А.12. особенности полетов на площадки, расположенные на судах и мбу.

4а.12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

4а.12.1.1. Вертолет в пассажирском и транспортном вариантах может выполнять полеты на площадки, расположенные на судах и морских буровых установках, для перевозки пассажиров (вахт), грузов внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, выполнения санитарных и аварийно-спасательных заданий.

4а.12.1.2. Полетная масса вертолета при полетах над морем (водной

поверхностью) не должна превышать массы, определенной по графику

РЛЭ, рис. 3.1.6. При полетах с грузом на внешней подвеске полетная масса вертолета определяется без учета массы груза на подвеске, так как в случае отказа одного из двигателей внешняя подвеска должна быть немедленно сброшена.

4а.12.1.3. К полетам на площадки, расположенные на судах и МБУ, допускаются экипажи, имеющие опыт выполнения посадок на площадки, подобранные с воздуха, и прошедшие необходимую тренировку.

4а.12.1.4. Работы вертолета по транспортировке грузов на внешней подвеске на ходу судна и ночью ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

4а.12.2. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА.

4а.12.2.1. При выполнении полетов на площадки, расположенные на судах и МБУ, экипаж вертолета должен состоять из командира вертолета, второго пилота и бортмеханика. В случаях, предусмотренных НПП и НШС ГА, в состав экипажа может включаться штурман.

4а.12.2.2. Основные обязанности членов экипажа вертолета указаны в НПП ГА, дополнительные обязанности, связанные с транспортировкой грузов на внешней подвеске, указаны в разделе РЛЭ 4а.7.2.

4а.12.3.ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ.

4а.12.3.1. Перед заходом на посадку на посадочную площадку (ПП) судна (МБУ) необходимо выполнить контрольный пролет над ПП для ее осмотра и уточнения направления ветра. Пролет следует выполнять на высоте

не менее 20 м относительно площадки на скорости по прибору 80-90 км/ч при удалении от препятствий на расстоянии не менее 50м.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ:

1. ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ВЕТРА ОТ ПП НА ПРЕПЯТСТВИЯ БОКОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СКОРОСТИ ВЕТРА ПРИ ЗАВИСАНИИ ВЕРТОЛЕТА НЕ

ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ СЛЕВА 5 М/С, СПРАВА - 3 М/С.

2. ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ВЕТРА ОТ ПРЕПЯТСТВИЙ НА ПП НАПРАВЛЕНИЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧИВАЛСЯ УХОД ВЕРТОЛЕТА НА ВТОРОЙ КРУГ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ КУРСА.

3. ЗАХОД НА ПОСАДКУ СО СТОРОНЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

4. ПОСАДКУ И ВЗЛЕТ РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ ПРОДОЛЬНО-ПОПЕРЕЧНОЙ КАЧКЕ ПЛОЩАДКИ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩЕЙ + 3° .

5. ПОСАДКА И ВЗЛЕТ НА ХОДУ СУДНА ПО СРАВНЕНИЮ С ПОСАДКОЙ И ВЗЛЕТОМ НА СТОПЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕ ИМЕЮТ, ОДНАКО НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТО СКОРОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩЕГО ВОЗДУШНОГО ПОТОКА НАД ПП ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЯМ СКОРОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЕТРА, УСТАНОВЛЕННЫМ РЛЭ. ПОСАДКА И ВЗЛЕТ С ПОПУТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РЕЗУЛЬТИРУЮЩЕЙ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

6. ПОСАДКА И ВЗЛЕТ ВЕРТОЛЕТА ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ СУДНА (ИЗМЕНЕНИИ ХОДА, ПОВОРОТАХ) ЗАПРЕЩАЮТСЯ.

4а.12.3.2. Заход на посадку выполняется по следующей методике:

- после захода на предпосадочную прямую на высоте 100-150 м вертолет переводится в режим снижения. Снижение выполняется на скорости по прибору 80-90 км/ч с вертикальной скоростью 2-4 м/с с таким расчетом, чтобы.на удалении 500-300 м от границы ПП высота относительно площадки была равной 30- 20 м. Расчет на посадку уточняется изменением вертикальной и поступательной скоростей, при этом глиссада снижения выдерживается таким образом, чтобы обеспечивалась непрерывная видимость поверхности посадочной площадки;

- начиная с высоты 30-20 м, следует приступить к уменьшению вертикальной и поступательной скоростей. Торможение выполняется с таким расчетом, чтобы пересечение границы ПП производилось на высоте 5-7 м при скорости полета относительно судна (МБУ) 5- 10 км/ч в точке, максимально удаленной от препятствий;

ВНИМАНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ ВЫСОТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ ПП МОЖЕТ БЫТЬ УВЕЛИЧЕНО В "ИНСТРУКЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПОЛЕТОВ НА КОНКРЕТНОЕ СУДНО (МБУ).

- после пересечения границы площадки продолжается плавное перемещение вертолета в сторону обозначенного центра таким образом, чтобы зависнуть над центром ПП на высоте 3 м. Центрирование вертолета относительно ПП производится по концентрическим окружностям, нанесенным на ее поверхности, и другим ориентирам;

- после достижения центра ПП производится плавное приземление вертолета.

В случае необходимости перед приземлением вертолета выполняется доворот против ветра.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗВОРОТОВ НА ВИСЕНИИ СЛЕДУЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ПО КОНЦЕНТРИЧЕСКИМ ОКРУЖНОСТЯМ НА ПП, ИМЕЯ В ВИДУ, ЧТО ПРИ ОПРЕДЕЛЕННОМ КУРСЕ ВЕРТОЛЕТА ПРЕПЯТСТВИЯ УХОДЯТ ИЗ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ ПИЛОТОВ. РАЗВОРОТ НА ВИСЕНИИ, ПРИ КОТОРОМ ВОЗМОЖНО ПОПАДАНИЕ ХВОСТОВОЙ ЧАСТИ ВЕРТОЛЕТА В СЕКТОР ПРЕПЯТСТВИЙ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2. ПРИ ПОСАДКЕ, ВИСЕНИИ НА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ, НА ВЗЛЕТЕ СМОТРЕТЬ НА ВОДУ, ЛЕД НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОТЕРИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА.

4а.12.3.3. Взлет с ПП судна (МНУ) выполняется в следующем порядке:

- вертолет плавно отделяется от ПП и выполняется контрольное висение на высоте 3-4 м;

- после контрольного висения, убедившись, что вертолет устойчиво висит, параметры работы двигателей и систем в норме, следует развернуть вертолет по возможности против ветра по курсу предполагаемого взлета, увеличить общий шаг несущего винта до появления положительной вертикальной скорости и перевести вертолет в разгон с одновременным набором,высоты, выдерживая режим работы двигателей не ниже номинального (вплоть до взлетного). Разгон и набор высоты выполняются таким образом, чтобы на высотах 10, 20 и 25-30 м относительно ПП скорость по прибору была соответственно 30, 80 и 120 км/ч;

- после достижения скорости 120 км/ч вертолет переводится на режим полета, необходимый для выполнения задания.

Примечания:

1. При висении вертолета над судном, стоящим на одном якоре, судно может дрейфовать под воздействием струи от несущего винта, т.е. изменять курс, поэтому экипажу вертолета необходимо следить за дрейфом судна, особенно при длительном висении и работах с внешней подвеской вблизи препятствий и маневрировать вертолетом таким образом, чтобы сохранялась необходимая дистанция с препятствиями, определяемая разметкой ПП или палубы и "Инструкцией по производству полетов".

2. Швартовка вертолета на судне обязательна. Установка швартовочного приспособления вертолета на судне выполняется авиатехниками по команде КВС до выведения коррекции газа в положение МГ. После выключения двигателей и остановки несущего винта выполняется затяжка тросов (цепей) швартовочного приспособления.

3. Запуск двигателей вертолета на ПП судна и их опробование выполняются при ослабленных тросах, но не снятом швартовомном приспособлении. Снятие швартовочного приспособления выполняется авиатехниками непосредственно перед взлетом по команде КВС при правой коррекции газа.

4. Швартовка вертолета на МБУ выполняется экипажем при ветре свыше 15 м/с, качке свыше + 2°, при сдаче вертолета на хранение экипажу МБУ при ночевке, длительной стоянке, а также в других слуаях по решению командира вертолета.

5. Проверку курсовой системы и радиокомпаса на площадке из-за сильного влияния на них ферромагнитных масс и электромагнитного поля судна (МБУ) не производить. Указанные системы проверять после взлета, для чего:

- перед взлетом уточнить курс судна;

- после взлета выполнить визуальный полет по кругу и на прямой после четвертого разворота сравнить курс ПРС на судне с показаниями курсовой системы и радиокомпаса (при наличии ПРС на судне, МБУ).

Наши рекомендации