Проверочный расчет тихоходного вала на статическую прочность
Цель проверочного расчета состоит в проверке соблюдения следующего неравенства в опасном сечении вала
(13.1)
где - расчетная и допускаемая прочность ( =515МПа для валов общего назначения).
(13.2)
Напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, поэтому амплитуда , МПа равны
, (13.3)
где – максимальный изгибающий момент, Н × мм, в опасном сечении вала (см. эпюру изгибающих моментов, рисунок 11,з);
– момент сопротивления сечения, мм3, который равен: для круглого сплошного сечения вала
, (13.4)
где – диаметр вала, мм, в опасном сечении вала, а размеры шпоночного паза приведены в таблице Б.12.
3,7 МПа;
Касательное напряжение равно
, (13.5)
где Мкр – крутящий момент в опасном сечении вала, Н × мм, (см. эпюру крутящих моментов, рисунок 11,в);
Wp - полярный момент сопротивления сечения, мм3, который равен: для круглого сплошного сечения вала
(13.6)
где – диаметр вала, мм, в опасном сечении вала, а размеры шпоночного паза приведены в таблице Б.12.
2,5 МПа.
Расчетное напряжение рассчитаем из выражения (13.2)
11,2 МПа. 515 МПа, условие прочности выполняется
Выбор смазки зацепления и подшипников
Смазывание зубчатых зацеплений и подшипников уменьшает потери на трение, предотвращает повышенный износ и нагрев деталей, а также предохраняет детали от коррозии. Снижение потерь на трение обеспечивает повышение КПД редуктора.
По способу подвода смазочного материала к зацеплению различают картерное и циркуляционное смазывание.
Картерное смазывание осуществляется окунанием зубчатых колес в масло, заливаемое внутрь корпуса. Это смазывание применяют при окружных скоростях в зацеплении зубчатых передач до v 12 м/с. При большей скорости масло сбрасывается центробежной силой.
Смазку зубчатого колеса осуществляем картерным способом.
Кинематическая вязкость масла u40=50
Это вязкости соответствует масло И-Г-А ГОСТ 1013-76.
Контроль уровня масла, находящегося в корпусе редуктора, производят с помощью пробок.
Так как для нашего случая величина окружной скорости в зацеплении зубчатых колес V меньше 2,5 м/с(V=1,87м/с), то подшипники смазываются консистентной смазкой.
Объем масла V определяем из расчета
V= (0,3…0,5)Рдв.тр. (14.1)
V=(0,3…0,5) •12,4=(3,7…6,2) л
Выбираем V=4л.
При этом высота масляной ванны составит 70мм.
Выбор посадок
Т а б л и ц а 8 – Рекомендуемые посадки для соединений
Посадка по ГОСТ 25347-82 | Примеры применения |
H7 Р6 | Цилиндрические прямозубые колеса на валы при передаче вращающего момента шпоночным соединением |
H7 r6 пв | Полумуфты |
H7 s6 | Элементы открытых передач: звездочки, шкивы и т.д. |
H7 h8 | Крышки торцовых узлов на подшипниках качения в корпус |
H9 h9 | Посадка призматических шпонок на валу: соединение Нормальное |
L0 k6 | Подшипник качения нормальной точности (класс РО) на валу при циркуляционном нагружении внутреннего кольца (вращающийся вал) |
l7 10 | Подшипник качения нормальной точности (класс РО) в корпусе при местном нагружении наружного кольца (вращающийся вал) | |
Выбор и расчет муфты
Муфта предназначена для передачи крутящего момента от электродвигателя к редуктору или от редуктора к механизму, компенсации осевых и радиальных нагрузок, гашения колебаний и вибраций от электродвигателя. В зависимости от типа передачи, конструкционных особенностей, выбирают тот или иной тип муфты, в нашем случае муфта предназначена для передачи крутящего момента от редуктора на рабочий механизм, и целесообразно применить компенсирующую муфту. Компенсирующие муфты передают вращающий момент зубьями. В компенсирующей муфте допускаемые радиальное и угловое смещение осей составляют не более 0,4 мм и 1◦00ˈ.Материал полумуфт – чугун СЧ 21 или сталь 35;материал зубьев не ниже 45; втулок- специальная резина с сопротивлением разрыва не менее 8,0 Мпа, стойкая в минеральных маслах; число зубьев от 4 до 10. Критериями выбора муфты являются диаметры соединяемых валов и передаваемый момент - таблица 8
Выбор муфты производится по максимальному вращающему моменту и по большему диаметру из двух валов, которые она соединяет.
Tmax=Ti•Кп (16.1)
где Ti=T1=100•10-3кНм
Кп- коэффициент пиковой нагрузки, согласно варианту Кп=1,8
Tmax=100•10-3•1,8=0,018кНм
Т а б л и ц а 9 - Параметры и размеры зубчатой муфты (ГОСТ 5006 –94)
T,кНм | n мин-1 max | d | D | D1 | D2 | L | l | C | B | m | z | b | l1 |
4,0 |
Рисунок 14 – Муфта зубчатая