Методические рекомендации по выполнению кр

Методические указания к курсовой работе по дисциплине БЖД

Предназначено для студентов очной и заочной формы обучения специальности 320700 “Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов” при выполнении курсовой работы по БЖД и раздела БЖД в дипломном проекте.

Обсуждено и рекомендовано к печати кафедрой БЖЭ

2006 г. (протокол № )

Составитель Б.С.Аксенов

Введение

Курсовая работа (КР) по дисциплине БЖД выполняется студентами самостоятельно в соответствии с вариантом задания согласованного с руководителем КР.

Основной задачей КР является изучение студентами принципов и методов БЖД , применяемых на практике для обеспечения нормальных условий труда на рабочих местах в штатных и аварийных ситуациях, а также приобретения практических навыков по:

1. идентификации потенциально опасных и вредных факторов;

2. количественной оценки условий труда;

3. разработки организационно-технических мероприятий по улучшению условий труда;

4. прогнозированию зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушной смеси при чрезвычайных ситуациях.

1.Требования к оформлению курсовой работы

Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки рукописного текста объемом 25-30 страниц. Текст пишется чернилами или пастой (кроме красного и зеленого цвета). Допускается писать (печатать) пояснительную записку на двух сторонах белой бумаги формата А4

Изложение разделов КР должно быть конкретным с обязательной ссылкой на нормативно-техническую документацию и литературу, которыми пользуется студент при её написании. Недопустимо дословное переписывание материалов из учебных пособий по рассматриваемой теме. Предпочтительно отдельные подразделы после изучения теоретического материала по литературе обобщать в виде таблиц, схемы взаимодействия, диаграммы и т.д.

Графически материал по результатам расчета допускается выполнять на миллиметровой бумаге или белых листах формата- А4 с соблюдением выбранного масштаба.

2. Содержание курсовой работы

В КР должны быть включены 3 раздела, раскрытие которых рекомендуется вести в следующей последовательности:

ВВЕДЕНИЕ

2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ БЖД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ(объём 8…..10с.)

2.1.1. Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека в среде обитания.

2.1.2. Методы и принципы обеспечения БЖД в системе “человек-среда обитания-машина-ЧС”.

2.1.3. Классификация негативных факторов по природе происхождения и их характеристика воздействия в системе “человек- среда обитания”.

2.1.4. Методы идентификации и оценки опасных и вредных факторов производственной среды.

2.1.5. Методы прогнозирования и оценки возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

2.1.6. Методика аттестации рабочих мест и сертификация работ.

2.1.7. Основы организации спасательных и аварийно-восстановительных работ.

2.2 АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ (объем 6…8с.)

2.2.1. Краткое описание технологического процесса и характеристика потенциальных опасных и вредных факторов на рабочем месте.

2.2.2. Карта условий труда на рабочем месте № 1.

2.2.3. Количественная и качественная оценка условий труда на рабочем месте по тяжести и напряженности.

2.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

2.3.1. Расчетное обоснование численности работников службы охраны труда на предприятии.

2.3.2. Общие требования по организации безопасных условий труда на РМ.

2.3.3. Рационализация режима труда и отдыха работников.

2.3.4. Проектирование вытяжной механической вентиляции на предприятии.

2.3.5. Карта улучшенных условий труда №2 на рабочем месте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КР

Успешное выполнение КР студентом возможно после самостоятельной проработки теоретического материала изложенного в учебном пособии на с.8…12, 39…52, 78…87, 197…199, 226…237 [1], а также ГОСТ 12.0.003- 74 [2], 190…200 [8].

Освоение данного материала позволит приступить к написанию первого раздела КР. При этом раскрытие содержания подразделов целесообразно осуществлять путем обобщения теоретических положений в виде таблиц, блок-схем взаимодействия и т.п.

Для выполнения второго раздела КР студент должен выбрать объект, по которому будет, производится анализ условий труда на рабочем месте (РМ). Данный выбор, для студентов–заочников, обусловлен предприятием, на котором он работает.

В подразделе 2.2.1. необходимо дать краткое описание технологического процесса (оборудования, РМ) и факторов производственной среды, которые потенциально могут формировать неблагоприятные УТ на рабочем месте, а также ориентируясь на критерии НИИ труда [3, с.25]. Из 22 критериев для анализа необходимо включить только те факторы производственной среды, которые характерны для рассматриваемого производства или рабочего места. В случае отсутствия на предприятии карт аттестации рабочих мест выбор идентифицируемых факторов должно быть согласовано с руководителем КР.

На основании анализа потенциальных опасностей и вредностей составляется Карта условий труда на РМ № 1, в которой каждый фактор производственной среды оценивается в баллах с учетом времени его действия в течение рабочего дня.

Интегральный показатель тяжести (Ит) УТ рекомендуется определять по выражению:

∑Хі (6 – Хmах)

Ит = 10∙[Хmax + ————————]

(n ­ 1) · 6

где: ∑Хmax – бальная оценка фактора, получившего максимальное значение с учетом времени действия;

Хi – бальная оценка i – го биологически значимого фактора (более двух баллов);

n – общее число биологически значимых факторов.

По показателю Ит определяют категорию тяжести труда, льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда [3. с.39], показатель утомления (У) и работоспособности (R). Затем, используя медико-физиологическую классификацию, дается характеристика категории тяжести труда по условиям труда и функциональному состоянию организма.

Руководствуясь межотраслевыми нормами [4], в подразделе 2.3.1. определяется численность работников службы охраны труда. Если численность работников предприятия небольшая необходимо предусмотреть форму привлечения к работе по охране труда на условиях совместительства и т.п..

В подразделе 2.3.2. студенты на основании ГОСТов ССБТ должны указать действующие нормативы по факторам производственной среды, которые получили оценку по карте условий труда более 2 баллов, и рекомендовать коллективные (инженерные) средства защиты работающих, обеспечивающие исключение или снижение опасных и вредных факторов до допустимых пределов.

Одной из форм улучшения УТ на производстве является рационализация труда и отдыха работников. Она предусматривает установку дополнительных микроперерывов в течение рабочего дня, что способствует снижению развития утомления и действия вредных и опасных факторов (защита временем). Краткое описание значимости данной формы организации работы, а также построение графика развития утомления в течение рабочей смены возможно после ознакомления с соответствующим разделом Справочного пособия по НОТ [5]. Суммарное время микроперерывов рекомендуется определять по расчетному показателю утомления вычисленного в подразделе 2.2.3. КР.

ST= - 0,58 × У,

где: ST - суммарное время микроперерывов, мин;

У - показатель утомления.

Расчетные вопросы КР (2.3.4. и 2.3.5.) выполняются студентами в соответствии с методическими указаниями, изложенными в практикуме по БЖД [6]. Решению подлежат задания на расчет по проектированию вытяжной механической вентиляции (№3.2.1., с.38). Исходные данные по таблице 3.3.берутся в соответствии с вариантом, установленном студенту по журналу преподавателя ведущего КР.

Основные выводы по результатам выполненной КР необходимо сделать на основе анализа условий на рабочем месте с улучшенными показателями баллов по биологически значимым факторам новой Карты условий труда на РМ №2. На основании этого анализа вычисляется возможный прирост производительности труда (П) в процентах за счет улучшения условий труда.

 
  методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru

где К – коэффициент, учитывающий влияние условий труда, принимается 0,2;

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru R методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru работоспособность после проведения мероприятий;

R1 – работоспособность до проведения мероприятий.

4. ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформленная КР приносится на кафедру БЖД (ХТ- 204) для ее проверки ведущим преподавателем. При отсутствии замечаний студент допускается к защите, которая происходит в форме доклада (5 мин.) по результатам выполненной КР и ответов на поставленные вопросы руководителем курсовой работы.

Работа, выполненная не по своему варианту возвращается студенту без проверки. Срок представления КР на кафедру не менее чем за две недели до начала экзамена по БЖД.

5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бережной С.А. Безопасность жизнедеятельности / Бережной С.А., Романов В.В., Седов Ю.И: учеб. пособие. -Тверь, ТГТУ,1996г.

2. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.

3. Бережной С.А. Аксенов Б.С и др. Количественная оценка условий труда на рабочих местах: учеб. пособие.-Калинин, КПИ, 1989г.(чит.зал ХТ шифр 179)

4. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии.-М.: Минтруда РФ 1985(зал периодики ХТ)

5. Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ:М.: Экономика,1989.-399с.

6. Практикум по безопасности жизнедеятельности(С.А.Бережной, Ю.И.Седов, Н.С.Любимова и др).-Тверь:ТГТУ,1977(шифр 772).

7. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. Том 4.-Ч.1,(Р-Ф):М.: Профиздат,1987.-С.2153-2160.

8. Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: учеб.пособие.-М.:2003.-208с.

3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИТОЧНО-вытяжной МЕХАНИЧЕСКОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ

3.1. Методика проектирования

Проектирование механической вентиляции для различных по­мещений состоит из трех этапов. На первом этапе определяют помещение(я), где необходима механическая вентиляция, его(их) размеры, наличие в нем(них) избытков явного или полного тепла летом и зимой, газовых и пылевых примесей, работающих людей, а также расчетные метеорологические и иные условия, вытекающие из раздела 2 СНиП 2.04.05-91 [9] и его обязательных приложений 1,2, 5 и 8. Здесь же решаются вопросы размещения воздухово­дов, воздухозаборных шахт и других элементов механической вен-

тиляции. Их принимают с учетом строительных особенностей данного(ых) помещения(й) и эстетических требований. В частности, наиболее удобно располагать воздуховоды над подвесными потол­ками или на специальных технических этапах, в толщах стен (при сборном строительстве), под полом или перекрытием. Расположе­ние воздуховодов и их трасс в значительной мере предопределя­ется местом установки вентилятора. Его по возможности устанав­ливают в середине воздуховода, соединенного параллельно. Опре­деление числа воздуховодов (ветвей) для обслуживания данного помещения является одной из важнейших задач проектирования ме­ханической вентиляции.

Этот этап проектирования частично реализуется студентами только на практических занятиях, так как многие сведения даны в исходных данных заданий: в других случаях он выполняется полностью с соответствующими обоснованиями.

На втором этапе определяют потребное количество воздуха (1П, м3/ч) для конкретного помещения (а следовательно и проек­тируемой механической вентиляции) и ведут аэродинамический расчет вентиляционной сети, заданной (принятой) к проектирова­нии,

Согласно СНиП 2.04.05-91 [9] величину 1^ определяют рас­четом, исхояя из обеспечения в данном помещении санитарно-гигиенических норм (Lсг, м /ч) и норм взрывопожарной безопаснос­ти (Lб, м3/ч). При этом величина LП должна быть большей из по­лученных расчетом величин для данного помещения, т.е.

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru (3.1)

Расчет значения LСГ ведут по избыткам явной или полной теплоте, массе выделяющихся вредных веществ, избыткам влаги (водяного пара), нормируемой кратности воздухообмена и норми­руемому удельному расходу приточного воздуха. При этом значе­ния Lсг определяют отдельно для теплого и холодного периодов года при плотности приточного и удаляемого воздуха р = 1,2 кг/м5 (температура 20СС). Конечной величиной Lсг принимают большую из величин, полученных по формулам (3.2, ..3.4).

При наличии избытков явной или полной теплоты ( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru или методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru , Вт) в помещении потребный расход воздуха, м3/ч, определяют по формулам

Lя = 3.6 методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru / 1.2 (t методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru -t методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru ) (3.2)

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru

-32-

Рис. 3.1. Расчетная схема воздуховода:

а, б, в, г и д - участки магистрального воздуховода; 1 и 2 - ответвления; ПЗ - пылеулавливающее устройство

де зависит от выбранной конструкции (табл. 14.11 с. 307 книги [12]) конического коллектора. Последний устанавливается под углом методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru 30°и при соотношении методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 0,05, тогда по справочни­ку коэффициент равен 0,8. Два одинаковых круглых отвода запро­ектированы под углом методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru 90° и с радиусом закругления методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru =2,

Для них по табл. 14.11 [121 коэффициент местного сопротив­ления методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 0,15

Потерю давления в штанообразном тройнике с углом ответв­ления в 15° ввиду малости (кроме участка 2) не учитываем. Та­ким образом, суммарный коэффициент местных сопротивлений на участках а и 1

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru .

На участках бив местные потери давления только в трой­нике, которые ввиду малости (0,01...О,03) не учитываем. На участке г потерю давления в переходном патрубке от вентилятора ориентировочно оценивают коэффициентом местного сопротивления методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru =0,1. На участке д расположена выпускная шахта, коэффици­ент местного сопротивления зависит от выбранной ее конструк­ции. Поэтому выбираем тип шахты с плоским экраном и его отно­сительным удлинением 0,33 (табл. 1-28 книги [10]), а коэффици­ент местного сопротивления составляет 2,4. Так как потерей давления в тройнике пренебрегаем, то на участке д (включая и ПУ) получим методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 2,4. На участке 2 давление теряется на сво­бодный выход ( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 1,1 по табл. 14-11 книги [121) и в отводе

( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru 0,15 см. выше). Кроме того, следует ориентировочно предус­мотреть потерю давления на ответвление в тройнике ( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru 0,15), так как здесь может быть существенный перепад скоростей. Тогда суммарный коэффициент местных сопротивлений на участке 2

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 1,1 + 0,15 + 0,15 = 1,4 . Пример 2. При расчете вентсети (рис. 3.2) требуется опре­делить суммарные значения коэффициентов местных сопротивлений для приточной вентиляции.

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru

Рис. 3.2. Расчетная схема воздуховода;

КУ - калориферная установка; а, б и в - участки ма­гистрального воздуховода

Решение. На участке а давление теряется на приточный на­садок на спуске, в двух отводах и в тройнике. Приточный наса­док выбираем из табл. 14.11 [121. Нам подходит веерная решетка с ^ = 1,1. Коэффициент местного сопротивления в двух отводах рассчитывается аналогично примеру 3.1 и равен ^ = 2 х 0,15 = •0,3. Потери давления в тройниках ввиду малости (0, 01... О, 03) не учитываем. Таким образом, суммарный коэффициент местных сопротивлений на участке а = 1Л + 0,3 - 1,4 . На участке б местные потери давления в тройнике не учиты­ваем ввиду их малости, но на этом участке предусматривается работа КЗ в зимнее время. Ее сопротивление определяется по графикам фиг. 5 и 6 (с. 532 книги СИ]) при определении ве­совой скорости воздуха и его массового расхода. На практичес­ких занятиях сопротивление (потеря давления) КУ следует принимать 30... 50 Па. На участке в давление теряется на свободный вход в колено ( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 90 и методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru равен 1,1 (табл. 14.11 книги [12]), на внезапное сужение потока в отводе при соотношении площадей методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 0,8 и методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru составляет 0,15. Кроме того, на данном участке расположена приточная шахта; выбираем ее с зонтом при утолщен­ной входной кромке (H/d методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 0,5) с методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 0,75 (табл. 14.11 книги [12]. Таким образом, суммарный коэффициент местных сопротивле­ний на участке в

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru = 1.1 + 0.15 + 0,75 = 2,0 .

Затем аэродинамический расчет ведут следующим образом.

1. Определяем диаметры, мм, воздуховодов из уравнения
расхода воздуха ,

D=1,13(L/V) методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru (3.8)

При этом начинают с наиболее удаленного от вентилятора участ­ка, задавшись для данного участка скоростью ( в приточной ме­ханической вентиляции скорость V принимают 2... 10 м/с, а в вы­тяжных системах - 10... 25 м/с) и необходимым расходом, и вы­числяют диаметр воздуховода. Последний округляют до ближайшего стандартного диаметра (приложение 21 СНиП [91 или приложение 1 книги [10]) и пересчитывают скорость V по формуле (3.8).

2. Определяют по вспомогательной таблице (приложение 1 [10]) динамическое давление ( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru ) методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru и приведенный коэффициент сопротивления трения методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru /d.

3. По заданным и рассчитанным данным (см. графы 2... 9 табл. 3.1) подсчитывают потери давления по формуле

P = ( методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru ) методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru (3.9)

Для упрощения вычислений необходимо составить ниже

следующую таблицу, куда заносятся результаты расчетов. Таблица 3.1. Сводная таблица результатов аэродинамического расчета

N участка l,м методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru L, м методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru d , мм V , м/c методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru , Па методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru P, Па P, методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru Па методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru , Па

4. Нарастающим итогом записываем Р' потери давления в ма­гистрали до концов соответствующих участков, а для ответвлений - располагаемые давления (графа 12 табл. 3.1). В графе 13 вы­числяются для ответвлений невязки методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru - разницы между потерями давлений в ответвлениях и располагаемыми для них давлениями. Если эти невязки не превышают 10% от располагаемого давления то пересчет ответвлений можно не выполнять (реализация этого пункта см. в примере 3).

Пример 3. По ранее выполненным расчетам и приведенной трассе на рис. 3.1 выполнить расчет потерь давления Р' и опре­делить невязки методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru Р.

Решение. Считаем, что потери давления Р уже рассчитаны и вносим их в табл. 3.2. Дальнейший ход вычислений состоит в следующем.

Таблица 3.2. Сводная таблица (извлечение по графам 11...13 табл. 3.1)

N участка   Р, Па   Р', Па   методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru P, Па  
а       -  
б       -  
в       -  
г       -  
д       -  
КУ       -  
       
       

Потери давления Р' в магистрали записываются нарастающим итогом. Располагаемое давление для участка 1 равно подсчитан­ной потере давления на участке а и б, т.е. 264 Па; для участка е - потере давления на участке д , т.е. 312 Па; для участка е получилась недопустимая невязка в 136 Па, т.е. в 136/312 х 100= 44%. В данном случае необходим пересчет диаметра воздуховода и скорости движения воздуха или установка соответствующей дроссельной заслонки.

На третьем этапе по общей потере давления в рассчитанном воздуховоде Р' (в примере 3 - 658 Па) и потребному расходу воздуха Lп, м3/ч, подбирают вентилятор [10]. Затем определяют установленную мощность N методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru , кВт, электродвигателя по формуле

методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru

- 38 -

где Q методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru - принятая производительность вентилятора, м3/ч; Н методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru - принятий напор вентилятора, Па; методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru - кпд вентилятора (ре­комендуется выбирать наибольший методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru по графику для необходимых Q методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru и Н методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru ); методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru - кпд передачи (для клиновой - 0,9...0,95; при со­единении на одном валу - 1.0).

По полученному значении Nу подбирает по каталогу [10] тип электродвигателя, его мощность, число оборотов и т.д. Затем при­ступают к конструктивней решениям, указанным в подразделе 3.4.

3.2. Задания на расчет

Задание NЗ.2.1. Рассчитать механическую вытяжную вентиля­ция для помещения, в котором выделяется пыль или газ и наблю­дается избыточное явное тепло по исходным данным табл. 3.3 (дробь означает, что в числителе даны величины С методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru для пыли, а в знаменателе - для газа).Схема размещения воздуховодов приве­дена на рис. 3.3. Подобрать необходимый вентилятор, тип и мощ­ность электродвигателя и указать основные конструктивные реше­ния.

Оценка элемента, балл   >=36 - Ниже -20 Выше+45 >3 >4000 >6 >30   >9 плюс охлаждение >10 плюс вибрация >20
  +(33-35) Ниже+7 -(15-20) +(40-45) 1,9-3,0 2100-4000 4,1-6,0 11-30 До +7 До +9 >10 +(11-20)
  +(29-32) +(7-14) -(10-14) +(36-39) 1,3-1,8 1100-2000 2,6-4,0 6-10 До +4 До +6 +(6-10) +(6-10)
  +(23-28) +(15-16) 0-(-9) +(27-35) 0,7-1,2 600-1000 До 2,5 До 5 До +3   До +5 До +5
  +(21-22) +(17-19) - - 0,2-0,6 100-500 На уровне ПДК На уровне ПДК По ГОСТ 12.1.003-83 На уровне ПДУ По ГОСТ 12.1.003-83 На уровне ПДУ По ГОСТ 12.1.001-75 На уровне ПДУ
  +(18-20) +(20-22) - - - - - - Ниже ПДУ Ниже ПДУ Ниже ПДУ
Наименование элемента условий А. Санитарно-гигиенические производственные элементы условий труда 1. Температура воздуха на рабочем месте (эффективная эквивалентная), °С в помещении в теплый период года в холодный период года на открытом воздухе зимой летом 2. Атмосферное давление, превышение над нормой, атм. повышенное над уровнем моря 3. Токсические вещества, кратность превышения ПДК* 4. Промышленная пыль, кратность превышения ПДК 5. Вибрация; предельно допустимые уровни (ПДУ) плюс количество дБ, превышающих норму, дБ 6. Промышленный шум (ПДУ + количество дБ превышающих норму), дБА 7.Ультразвук (низкочастотный, распространяющийся в воздухе ПДУ + кол-во дБ превышающих норму), дБ
Оценка элемента, балл >5   - - - - Объекты, контакт с которыми вызывает: Особо опасные инфекции, от которых нет надежной профилактики   >7,5 >450 >2900
2,1-5,0   >20 >10 >30 >ПДУ при Т>0,5 Особо опасные инфекции, от которых есть надежная профилактика   До 7,5 До 450 До 2900
0,6-2,0   +20 +10 +30 >ПДУ при Т>0,5 Тяжелые заболевания, от которых есть надежная профилактика   До 6,6 До 450 До 2500
До 0,5   +10 +5 +15 На уровне ПДУ Легкие заболевания   До 5,5 До 330 До 2100
- По ГОСТ 12.1.006-76 На уровне ПДУ То же То же Ниже ПДУ Отсутствуют контакты   До 4,2 До 250 До 1600
- Ниже ПДУ То же То же -   До 2,5 До 150 До 960
Наименование элемента условий 8. Инфракрасное (тепловое) излучение, кал/см2 в мин 9. Электромагнитные поля радиочастот (ПДУ + количество Вт/м2 или мкВт/см2, превышающее норму) высокочастотное, Вт/м2 ультравысокочастотное Вт/м2 сверхвысокочастотное, мкВт/см2 10. Ионизирующее излучения, кюри, рентген, бэр (временные отраслевые нормативы)* 11. Биологические производственные факторы: а) микроорганизмы (бактерии, вирусы, спирохеты, риккетсии, простейшие грибы) б) макроорганизмы (растения, больные люди, животные)   Б. Психофизиологические элементы условий труда. 12. Физическая динамическая нагрузка** Энергозатраты, ккал при общей нагрузке (мышцы корпуса и ног):   в минуту в час в смену (8 ч)
Оценка элемента, балл   >4,0 >230 >1500 В сочетании с другими опасными и вредными производственными факторами >17*104 >83000 В сочетании с опасными и вредными производственными факторами   >97000 >220000 >300000
  До 4,0 До 230 До 1500   >17*104 >83000   >97000 >220000 >300000
  До 3,3 До 200 До 1300   126000 - 170000 63000 - 83000   71000-97000 145000-220000 211000-300000
  До 3,0 До 180 До 1150   84000-125000 43000-62000   37000-70000 87000-144000 124000-210000
  До 2,5 До 150 До 960   43000 – 83000 22000 – 42000   19000-36000 44000-86000 62000-123000
  До 2,1 До 126 До 806   До 42000 До 21000   До18000 До 43000 До 61000
Наименование элемента условий при региональной нагрузке (с участием мышцы плечевого пояса) в минуту в час в смену (8 ч)   12. Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах внешней механической работы за смену (суммарно), кгм     при общей нагрузке (с участием мышц рук, корпуса и ног) при региональной нагрузке (при работе мышц плечевого пояса) 13. Статическая физическая нагрузка в течение смены (удержание груза):     статическая нагрузка на одну руку, кг/с статическая нагрузка на две руки, кг/с статическая нагрузка на все тело (мышцы корпуса, рук, ног), кг/с
Оценка элемента, балл   а) поза вынужденная, неудобная (на коленях, на корточках, лежа, в подвеске или на ремнях) в тесном, ограниченном пространстве (например, в очистном забое) с грузом более 50% смены б) работа на высоте более 5 м и с грузом
Стационарное рабочее место а) поза вынужденная, неудобная (на коленях, на корточках, лежа, в подвеске или на ремнях) в тесном, ограниченном пространстве (например, в очистном забое) без груза 50% смены б) работа на высоте более 5 м и без груза
а) поза вынужденная, неудобная (на коленях, на корточках, лежа, в подвеске или на ремнях) в тесном, ограниченном пространстве (например, в кабине транспорта) б) работа на конвейере с высотой линии более 1,5 и при перемещении и обработке деталей свыше 5 кг
а) поза не свободная (сидя или стоя), корпус и конечности в удобном положении б) работа на конвейере с высотой линии более 1,5 и при перемещении и обработке деталей до 5 кг
  а)поза свободная (смена позы “сидя, стоя” по усмотрению работника), корпус и конечности в удобном положении, при перемещении и обработке деталей свыше 5 кг б)
  а) поза свободная (смена позы “сидя, стоя” по усмотрению работника), корпус и конечности в удобном положении, при перемещении и обработке деталей до 5 кг б)
Наименование элемента условий   14. Рабочее место, рабочая поза и перемещение в пространстве    
методические рекомендации по выполнению кр - student2.ru Оценка элемента, балл г) наклоны корпуса под углом до 60° более 300 раз или 90° более 100 раз за смену   д) свыше17     Наивысшая точность <0,15  
г) наклоны корпуса под углом до 30° более 300 раз или 60° 101 – 300 раз, или до 90°до 100 раз за смену Нестационарное рабочее место ходьба без груза за смену, км: д) до 17     Очень высокая 0,3 – 0,15 >90
г) наклоны корпуса под углом до 30° 101 – 300 раз или 60° до 100 раз за смену д) до 10 Нерегулярная сменность (в том числе работа ночью) Свыше 12 Высокая   0,5 - 0,31 76 - 90
г) наклоны корпуса под углом до 30° 51 – 100 раз в смену д) до 7 Трехсменная работа До12 Средняя   1,0 – 0,52 51 - 75
г) наклоны корпуса под углом до 30° до 50 раз в смену д) до 4 Две смены (без ночной) До 8 Малой точности 5,0-1,1 26 - 50
г)     д) до 4 Одна утренняя смена   Грубая 5,0 До 25
Наименование элемента условий     15. Сменность   16. Продолжительность непрерывной работы в течение суток 17. Разряд (точность) зрительных работ (при нормальном освещении) размер объекта, мм   18.Длительность сосредоточенного наблюдения в процентах от времени смены при освещенности соответствующей 1. нормативам 19. Число важных объектов 20. Темп. Число движений в час: мелких (кисти пальцев) крупных (рук, плечевого пояса)   21. Число информационных сигналов в час*
                                                                                         
Оценка элемента, балл - - - - 2 - 1 1 - 4 -
- >3000 >1700 - 2 - 1 5 - 9 -
>25 1090 - 3000 750 - 1600 >300 5 - 3 10 - 19 -
11 - 25 730 - 1080 510 - 750 180 - 300 5 – 3 20 - 30 Отсутствие обоснованного режима труда и отдыха
6 - 10 370 - 720 260 - 500 80 - 175 10 – 6 31 - 100 Обоснованный без функциональной музыки и производственной гимнастики
До 5 До 360 До 250 До 75 - - Обоснованный с применением функциональной музыки и производственной гимнастики
Наименование элемента условий 19. Число важных объектов   20. Темп. Число движений в час: мелких (кисти пальцев)     крупных (рук, плечевого пояса)     21. Число информационных сигналов в час* 22. Монотонность ** число приемов в операции длительность повторяющихся операций, с     23. Режим труда и отдыха  
Оценка элемента, балл    
Ответственность за безопасность государственно-важных материальных ценностей и за безопасность других людей. Личный риск при дефиците времени. Эвристическая (творческая) деятельность, работа по созданию новой информации (изобретений, открытий, произведений искусства и др.) при наличии помех
Сложные действия по заданному плану при дефиците времени. Контакты с другими людьми в процессе обслуживания. Ответственность за материальные ценности. Активный поиск информации при ее недостатке. Решение сложных и новых задач при наличии помех  
Сложные действия по заданному плану с возможностью коррекции. Обслуживание населения Решение сложных задач по алгоритму
Простые действия по заданному плану с возможностью коррекции, благоприятный психологический климат Решение простых альтернативных задач
Простые действия по индивидуальному плану, благоприятный психологический климат Действия и решения по стереотипу
Наименование элемента условий 24. Нервно-эмоциональная нагрузка как внешний производственный фактор (ГОСТ 12.0.003-74)   25. Интеллектуальная нагрузка (по экспертным заключениям) как внешний производственный фактор (ГОСТ 12.0.003-74)    
                       

Наши рекомендации