Производственные системы сервиса
1.7.1. Назначение и состав производственных систем сервиса
Производственные системы сервиса предназначены для оказания услуг покупателям промышленной продукции на следующих стадиях ее существования:
- послепродажного гарантийного обслуживания;
- послегарантийного обслуживания.
В области транспорта используется основной вид промышленной продукции – транспортные средства, системы транспортных средств и средств, обеспечивающих их функционирование (средства связи, дистанционного контроля и управления, сигнализации, дорожного пути и др.).
В соответствии с этим оказание услуг перечисленным средствам заключается в техническом обслуживании, текущем, среднем и капитальном ремонтах. Производственные системы сервиса предназначены для выполнения этих функций.
Согласно выполняемым функциям формируется и состав производственных систем сервиса. Состав их определяется также масштабом работ, количеством обслуживаемых единиц транспортной техники в данной системе.
В соответствии с этим производственные системы сервиса могут содержать:
- мастерские обслуживания;
- станции технического обслуживания (станции технического обслуживания автомобилей, службы аэродромного обслуживания, вагонные депо, локомотивные депо, доки);
- ремонтные предприятия.
В состав этих функциональных элементов производственных систем сервиса входят различные технические элементы:
- основное оборудование;
- вспомогательное оборудование;
- измерительные средства, средства диагностирования;
- инструменты;
- запасные части;
- расходные материалы.
К основному оборудованию относятся: станки, сварочные аппараты, подъемные механизмы и др.
Вспомогательное оборудование могут составлять средства обеспечения безопасности выполняемых работ, противопожарные средства и др.
Средства измерений могут быть самого различного назначения: для измерения электрических величин (токов, напряжений, мощности, сопротивления), для измерения давления, температуры, геометрических размеров и др. Для определения технического состояния транспортных средств используются специальные комплекты средств диагностирования.
Инструмент применяется общего назначения (дрели, молотки, зубила, плоскогубцы, клещи, отвертки, ключи и др.) и специальных предназначений для разборки и сборки определенного типа агрегатов, машин, устройств.
Запасные части соответствуют классу обслуживаемых транспортных средств.
К расходным материалам относятся: крепежные изделия, заготовки металлов, лаки, краски, смазки и др.
1.7.2. Показатели функционирования производственных систем сервиса
Для этих систем (с учетом их производственного характера) пригодны рассмотренные ранее показатели эффективности fki, fсв.i, fНi, а также ряд специальных показателей.
К ним относятся:
mi − количество объектов, которым может быть оказана услуга i-го вида в течение заданной единицы времени (за рабочий день, месяц, год), т.е. пропускная способность предприятия по обслуживанию;
Зy − затраты на выполнение работ и на материальные средства для оказания множества услуг в течение рассматриваемого времени t (день, месяц, год);
Ду − доход предприятия за оказание услуг в течение времени t;
Пу − прибыль за оказание услуг в течение времени t; Пу= Ду − Зy.