ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности».

Методические указания, задачи и упражнения к теме «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности»

Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг развивается во времени. Изучение происходящих при этом изменений является одним из необходимых условий познания закономерностей динамики.

Основная цель статистического изучения динамики коммерческой деятельности состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.

Рядами динамики называются статистические данные, отображающие развитие изучаемого явления во времени.

Для количественной оценки динамики социально-экономических явлений применяются статистические показатели: абсолютные приросты, темпы роста и прироста, темпы наращивания и др.

Важное значение в условиях интенсификации социально-экономических явлений имеет показатель, отображающий наращивание экономического потенциала. Вычисляются темпы наращивания Тн делением цепных абсолютных приростов ΔУцi на уровень, принятый за постоянную базу сравнения Уо:

Тн =ΔУцi : Уоi

Темпы наращивания можно непосредственно определить по базисным темпам роста:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru

Эта формула удобна для практики, так как статистическая информация о динамике социально-экономических явлений публикуется чаще всего в виде базисных рядов динамики. При определении среднего уровня ряда динамики надо уяснить, что в интервальных рядах динамики (с равными интервалами) средний уровень определяется по формуле:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru

В моментных рядах динамики (с равностоящими датами времени) средний уровень определяется по формуле:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru

В стабильных рядах динамики, в которых нет ярко выраженной общей тенденции роста, сезонные колебания измеряются на основе постоянного среднего уровня. Для определения по одноименным внутригодовым периодам обобщающих показателей сезонных колебаний исчисляются индексы сезонности по формуле:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ,

где:

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – усредненный уровень одноименных внутригодовых периодов (за ряд лет);

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – общий (постоянный) средний уровень.

В рядах динамики с ярко выраженной общей тенденцией роста сезонные колебания изучаются на основе переменного уровня, выражающего тренд ( ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ). Тренд в рядах внутригодовой динамики обычно определяется способом аналитического выравнивания. При применении этого способа расчет индексов сезонности производится по формуле:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ,

где:

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – исходный (эмпирический) уровень изучаемого внутригодового периода;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – выровненный (теоретический) уровень изучаемого периода;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – число годовых периодов.

При определении среднего (среднегодового) темпа роста ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru по абсолютным уровням ряда используется формула:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ,

где:

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – конечный уровень ряда;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – базисный уровень ряда;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – число субпериодов в изучаемом ряду динамики.

Для определения среднего (среднегодового) абсолютного прироста (Y) по цепным (по годовым) приростам ( ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ) используется формула:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ,

где ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – число цепных (погодовых) абсолютных приростов.

Средний (среднегодовой) абсолютный прирост можно определить и по абсолютным уровням ряда динамики:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ,

где:

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – конечный уровень ряда динамики;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – базисный уровень ряда динамики;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – число субпериодов в изучаемом интервале времени.

Показатели среднего темпа роста и среднего абсолютного прироста применяются при краткосрочном статистическом прогнозировании (КСП) путем экстраполяции уровня развития изучаемого явления на ближайшее будущее. При КСП предполагается, что выявленная внутри динамического ряда основная закономерность роста (тренд) сохраняется и в дальнейшем развитии. Поэтому, если в статистическом ряду нет резких колебаний цепных показателей динамики, то для определения экстраполируемого уровня ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru применяются формулы:

а) по среднему абсолютному приросту ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ;

б) по среднему темпу роста ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru .

При этом:

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – конечный уровень ряда динамики с вычисленными ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru или ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru ;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – срок прогноза (упреждения).

Для КСП может быть использован метод экстраполяции тренда на основе аналитического выравнивания уровней ряда динамики, отображающего динамику развития явления за отдельные этапы экономического развития.

Расчет экстраполируемого уровня ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru производится по формуле:

ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru

При этом:

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru и ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – параметры модели тренда;

· ТЕМА 4. «Статистическое изучение динамики коммерческой деятельности». - student2.ru – показания времени прогнозируемого периода.

Задача № 35

Имеются следующие данные о производстве бытовых холодильников одним из заводов России:

Год
Произведено холодильников, тыс. шт.

I. На основе этих данных вычислите следующие показатели динамики:

1) абсолютный прирост (на базисной и цепной основе);

2) темпы роста и прироста (на базисной и цепной основе);

3) средний абсолютный прирост и средние темпы роста и прироста.

Расчеты выполните в табличной форме.

Для характеристики интенсивности развития производства постройте график.

II. Произведите анализ общей тенденции развития производства:

1) исходные и выровненные уровни ряда динамики нанесите на график;

2) сделайте прогноз возможного объема производства холодильников в 2004г.

а) на основе средних показателей динамики (п.1.3.);

б) на основе полученной модели (п.2.1.).

Сделайте подробный анализ полученных результатов.

Задача № 36

Имеется следующая информация о товарообороте магазина:

Год
Товарооборот, млн. руб. 10,4 10,8 11,3 11,7 12,2

Для анализа товарооборота магазина в 1999–2003 г.г. вычислите и занесите в таблицу абсолютные, относительные и средние показатели динамики.

Изобразите интенсивность развития ряда динамики графически и сделайте выводы;

Произведите анализ основной тенденции развития товарооборота;

Дайте оценку возможного размера товарооборота в 2004 г. на основе:

а) средних показателей динамики;

б) построенной модели.

Сделайте выводы.

Задача № 37

Имеется следующая информация о товарообороте ассоциации до, и после укрупнения обслуживаемого региона (в сопоставимых ценах, млн. руб.):

Товарооборот в границах: Годы
Прежних - -
Новых - -

Произведите анализ динамики товарооборота ассоциации, предварительно приведя информацию к сопоставимому виду. Сделайте выводы.

Задача № 38

Имеется следующая информация о розничном товарообороте дежурных продовольственных магазинов города по кварталам 2003 г.:

Кварталы Объем товарооборота, млн. руб.
I 458,10
II 465,01
III 460,92
IV 465,52

По приведенным данным:

1. Приведите данные к сопоставимому виду;

2. Произведите анализ динамики товарооборота по кварталам года;

3. Постройте график;

4. Сделайте выводы о специфике динамики товарооборота по кварталам 2003 г.

Задача № 39

Основные средства предприятия на начало года составили 12650 тыс. руб., а на конец года – 13240 тыс. руб. Определите среднегодовую стоимость основных средств предприятия.

Задача № 40

Имеются следующие данные о списочной численности работников магазина в 2003 г.:

Дата 1.01 1.04 1.07 1.10 1.01.2004 г.
Число работников, чел.

Определите среднеквартальную численность работников магазина в 2003 г.

Задача № 41

Определите по данным задачи 35 средний уровень производства холодильников в 1998– 2003 гг.

Задача № 42

С 1 по 20 ноября в списочном составе работников предприятия числилось 190 чел., а с 21 ноября и до конца месяца – 196 чел. Определите среднюю списочную численность работников предприятия в ноябре.

Задача № 43

За апрель 2003 г. в списочной численности работников магазина произошли следующие изменения:

на 01.04: численность: 190 чел.;

уволилось: 10.04 – 4 чел., 20.04 – 3 чел.;

принято на работу: 12.04 – 2 чел., 24.04 – 6 чел.

Определите среднюю списочную численность работников магазина в апреле 2003 г.

Задача № 44

Имеются следующие данные о товарообороте торговой фирмы и среднем изменении цен:

Месяцы Январь Февраль Март Апрель Май
Товарооборот в фактических ценах (тыс. руб.)
Индекс цен (в % к предыдущему месяцу) 100,0 116,1 110,2 105,3 104,2

1. Для анализа динамики физического объема товарооборота пересчитайте товарооборот за соответствующие месяцы из фактических цен в сопоставимые.

2. Определите: абсолютные, относительные и средние показатели динамики физического объема товарооборота (интенсивность динамики изобразите графически).

3. Произведите анализ общей тенденции физического объема товарооборота методом аналитического выравнивания (фактические и теоретические уровни изобразите на графике).

Сделайте выводы.

Задача № 45

Имеется следующая информация о среднедневной реализации продукта «М» на рынке города в 2000 – 2003 гг., тыс. тонн:

Кварталы 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
I 51,6 61,4 65,2 70,1
II 60,2 64,6 67,9 71,4
III 62,8 68,4 72,4 76,8
IV 54,3 63,2 70,0 74,5

1. Для выявления общей тенденции развития произведите сглаживание уровней ряда динамики методом скользящей средней.

2. Исходные и сглаженные данные нанесите на график и сделайте выводы.

Задача № 46

По исходным данным задачи № 45 вычислите индексы сезонности, постройте график сезонной волны и сделайте выводы о специфике реализации данного продукта по кварталам.

Задача № 47

Имеются следующие данные о продаже картофеля на рынках группы городов, тыс. тонн:

Месяцы Годы
А 1 2 3 4
Январь 136,5 138,2 142,1 148,8
Февраль 130,8 136,1 138,3 144,6
Март 132,4 137,7 140,6 146,4
Апрель 130,1 134,3 139,9 144,6
Май 125,5 132,1 137,1 141,7
Июнь 124,7 128,0 134,4 138,1
Июль 128,9 130,3 136,5 145,3
А 1 2 3 4
Август 134,2 136,5 143,3 151,6
Сентябрь 142,8 144,8 150,2 156,4
Октябрь 148,9 150,1 154,8 161,5
Ноябрь 146,1 148,4 153,9 156,1
Декабрь 135,4 140,6 150,3 152,8

На основе приведенной информации:

1. Установите характер общей тенденции (тренда) продажи картофеля;

2. Измерьте сезонные колебания реализации картофеля;

3. Показатели сезонной волны изобразите графически;

Сделайте выводы по полученным результатам.

Наши рекомендации