Теоретические сведения, необходимые для выполнения
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра электротехники
В.Г. Черномашенцев, В.А. Пацкевич
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Пособие для выполнения курсовой и контрольных работ
Студентами безотрывной формы обучения
Гомель 2005
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет транспорта»
Кафедра электротехники
В.Г.Черномашенцев, В.А.Пацкевич
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Пособие для выполнения курсовой и контрольных работ
студентами безотрывной формы обучения
Под редакцией В.Г. Черномашенцева
Одобрено методической комиссией ФБО
Гомель 2005
УДК 621.3+621.38(076.5)
ББК
Ч-49
Р е ц е н з е н т – канд. техн. наук, доцент В.С. Могила (УО «БелГУТ»).
Черномашенцев, В.Г.
Ч-49 Электрические машины: пособие для выполнения курсовой и контрольных работ студентами безотрывной формы обучения / В.Г. Черномашенцев, В.А. Пацкевич; под ред В.Г.Черномашенцева. – Гомель: УО «БелГУТ», 2005. – 72 с.
ISBN
Содержит теоретическую часть, необходимую для выполнения отмеченных работ, практическую, включающую в себя задания, и методические указания к их выполнению, состоит из трёх разделов: трансформаторы, асинхронные двигатели и машины постоянного тока.
Предназначено для студентов специальностей «Тяговый подвижной состав (тепловозы)» и «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте».
УДК 621.3+621.38(076)
ББК
© Черномашенцев В.Г., Пацкевич В.А., 2005.
ISBN© УО «БелГУТ», 2005.
ВВЕДЕНИЕ
Пособие предназначено для выполнения курсовой и контрольных работ по дисциплине «Электрические машины и преобразователи» студентами IV курса заочной формы обучения. При этом студенты специальности «Тяговой подвижной состав (тепловозы)» выполняют курсовую работу, состоящую из трех задач, а студенты специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» – две контрольные работы, каждая из которых включает в себя по две задачи. Решение указанных задач способствует более глубокому усвоению теории, позволяет сконцентрировать внимание обучающихся на ее узловых положениях.
Так как у студентов заочной формы обучения на самостоятельную работу времени значительно меньше, чем у студентов, занимающихся с отрывом от производства, то им трудно пользоваться существующими учебными пособиями и методическими указаниями, предназначенными прежде всего для студентов дневной формы обучения. Это учтено в данном пособии, где каждая глава содержит в себе: теоретическую часть, необходимую для решения задач и помогающую студенту восстановить в памяти теоретические положения курса; практическую, в которой приведены задачи для решения и методические указания к их решению.
Пособие включает в себя три раздела: трансформаторы, асинхронные двигатели и машины постоянного тока. Курсовая работа, выполненная на основании данного пособия, должна состоять из расчетной записки с графиками и эскизами, которые следует выполнять карандашом на миллиметровой бумаге. Расчетные точки, через которые проводятся линии графика, должны быть видны на кривых. Для координатных осей необходимо выбирать равномерные масштабы, кратные 1; 2; 2,5; 5; 10 и т.д., во всем диапазоне изменения величины, при этом по оси абсцисс откладывается только один масштаб какой-нибудь величины, например Р2, а по направлению оси ординат можно построить несколько масштабных осей по числу рассматриваемых зависимостей, например I1 = f1(P2); cosj1 = f2(P2); n = f3(P2) и т.д. Все вертикальные шкалы должны быть оцифрованы равномерно на одной высоте и должны начинаться с нуля.
При выполнении курсовой или контрольных работ необходимо применять стандартные условные обозначения электрических величин, единиц их измерения и условные графические обозначения элементов электрических цепей по ГОСТам.
Расчетная записка курсовой работы пишется на одной стороне листа формата А4 с обязательным оставлением полей для замечаний рецензента. В записке приводятся необходимые расчеты, таблицы, пояснения, перечень использованной литературы. Листы, рисунки и таблицы пояснительной записки должны быть пронумерованы. Применять сокращения не следует, кроме общепринятых. В тексте должны быть приведены номера таблиц, рисунков тех источников, которые использованы в расчете.
Рисунки и таблицы в курсовой работе размещаются после ссылки на них в тексте или на следующей странице, если они выполняются на отдельных листах.
Результаты расчетов округляются до трех значащих цифр. Ошибки, отмеченные рецензентом, должны быть исправлены аккуратно. Для исправлений можно использовать обратную (чистую) сторону предыдущего листа. При большом количестве исправлений на одной странице ее нужно переписать и вклеить рядом со страницей, содержащей замечания рецензента.
Контрольные работы студентов 3ЭТ-IV можно выполнять в тетради, однако все вышеперечисленные требования остаются теми же.
Для успешного выполнения курсовой и контрольных работ необходимо изучить по [1] или любому учебнику по электрическим машинам соответствующий теоретический раздел. Без знания теории нельзя рассчитывать на решение даже сравнительно простых задач.
Номера вариантов задач выбираются по таблицам согласно двум последним цифрам учебного шифра студента или выдаются преподавателем, ведущим данный вид занятия.
При разработке пособия использован материал [2-6].
Для решения задач можно рекомендовать следующие общие указания:
1. Внимательно прочитать условие задачи и при необходимости дать его наглядную схемную интерпретацию, используя условные графические обозначения элементов электрических схем и электрических машин в соответствии с ГОСТами.
2. Записать числовые данные условия задачи и их единицы измерения. Указать также те величины, числовые значения которых непосредственно не задаются, но о них можно судить по условию задачи. Например, если в условии сказано, что активным сопротивлением обмотки можно пренебречь, следует записать R = 0, если в задаче насыщение не учитывается, указывается = и т. п. Устанавливаются искомые величины и единицы их измерения.
3. Подобрать нужную формулу. Если искомая величина определяется из нескольких выражений, то необходимо сличить заданные величины с величинами, входящими в различные формулы и выбрать нужное выражение. При необходимости выполнить преобразования для определения искомой величины.
4. Если решение задачи требует графических построений, то следует предварительно наметить последовательность графических операций.
5. Провести числовой расчет и анализ полученного результата. Получив числовой ответ, следует по возможности оценить его соответствие реальному физическому смыслу исходной величины.
6. В заключение целесообразно проанализировать расчетную формулу, последовательность графических построений, алгоритм расчета и выяснить, как изменяются искомые величины при изменении величин, функцией которых они являются.
ТРАНСФОРМАТОРЫ
Теоретические сведения, необходимые для выполнения