосы, вентиляторы); вращательное движение с малой скоростью (слив жидкого металла из конвертера, миксера и т. п.); поступательное движение (толкатели, конвейеры, подъем фурмы, прессы, молоты). До последнего времени основным типом электродвигателя оставался двигатель вращательного движения. Для обеспечения требуемого характера движения исполнительного органа в этих случаях использовались различного рода механические передачи, преобразующие вращательное движение в движение требуемого характера. Часто такие механические передачи оказываются громоздкими, дорогостоящими, ненадежными в эксплуатации.
Прогрессивным явлением в развитии электропривода явилось создание электродвигателей поступательного, возвратно-поступательного, дискретного (шагового) движения и вращательного, с малой скоростью. Применение таких двигателей позволяет упростить или вовсе исключить механическую передачу, существенно повысить технико-экономические показатели электропривода.
Электропривод с линейными двигателями. Движущаяся часть линейного двигателя перемещается линейно,, Линейные двигатели могут быть асинхронными, синхронными или постоянного тока, повторяя по принципу действия соответствующие двигатели вращательного движения. Наибольшее распространение получили линейные асинхронные двигатели (ЛАД). Движущуюся часть ЛАД называют вторичным элементом. Если обмотки статора ЛАД подключить к сети переменного тока, образуется магнитное поле, ось которого будет перемещаться вдоль воздушного зазора со скоростью где f1 — частота питающего напряжения; τ — длина полюсного деления.
Процесс образования бегущего электромагнитного поля в ЛАД аналогичен тому, что имеет место в асинхронном двигателе.
Перемещающееся магнитное поле пересекает проводники вторичного элемента и индуктирует в них э. д. с, в результате чего в проводниках появляются вихревые токи. Взаимодействие вихревых токов с магнитным полем статора приведет к появлению силы, под действием которой вторичный элемент начнет
двигаться с некоторым отставанием (скольжением), наподобие асинхронного двигателя. Часто в качестве вторичного элемента используют лист, полосу, рельс, жидкий металл и т. п.
Линейный двигатель может работать в обращенном режиме движения, когда вторичный элемент неподвижен, а передвигается статор. Линейные двигатели используют в транспортных устройствах для перекачки жидкого металла. Мощность их достигает сотен, а в ряде случаев — тысяч киловатт; скорость 100—150 км/ч, а в рельсовом транспорте 400—500 км/ч.
Для изменения направления движения ЛАД достаточно изменить чередование фазных токов статорной обмотки, т. е. изменить порядок подключения фаз обмотки к трехфазному источнику питания. Регулирование скорости ЛАД осуществляется изменением частоты, питающего напряжения, переключением числа пар полюсов и др.
Использование в приводах механизмов с поступательным движением линейных электродвигателей позволяет упростить конструкцию механизма, исключить редукторы, а за счет повышения скоростей и ускорений — повысить производительность.
Шаговые синхронные двигатели. Шаговые двигатели (ШД) составляют основу дискретного привода; они используются в машинах, где исполнительный орган должен совершать строго дозированное перемещение с фиксацией своего положения в конце движения. Движение ротора ШД состоит из последовательных элементарных поворотов или шагов.
Шаговые двигатели представляют собой разновидность синхронных двигателей. Магнитное поле ШД перемещается (вращается) дискретно, шагами, что достигается путем импульсного возбуждения обмоток.
Угловое перемещение ШД определяется выражением
где р — число пар полюсов; п — число сочетаний схем включения тока статора.
При наличии на полюсах зубцов
где z2 — число зубцов ротора.
Средний скорость ШД определяется выражением
где а — шаг двигателя, рад; /к — частота коммутации обмоток, 1/с.
Обычно р≤4. Выполнение ШД с большим числом пар полюсов позволяет получить малый шаг, составляющий единицы градусов. Специальные схемы обеспечивают такое дробление шага, при котором движение будет вращательным непрерывным с остановкой двигателя в любом требуемом положении.
Синхронизирующий вращающий момент, удерживающий ротор в состоянии равновесия М = Ммах sinα, где = Ммах — максимальный момент; а — угол между осями магнитных полей статора и ротора.
Поворот ротора шагового двигателя на фиксированный угол происходит после подачи на статорные обмотки управляющих импульсов напряжения прямоугольной формs, которые формируются электронным коммутатором. Таким образом, управление ШД осуществляется силовым электронным коммутатором,ччастота выходного напряжения которого (частота коммутации), задаваемая частотой входного управляющего сигнала, изменяется в широких пределах.
Шаговое перемещение ротора осуществляется с помощью последовательных управляющих импульсов. Каждому импульсу соответствует одно перемещение обмоток ШД (один такт коммутации) и один шаг ротора. Суммарный угол поворота ШД пропорционален числу импульсов, а его скорость — Частоте импульсов.
Пуск ШД осуществляется скачкообразным или постепенным увеличением частоты входного сигнала от нуля до рабочей; торможение— снижением ее до нуля, а реверс — изменением последовательности коммутации обмоток ШД.
Современные ШД различны по конструктивному исполнению. В зависимости от числа фаз и устройства ^магнитной системы ШД бывают однофазными, двухфазными, многофазными, с активным или пассивным ротором. Активный ротор выполняется из постоянных магнитов (магнитоэлектрический ШД) или снабжается обмоткой возбуждения. Пассивный ротор выполняется из ферромагнитного материала и не имеет обмотки возбуждения.
Наряду с ШД вращательного движения получают распространение линейные ШД поступательного движения и двухко-ординатные ШД, обеспечивающие одновременное или раздельное вращательно-поступательное движение или движение по двум координатам. Шаговые двигатели находят применение для приводов, требующих повышенной точности движения — перемещения электродов печей, выращивания монокристаллов, перемещения валков прокатных станов и т. п.
Электропривод с вентильными двигателями (ВД).По устройству применяемые ВД напоминают синхронную машину. На статоре располагается трехфазная обмотка переменного тока, питаемая от вентильного коммутатора. Ротор, обеспечивающий возбуждение двигателя, выполняется в виде постоянного магнита с обмоткой возбуждения, питаемой от источника постоянного тока через контактные кольца, либо в виде безобмоточного зубчатого цилиндра, через зубцы которого замыкается магнитный поток.
Отличительной особенностью вентильного двигателя является наличие вентильного коммутатора, который выполняет функцию коллектора двигателя постоянного тока. Вентильный коммутатор представляет собой преобразователь частоты (ПЧ). ВД различаются по типу ПЧ, конструктивному исполнению двигателя, способу контроля углового положения ротора, устройству управления и т. п.
Рис. 1. Схема вентильного двигателя: VII — управляемый выпрямитель; 1)2.2 — инвертор; 1ЛЗ — тири-сторный возбудитель; Ь — сглаживающий реактор; АУВ, АУИ — аппаратура управления выпрямителем и инвертором |
•Характеристики ВД аналогичны соответствующим характеристикам двигателя постоянного тока. ВД имеет широкие возможности в отношении регулирования скорости, путем изменения подводимого к статору напряжения, тока возбуждения, угла управления вентилями инвертора.
На рис. 1 представлена принципиальная схема ВД. Регулирование скорости в данной схеме осуществляется изменением напряжения на выходе VII или тока возбуждения 1123.
Использование приводов переменного тока по схеме ВД для металлургической промышленности позволит снять ограничения по мощности, характерные для приводов постоянного тока.