Разработка системы сбалансированных показателей (ССП) предприятий сервиса
На предприятии обычно формируется и устанавливается своя система показателей для оценки и анализа его состояния и деятельности. Динамика таких показателей отслеживается по правилам, установленным руководством в учетной политике, и во многом определяется его субъективными предпочтениями. Обычно они отслеживаются чаще, чем выполнение планов, а иногда — ежедневно.
ССП является ноу-хау каждого конкретного предприятия, учитывающего множество его особенностей и субъективные предпочтения руководства.
В таблице 3 в качестве примера представлена Система сбалансированных показателей КРЦ «Эдельвейс» которая содержит три раздела:
• оперативные показатели;
• стратегические показатели;
• текущие показатели.
Каждый из представленных разделов разделен на одноименные группы по категориям. Отличие групп по разделам преимущественно состоит в том, для кого предназначена соответствующая информация. Отсюда вытекает периодичность отслеживания (стратегические показатели отслеживаются гораздо реже) и степень обобщения (для акционеров она выше).
Раздел «Текущие показатели» представляет собой выборку из двух других групп и содержит показатели, отслеживаемые ежедневно. Это позволяет в повседневном управлении реализовать «принцип светофора». По каждому из показателей известны критические значения или диапазоны значений по категориям «хорошо, нормально», «внимание, может привести к «плохо», «очень плохо». Они как бы соответствуют трем цветам светофора. Руководитель на компьютере видит таблицу, в которой соответствующим цветом показаны значения текущих показателей. «Зеленые» внимания не требуют, «красные» (где-то ранее пропущенные «желтые») требуют «тушения пожара», что обычно по указанию руководителя должен делать ответственный за данный участок деятельности. Основная управленческая работа осуществляется по тем направлениям, показатели которых подсвечены «желтым» Нужно перевести их в состояние «зеленых». А для этого следует углубленно разбираться в ситуации с привлечением дополнительных источников информации и принимать соответствующие управленческие решения.
Таблица 3 - Система сбалансированных показателей КРЦ «Эдельвейс»
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей | |
ОПЕРАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
1. Финансово-экономические | ||
1/1.Объем продаж | Расчет производится суммированием на основании фактической выручки. Показатели в таблицу заносятся нарастающим итогом, начиная с 1 числа отчетного месяца | |
1/2. Маржинальная прибыль | Расчет производится на основании фактической маржинальной прибыли (МП). МП = Выручка (нарастающим итогом с начала месяца) — Переменные издержки нарастающим итогом с начала месяца) | |
1/3. Операционная прибыль | Расчет производится на основании фактической операционной прибыли (ОП). ОП = Выручка (нарастающим итогом с начала месяца) — Переменные издержки нарастающим итогом с начала месяца) — Постоянные издержки (нарастающим итогом с начала месяца) | |
1/4. Рентабельность (%) | Показатель рентабельности Р = Операционная прибыль (ОП) Выручка х 100. Расчет осуществляется по итогам месяца | |
1/5. Коэффициент взаимосвязи выручек бара и бильярда | Показатель KB = Выручка бара/выручка бильярда | |
1/6.Выручка по видам услуг на м2 | Выручка Внам2 = общая выручка предприятия/суммарная площадь S точек продаж в м2. При расчете на услугу В на 1 ап. = Выручка по точке продаж/ площадь S точек продаж в м2 | |
1/7. Операционная прибыль с кв. м площади предприятия | Операционная прибыль ОП на м2 = Операционная прибыль предприятия / суммарная площадь S точек продаж в м2 | |
1/8. Выручка на 1 игровой аппарат | Расчет производится на основании фактической выручки по точкам продаж на 1 аппарат. Вна1 ап. = Выручка фактическая на точке/количество аппаратов на точке | |
1/9. Операционная прибыль на 1 аппарат | Расчет операционной прибыли на 1 аппарат. ОПна 1 ап = ОП на точке/количество аппаратов на точке | |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей | |
1/10. Выручка на точку | Расчет производится на основании фактической выручки. Показатели в таблицу заносятся путем суммирования выручки нарастающим итогом, начиная с 1 числа отчетного месяца | |
1/11. Эксплуатационные расходы | Фактические затраты на техническое обслуживание предприятия за период | |
1/12. Сумма в счет управляющей компании | 20% от фактической операционной прибыли компании, находящейся в доверительном управлении по итогам текущего периода | |
2. Гости-маркетинг | ||
2/1.Количество гостей предприятия за месяц | Показатель рассчитывается на основании фактического гостевого потока предприятия. Расчет осуществляется нарастающим итогом с 1 числа до окончания месяца | |
2/2. Средний чек на гостя | Показатель рассчитывается на основании фактических данных предприятия. Средний чек на гостя = Сумма выручки за период/Количество гостей за период | |
2/3. Количество заказов | Показатель рассчитывается на основании фактических данных предприятия по количеству заказов, учтенных в автоматизированной системе управления | |
2/4. Средний чек на заказ | Показатель рассчитывается на основании фактических данных предприятия. Средний чек на заказ = Сумма выручки за период/Количество заказов за период | |
2/5. Показатель роста клубных гостей | Показатель рассчитывается на основании фактически выданных клубных карт. Расчет идет нарастающим итогом с 1 числа до окончания месяца. Прирост рассчитывается как количество карт, выданных в текущем месяце — количество карт на начало месяца | |
2/6. Показатель наполняемости ассортиментного перечня | Суммарное количество блюд, товаров, услуг в ассортиментном перечне. Показывает количество блюд в ассортиментном перечне и меню предприятия | |
2/7. Показатель наценки в ассортиментном перечне | Показывает среднюю наценку (от себестоимости) на блюда в ассортиментном перечне | |
2/8. Количество про-мо-акций | Количество промоакций, проведенных отделом маркетинга совместно с поставщиками продукции на предприятии | |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей |
2/9. Количество контрактов, проданных дистрибьюторами | Количество контрактов, проданных дистрибьюторами на проведение банкетов на предприятии |
3. Показатели по бизнес-процессам | |
3/1.Коэффициент по закупкам | Кзак = Оборотные средства/Выручка. Вычисляется руководителем службы логистики |
3/2. Коэффициент оборачиваемости | Коб. = (Средняя себестоимость товарных запасов/Средняя себестоимость реализованных продаж) х количество дней в месяце. Вычисляется руководителем службы логистики |
3/3. Коэффициент наценки | К прод = Выручка/Объем реализации в себестоимости. Вычисляется руководителем службы логистики |
3/4. Доля товарно-материальных запасов в оборотных средствах (%) | Объем товарно-материальных запасов = Себестоимость реализованной продукции/Средняя себестоимость запасов х 100. Вычисляется руководителем службы логистики |
3/5. Оценка ЧОП | Оценка проводится по итогам работы за месяц директорами предприятия по 10 балльной шкале. Вычисляется руководителем службы безопасности |
3/6. Оценка уровня безопасности | Оценка проводится по итогам работы за месяц директорами по 10 балльной шкале. Вычисляется руководителем службы безопасности |
3/7. Готовность предприятия к годовому планированию | Оценка проводится стратегическим маркетологом по 10 балльной шкале. Заполняется руководителем службы стратегического маркетинга |
3/8. Количество сбоев в компьютерном обеспечении | Оценка проводится по итогам работы за месяц директорами. Заполняется руководителем службы информационных технологий |
3/9. Количество сбоев Интернет связи и телефонии. | Оценка проводится по итогам работы за месяц директорами. Заполняется руководителем службы информационных технологий |
4. Показатели по персоналу | |
4/1.Укомплектованность предприятия персоналом | Показывается количество вакансий на предприятии |
4/2. Удовлетворенность условиями работы | Отношение количества жалоб от сотрудников к общему количеству персонала |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей |
4/3. Лучшие в текущем периоде сотрудники | Заполняется специалистом по кадрам на основе анализа отчетов в автоматизированной системе управления и таблиц поощрительных и штрафных баллов |
4/4. Текучесть кадров за период | ТК за период = Количество уволенных за период/Средняя численность работающих за период. Вычисляется специалистом по кадрам |
4/5. Сравнение уровня дохода со среднерыночным | Показатель, характеризующий уровень дохода сотрудника предприятия по отношению к среднерыночным доходам по Москве специалиста этой же категории. Вычисляется как отношение |
4/6. Кадровый резерв | Показатель, отражающий возможность сотрудников занять вышестоящую должность при наличии вакансии. Оценивается по 10 балльной шкале руководителями разных уровней и обобщается специалистом по кадрам |
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |
5. Финансово-экономические | |
5/1.Объем продаж за период | Расчет производится на основании сводок фактической выручки по предприятию в данном периоде. На основании управленческой отчетности данные заносят в таблицу |
5/2. Маржинальная прибыль за период | Расчет производится на основании фактической маржинальной прибыли (МП). МП за период = Выручка за период — Переменные |
издержки за период | |
5/3. Операционная прибыль за период | Расчет производится на основании сводок фактической операционной прибыли по предприятию в данном периоде. ОП за период = Выручка за период — Все издержки за период |
5/4. Рентабельность | Расчет производится на основании сводок фактической рен- |
за период (%) | табельности по предприятию в данном периоде. На основании управленческой отчетности данные заносят в таблицу |
5/5. Коэффициент взаимосвязи за период | Показатель КВ за период = Выручка бара за период/выручка бильярда за период |
5/6. Выручка на 1 аппарат | Расчет производится на основании годовых сводок фактической выручки на 1 аппарат по точкам в данном периоде. На основании управленческой отчетности данные заносят в таблицу |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей |
5/7. Сумма в счет управляющей компании | 20% от фактической операционной прибыли компании, находящейся в доверительном управлении по итогам периода |
6. Гости-маркетинг | |
6/1.Количество гостей за период | Показатель рассчитывается на основании фактического гостевого потока по предприятию за период |
6/2. Средний чек на гостя | Показатель рассчитывается на основании фактических данных по предприятию за период. |
6/3. Количество заказов | Показатель рассчитывается на основании фактических данных по предприятию по количеству заказов, учтенных в автоматизированной системе управления за период |
6/4. Средний чек на заказ | Показатель рассчитывается на основании фактических данных по предприятию за период. Средний чек на заказ = Сумма выручки за период/Количество заказов за период |
7. Показатели по бизнес-процессам | |
7/1.Коэффициент по закупкам за период | Кзак = Оборотные средства за период/Выручка за период. Вычисляется руководителем службы логистики |
7/2. Коэффициент оборачиваемости за период | Коб. = (Средняя себестоимость товарных запасов за период/ Средняя себестоимость реализованных продаж за период) х количество дней в периоде. Вычисляется руководителем службы логистики |
7/3. Коэффициент наценки за период | Кп = Выручка за период/Объем реализации в себестоимости за период. Вычисляется руководителем службы логистики |
7/4. Доля ТМЗ в оборотных средствах за период (%) | Объем товарно-материальных запасов за период = Себестоимость реализованной продукции за период/Средняя себестоимость запасов х 100. Вычисляется руководителем службы логистики |
7/5.Оценка ЧОП за период | Оценка проводится по итогам работы за период директорами предприятий по 10 балльной шкале. Заполняется руководителем службы безопасности |
7/6. Оценка уровня безопасности | Оценка проводится по итогам работы за период директорами по 10 балльной шкале. Заполняется руководителем службы безопасности |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей |
8. Показатели по персоналу | |
8/1.Укомплектованность предприятия персоналом за период | Показывается количество вакансий на предприятии |
8/2. Удовлетворенность условиями работы за период | Отношение количества жалоб от сотрудников к общему количеству персонала |
8/3. Лучшие сотрудники за период | Заполняется специалистом по кадрам на основе анализа отчетов в автоматизированной системе управления и таблиц поощрительных и штрафных баллов за отчетный период |
8/4. Текучесть кадров | ТКМ о = Количество уволенных за период/Средняя численность работающих за период. Вычисляется специалистом по кадрам |
8/5. Отношение уровня дохода со среднерыночным за период | Показатель, характеризующий уровень дохода сотрудника предприятия по отношению к среднерыночным доходам по Москве специалиста этой же категории. Вычисляется как отношение за период |
8/6. Кадровый резерв | Показатель, отражающий возможность сотрудников занять вышестоящую должность при наличии вакансии. Оценивается по 10 балльной шкале руководителями разных уровней и обобщается специалистом по кадрам |
9. Стратегические показатели | |
9/1.Степень финансовой устойчивости | Вычисляет и заносит в таблицу финансовый аудитор |
9/2. Доход на инвестиции | Вычисляет и заносит в таблицу финансовый аудитор |
9/3. Соотношение собственных и заемных средств | Расчет производится на основании сводок за период. На основании управленческой отчетности данные заносят в таблицу в процентах собственных и заемных средств холдинга |
ПОКАЗАТЕЛИ ТЕКУЩЕГО АНАЛИЗА | |
10. Финансово-экономические | |
10/1.Объем продаж | Расчет производится суммированием на основании фактической выручки. Показатели в таблицу заносятся нарастающим итогом, начиная с 1 числа отчетного месяца |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей | |
10/2.Объем продаж по услугам | Расчет производится суммированием на основании фактической выручки. Показатели в таблицу заносятся нарастающим итогом, начиная с 1 числа отчетного месяца | |
10/3.Объем продаж по точкам продаж | Расчет производится суммированием на основании фактической выручки. Показатели в таблицу заносятся нарастающим итогом, начиная с 1 числа отчетного месяца | |
1. Гости-маркетинг | ||
11/1.Количество гостей | Показатель рассчитывается на основании фактического гостевого потока предприятия. Учет ведется нарастающим итогом с 1 числа до окончания месяца | |
11/2. Средний чек на гостя | Показатель рассчитывается на основании фактических данных предприятия. Средний чек на гостя = Сумма выручки за период/Количество гостей за период | |
11/3.Количество заказов | Показатель рассчитывается на основании фактических данных предприятия по количеству заказов, учтенных в автоматизированной системе управления | |
11/4. Средний чек на заказ | Показатель рассчитывается на основании фактических данных предприятия. Средний чек на заказ = Сумма выручки за период/Количество заказов за период | |
11/5. Количество банкетных гостей | Показатель рассчитывается ежедневно на основании фактических данных по предприятию | |
11/6. Средний чек на банкетного гостя | Показатель рассчитывается ежедневно на основании фактических данных по предприятию | |
11/7. Время проведения банкета | Показатель рассчитывается ежедневно на основании фактических данных по предприятию | |
11/8. Количество гостей, пришедших на акцию | Показатель рассчитывается ежедневно на основании фактических данных по предприятию | |
11/9.Время проведения акции | Показатель рассчитывается ежедневно на основании фактических данных по предприятию | |
12. Показатели по бизнес-процессам | ||
12/1.Коэффициент взаимосвязи бар/бильярд | Соотношение выручек Бар бильярда/бильярд | |
Продолжение таблицы 3
Наименования | Описание и/или формула расчета показателей |
12/2. Коэффициент взаимосвязи Бар МГ/МГ | Соотношение выручек Бар музыкальной гостиной/Музыкальная гостиная |
12/3. Коэффициент взаимосвязи Бар/ МГ+бильярд | Соотношение выручек Бар/(Музыкальная гостиная + бильярд) |
12/4. Коэффициент взаимосвязи Бар/ входные билеты | Соотношение выручек Бар/входные билеты на дискотеку |
12/5. Коэффициент взаимосвязи Бар/боулинг | Соотношение выручек Бар/боулинг |
12/6. Коэффициент взаимосвязи Бар боулинга/боулинг | Соотношение выручек Бар боулинга/боулинг |
12/7. Кол-во сбоев в техническом обеспечении | Оценка проводится ежедневно директором предприятия |
12/8. Кол-во сбоев интернет-связи | Оценка проводится ежедневно директором предприятия |
12/9. Кол-во сбоев в АСУ | Оценка проводится ежедневно директором предприятия |
12/10. Оценка работы ЧОП на предприятии | Оценка проводится ежедневно директорами предприятия по 10 балльной шкале. Заполняется руководителем службы безопасности |
12/11. Оценка безопасности предприятий | Оценка проводится ежедневно директорами предприятий по 10 балльной шкале. Заполняется руководителем службы безопасности |
13. Показатели по персоналу | |
13/1. Количество смен по администраторам | Отслеживается ежедневно, оценивается ежемесячно директором предприятия |
13/2. Количество заказов по администраторам | Отслеживается ежедневно, оценивается ежемесячно директором предприятия |
13/3 Средний чек по администраторам | Отслеживается ежедневно, оценивается ежемесячно директором предприятия. |
13/4. Объем продаж по администраторам | Отслеживается ежедневно, оценивается ежемесячно директором предприятия |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Управление рестораном: практ. Пособие /Джон Джеймс, Дэн Болдуин; пер. с англ. Т.В. Процько, Д.А. Соколова, Д.М. Короткова, Н.О. Залуцкой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 440с.
2. Клиенты на всю жизнь / Карл Сьюэл, Пол Браун; пер. с англ. М. Иванова и М. Фербера. – 7-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фебер, 2010. – 240 с.
3. Могильный М.П., Башкатова Н.П., Баласян А.Ю. Стандарт организации (предприятия общественного питания). Обслуживание официантами (разработка правил, инструкций и регламентов). – М.: ДеЛи принт, 2009. – 282с.
4. Кучер Л.С.,Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л., Голубева Т.Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. – М: Транслит, 2007. – 512с.
5. Учебник ресторатора: проектирование оборудование, дизайн / Костас Катсигрис, Крис Томас; пер с англ. Прокофьев С.В., - М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2008. – 576 с.:ил.- 978-5-98176-059-4.
6. В.К Сирый, И.О. Бухаров, С.в. Ярков, Ф.Л. Сокирянский. Ресторанный бизнес: управляем профессионально и эффективно. Полное практическое руководство+CD. – М.: Эксмо, 2008. – 352 с.:ил. – (Профессиональные издания для бизнеса)
7. Сергей Миронов. Как вывести ресторан из жесткого кризиса – М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2010. – 272с.
8. Как стать успешным ресторатором. Откровения 15 лидеров рынка. О.В. Яроцкая. – М.: Эксмо, 2008. – 320с.: ил.- (Мастер – класс лидеров российского бизнеса).
9. Назаров О.В. Лучшие ресторанные «фишки» мира. –М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2006. – 178 с.
10. Назаров О.В. 333 хитрости ресторанного бизнеса. – М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2009. – 256 с.
11. Ефимова Ю.А. Шведский стол: организации и.технологии. – М.: ООО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2009. – 144 с.
12. Солдатенков Д.В. Современный ресторан: новые форматы. – М.: «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2006. – 144 с.:ил.
Сущность диагностики деятельности организации состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средни
Сущность и содержание диагностики организации
Лекции по менеджменту — Менеджмент организаций — Сущность и содержание диагностики организации
Диагностика организации – совокупность исследований для определения и уточнения целей функционирования хозяйственного объекта (предприятия, фирмы, компании), способов их достижения, выявления проблем и вариантов их решения.
х, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы.
Цель диагностики деятельности организации – повышение эффективности ее деятельности на основе системного изучения и исследования функционирования и обобщения его результатов.
К основным задачам диагностики деятельности организации следует отнести следующие.
1. Идентификация реального состояния анализируемого объекта.
2. Исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогами или базовыми характеристиками, нормативными величинами.
3. Выявление изменений в состоянии объекта в пространственно – временном аспекте.
4. Установление основных факторов, вызывавших изменения в состоянии объекта, и учет их влияния.
5. Прогноз основных тенденций деятельности.
Предметом диагностики деятельности организации является анализ производственных и экономических результатов, системы менеджмента, финансового состояния, результатов социального развития и использования трудовых ресурсов, состояния и использования основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), оценка эффективности.
Объектом диагностики деятельности организации является деятельность организации (предприятия, фирмы, компании) в целом и его структурных подразделений (цехов, бригад, участков).
Субъектом диагностики деятельности организации могут выступать органы государственной власти, научно-исследовательские институты, фонды, центры, общественные организации, средства массовой информации, аналитические службы хозяйственных организаций, консалтинговые фирмы.
Диагностика деятельности предприятия основана на комплексном изучении процессов и результатов экономического развитияпредприятия и выявление основных причинно-следственных связей. Она включает:
- исследование совокупности технологических, социально-экономических, правовых, экологических и иных процессов формирования, построения и функционирования систем управления;
- выявление принципов организационных структур управления предприятия;
- оценку эффективного, материально-технического и кадрового обеспечения.
Диагностика деятельности предприятия включает ряд основных направлений:
- изложение методик анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности, коммерческой деятельности предприятия;
- выявление основных приемов анализа состояния и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- установление путей повышения эффективности хозяйствующего субъекта на основе комплексного технико-экономического и организационно-управленческого анализа;
- оценка финансового состояния и банкротства, оценка финансового риска;
- оценка экономических результатов работы предприятия с позиции конкурентоспособности продукции (работ, услуг), уровня рейтинга предприятия, деловой активности и деловой репутации;
- оценка производственных результатов работы предприятия;
- оценка затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), использования материальных ресурсов и состояния и использования основных фондов;
- оценка экологических последствий деятельности предприятия;
- оценка использования трудовых ресурсов и результатов социального развития предприятия;
- оценка эффективности работы предприятия и основных факторов, ее определяющих.
В диагностике, как в комплексном исследовательском направлении, выделяют достаточно широкий спектр видов (см. рис. 1).
Рис. 1 Классификация видов диагностики
Структурная диагностика основана на декомпозиции изучаемого объекта и изучении структурных характеристик его элементов.
Функциональная диагностика исследует процесс функционирования (деятельности) предприятия.
Организационная диагностика является технологией анализа состояния предприятия и помогает:
- установить особенности социально-психологического климата в коллективе, стиль и методы руководства;
- выявить проблемные моменты в рабочем процессе;
- подготовить рекомендации по оптимизации деятельности компании.
Управленческая диагностика– это комплекс исследований, включающий в свой состав анализ и оценку системы менеджмента организации.
Основной смысл и принцип управленческой диагностики состоит в том, что без оценки состояния (статика на момент анализа – последний завершившейся и отчетный оформленный год) и динамики развития (хотя бы за последние 3 года) производственно-хозяйственной системы (фирмы, организации, учреждения) невозможно ни оценить, ни понять проблематики любой отдельной стороны хозяйственной жизни объекта исследования. Принцип всякой живой целостной системы – хочешь понять часть, смотри на всю систему в целом.
Рис. 2 Этапы процесса диагностики предприятия
Систематическая диагностика предполагает постоянное исследование изменения технико-экономического состояния предприятия.
Эпизодическая (точечная) диагностика основана на разовых специальных исследованиях изменения технико-экономического состояния предприятия.
Количественная диагностика исходит из необходимости определения количественных характеристик технико-экономического состояния предприятия. Цель данного вида диагностики состоит в измерении, сравнении результатов производства, уровня затрат, установлении количественной меры влияния различных факторов.
Качественная диагностика основана на качественных сравнительных оценках, характеристиках технико-экономического состояния предприятия. Ее целью является выявление особенностей данного состояния и его внутренних взаимозависимостей.
Статистическаядиагностикаоснована на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения математико-статистических и экономико-статистических методов. Завершается интерпретацией полученных результатов, формулировкой теоретических и практических выводов и предложений.
Факторнаядиагностикаоснована на определении и детальной оценке каждой причины, каждого фактора, которые могут привести к возникновению отклонений фактических результатов деятельности предприятия от плановых. Основана на применении метода факторного анализа.
Экспертная диагностикаоснована на исследовании характерных особенностей и закономерностей развития путем применения комплекса логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов (экспертов) информации, ее анализ и обобщение.
Этапы процесса диагностики предприятияпредставлены на рис. 2.