Расчет быстроходной ступени
Выбор электродвигателя и кинематический расчет.
1.1. Общий КПД привода:
η = η1η2η33
где η1 = 0,97 – КПД зубчатой пары [1c.5]
η2 = 0,97 – КПД зубчатой пары
η3 = 0,99 – коэффициент учитывающий потери на трение в опорах трех валов.
η = 0,97·0,97·0,993 = 0,91
1.2. Требуемая мощность электродвигателя:
Рвх. = Рвых./η = 4,1/0,891= 4,83 кВт
1.3. Задаемся передаточным отношением отдельных ступеней и вычисляем передаточное отношение всего привода.
и*= иц·иц
иц= 2…6
и*=(2…6)( 2…6)=(4...36)
1.4. Ориентировочная частота вращения входного вала.
пвх.*= пвых.и*= 26,1(4…36)= 997,44…8976,66 мин-1
1.5. Выбор электродвигателя.
По требуемой мощности привода Рвх. = 4,83 кВт и частоте вращения входного вала пвх.*= 997,44…8976,66 мин-1 выбираем электродвигатель 4А110L2 – трехфазный асинхронный короткозамкнутый 4А, закрытый, обдуваемый с параметрами: синхронная частота вращения (две пары полюсов) пс = 3000 мин-1, скольжение S = 3,4%, мощность Рдв. = 5,5 кВт, высота оси вращения ротора 112 мм.
1.6. Частота вращения ротора.
прот.= пвх.= пс(1-S/100) = 3000(1 – 3,4/100) = 2898 об/мин.
1.7. Предварительное передаточное отношение редуктора.
u = пвх./пвых. = 2898/249,36 = 11,6
1.8. Распределение передаточного отношения по ступеням.
Принимаем стандартные передаточные отклонения по ГОСТ 2185-66 [2c.41]
-первая ступень – цилиндрическая зубчатая передача и1=4
-вторая ступень – цилиндрическая зубчатая передача и2=2,8
1.9. Уточненное передаточное отношение редуктора.
и = и1.и2 = 4.2,8 = 11,2
1.10. Частота вращения и угловые скорости валов:
Входного вала
n1 = nрот. = 2898 об/мин w1 = 2898π/30 = 303,32 рад/с-1
Промежуточного вала
n2 = n1/u1 = 2898/4 = 724,5 об/мин w2= w1 / u1 = 303,32/4= 75,83 рад/с-1
Выходного вала
n3 = n1/u = 724,5/11,2 = 258,75 об/мин w3= w1/ и = 303,32/11,2=27,08 рад/с-1
1.11. Передаваемая мощность:
Выходного вала Р1 = Рвх = 4,83 кВт
Промежуточного вала Р2 = Рвхη1η3 = 4,83·0,97·0,99 = 4,63 кВт
Выходного вала Р3= 4,4 кВт
1.12. Вращающиеся моменты:
Выходного вала Т1 = Р1/w1 = 4,83·103/303,32 = 15,92 Н·м
Промежуточного вала Т2 = Р2/w2 = 4,63∙103/75,83 = 61,05 Н·м
Выходного вала Т3 = Р3/w3 = 4,4∙103/27,08 = 162,48 Н·
1.13. Результаты расчетов сводим в таблицу:
Вал | Мощность, кВт | Число оборотов, об/мин | Угловая скорость, рад/сек | Крутящий момент, Н·м |
Быстроходный | 4,83 | 303,32 | 15,92 | |
Промежуточный | 4,63 | 724,5 | 75,83 | 61,05 |
Тихоходный | 4,4 | 258,75 | 27,08 | 162,48 |
1.14. Ресурс работы привода.
tΣ= tгод..tраб..tсут..tсм..kзагр.= 5.300.3.7.0,4= 12600ч.
Здесь tгод.= 5 лет - срок работы машины; tраб.= 300 дней – число рабочих дней в году; tсут.=3 – число смен в сутках; tсм.=7ч – длительность смены; kзагр.=0,4 - коэффициент загрузки передачи.
1.15. Число циклов нагружений зубьев колес при с=1
Выходного вала Nk1 = Nkвх = 60•c•n1•tΣ= 60•1•2898•12600= 21,9•108
Промежуточного вала Nk2 = Nk1/и1= 21,9•108/4= 5,48•108
Выходного вала Nk3= Nkвых.= Nk2/и2= 5,48•108/2,8= 1,96•108
Расчет быстроходной ступени
2.1. Выбор материалов и термообработки для зубчатых колес.
Выбираем для обоих цилиндрических колес сталь 40ХН термообработка нормализация: у шестерни до твердости НВ 260…280; у колеса до твердости НВ 230…250.
2.2. Допускаемые напряжения.
2.2.1.1. Предел контактной выносливости стали 40ХН для выбранной термообработки, соответствующий базовому числу циклов
- для шестерни σHlimb1= 2НВ1+70= 2•270+70= 610МПа
- для колеса σHlimb2= 2НВ2+70= 2•240+70= 550Мпа
2.2.1.2. Базовое число циклов нагружений в зависимости от твердости поверхности зубьев
- для шестерни NHlim1= (17+(25-17)(270-250/300-250))106= 20,2•106
- для колеса NHlim2= (10+(17-10)(240-200/250-200))106= 15,6•106
2.2.1.3. Коэффициент эквивалентности режимов нагружения γН при hi=const
γН= Σ(Тi/Т1)3(ti/tΣ)
γН= 13•0,25+0,63•0,75= 0,412
2.2.1.4. Коэффициент долговечности
ZN=(NHlim/NKE) 1/6 = (NHlim/NKγH) 1/6
- для шестерни
ZN1=(NHlim1/NKвх.γH) 1/6=(20,2•106/21,9•108•0,412) 1/6= 0,655
Принимаем ZN1=1
- для колеса
ZN2=(NHlim2/NKпр.γH) 1/6=(15,6•106/5,48•108•0,412) 1/6= 0,743
Принимаем ZN2=1
2.2.1.5. Минимальный коэффициент запаса прочности принимаем SHlim=1,1 так как зубья без поверхностного упрочнения.
2.2.1.6. Допускаемое контактное напряжение
[σH]= (σHlimb•ZN/ SHmin) ZR ZY ZL ZX ZW где принимаем ZR,ZY,ZL,ZX,ZW =1
- для шестерни [σH1]= (610•1/1,1)•1= 555МПа
- для колеса [σH]= (550•1/1,1)•1= 550Мпа
- для косозубой передачи
[σH]= min{0,45([σH1]+[ σH2]); 1,23[σH2]}= min{0,45(555+550); 1,23•500}= min{475;615}= 475 Мпа
2.3.2. Допускаемое напряжение изгиба.
2.3.2.1. Предел выносливости зубьев при изгибе стали 40ХН, соответствует базовому числу циклов NFlim= 4•106, для выбранной термообработки
- для шестерни σFlimb1= 1.8HB= 1.8•270= 486МПа
- для колеса σFlimb2= 1.8HB= 1.8•240= 432Мпа
2.3.2.2. Коэффициент эквивалентности режимов нагружения γF= 0,285 при hi=const
2.3.2.3. Коэффициент долговечности
YN=(NFlim/NKE ) 1/mF= (NFlim/NKγF) 1/mF
- для шестерни
YN1= (NFlim/NKвх.γF) 1/6= ( 4•106/21,9•108•0,285) 1/6= 0,570
Принимаем YN1=1
- для колеса
YN2=(NFlim/NKпр.γF) 1/6= (4•106/5,48•108•0,285) 1/6= 0,665
Принимаем YN2=1
2.3.2.4. Минимальный коэффициент запаса прочности принимаем SFlim=1,5 для стальных поковок, подвергнутых нормализации
2.3.2.5. Допускаемое напряжение изгиба.
[σА]= (σFlimb•YN/ SFmin) Yδ YR YX YA Yo где принимаем Yδ,YR,YX,YA,Yo =1
- для шестерни [σF1]= (486•1/1,5)•1= 324МПа
- для колеса [σF2]= (432•1/1,5)•1= 288Мпа
2.4. Выбор вида зуба.
Принимаем цилиндрическую передачу с косым зубом.
2.5. Расчёт межосевого расстояния из условия контактной выносливости.
aω≥ Ка(u+1)(T1KHb/yba[σH]2u)1/3
где Ка – коэффициент межосевого расстояния, Ка= 43 – для стальных колес косозубой передачи при средних значениях коэффициента Z. [2c.46];
Т1- вращающий момент на ведомом колесе, Т1=15,92•103Нмм
KHb – коэффициент неравномерного распределения нагрузки по длине контактных линий, KHb = 1,02- при твердости поверхности НВ<350 несимметричном расположении шестерни относительно опор жестком вале.
yba = 0,4 – коэффициент ширины колеса. yba= bω/aω
aω ≥ Ка(u+1)(T1KHb/yba[σH]2u)1/3= 43(4+1)(15,92•103•1.02/0,4•4752•4)1/3=76мм
Принимаем по ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 80 мм
2.6.Ширина венца колес.
Ширина венца колеса bω2=yba•aω=0.4•80=32мм
Ширина венца шестерни bω1= bω2+(2…5)=37мм
Значения bω1 и bω2 округляют по ГОСТ6636-69 по ряду Ra20.
2.7. Модуль зацепления.
При НВ1 ≤350 и НВ2 ≤350 m = (0,01÷0,02)a w = (0,01÷0,02)80= 0,8÷1,6 мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 1,25 мм
2.8. Расчет размеров колес.
2.8.1. Предварительное значение угла наклона зуба β определим из условия, что коэффициент осевого перекрытия εβ≥1
β≥arcsin(πmnεβ/ bω)= arcsin(π•1,25•1/32)= arcsin(0,1226)= 7°04'
2.8.2. Число зубьев колес.
zΣ = 2awcosb/mn = 2∙80сos7°04'/1,25 = 127
z1 = zΣ/(u+1) =127 (4+1) = 25,4
z2 = zΣ - z1 = 127– 25,4 = 101,6
Принимаем z1=25 z2=102
2.8.3. Уточнение передаточное отношения
иф= z2/z1 =102/25 = 4,08
и=(иф/(ист-1))100%=(4,08/(4-1))100%=2%<2,5%
Отклонение иф от стандартного значения в пределах допуска.
2.8.4. Уточнение угла наклона зуба β.
cosb = mn(z1+z2)/2aw = 1,25(25+102)/2·80 = 0,9921 ® b =7°20'
Торцевой модуль зуба.
mt= mn/cosb= 1,25/0,9921=1,2599
2.8.5. Диаметры делительные шестерни и колеса.
d1 = mtz1 = 1,2599·25= 31,49 мм
d2 = mtz2= 1,2599·102= 128,51мм
Проверка межосевого расстояния
aw = (d1+d2)/2 = (31,49 + 128,51)/2 = 80 мм
2.8.6. Диаметры вершин шестерни и колеса
da1 = d1+2mn = 31,49+2·1,25 = 33,09 мм
da2 = d2+2mn = 128,51+2·1,25 = 131,01 мм
2.8.7. Коэффициент перекрытия
- коэффициент торцевого перекрытия
ea = [1,88 – 3,2(1/z1 + 1/z2)] cosb = [1,88 – 3,2(1/25+1/102)] 0,9921= 1,7943
- коэффициент осевого перекрытия
eb = bω∙sinb/πm = 32∙sin7°20'/π∙1,25 = 1,0215
2.9. Окружная скорость на начальной окружности
v = ω1· d1/2 = 303,32 · 31,49/2 = 4,776 м/с
По вычисленной окружной скорости назначаем степень точности 8.
2.10. Силы действующие в зацеплении.
- окружная Ft1= Ft2= 2Т1/ dω1 = 2•15,92·103/31,49 = 1010 H
- радиальная Fr1 = Ft1·tga/cosb = 1010·tg20°/0,9921 = 370 H
- осевая Fa1 = Ft1·tgb = 1010·tg7°20'= 127 H
Проверяем мощность на быстроходном валу:
Р1 = Ft1v = 1010∙4,776= 4823 Вт
2.11. Расчет на контактную выносливость активной поверхности зубьев
σH= ZHZEZεZβ(Ft•KH u±1/bωdω1u)1/2≤ [σH]
2.11.1. Коэффициент нагрузки
KH = KHАKHvKHbKHa
KHА- коэффициент внешней динамической нагрузки принимаем KHА=1,2- неравномерность режима нагружения потребителя малая
KHv- коэффициент внутренней динамической нагрузки, KHv = 1,03 – для степени точности 8, твердости поверхности НВ<350, косозубых колес, при окружной скорости V=4,776 м/с
KHb- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, KHb=1,08- при твердости НВ<350, несимметричном расположении шестерни относительно опор, жестком вале, коэффициент ширины венца ybd= b/d1=32/31,49=1,0159
KHa– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [4 с.54, табл.6.11]
KHa= KFa/(0,83…0,85) где при 5≤n≤9 εβ>1
KHa= [4+(εa-1)(n-5)]/4εa= [4+(1,7943-1)(8-5)]/4•1,7943= 0,8893
KHa= KFa/0,84= 0,8893/0,84= 1,06
KH = KHАKHvKHbKHa= 1,2·1,03·1,8•1,06=1,414
2.11.2. ZH– коэффициент формы сопряженных поверхностей
ZH = 2,46 при (x1+x2)/(z1+z2)=0 β=7°20'
2.11.3. ZE–коэффициент механических свойств материалов сопряженных колес [2c46]
ZE =190 МПа1/2- для пары стальных колес
2.11.4. Ze- коэффициент суммарной длины контактных линий; для косозубых колес при εβ≥1
Ze=(1/ εa)1/2=(1/1,7943)1/2=0,746
2.11.5. Zb– коэффициент угла наклона линии зуба β; Zb = 1
σH= ZHZEZεZβ(Ft•KH (u±1/u)/bωdω1)1/2=2,46•190•0,746•1(1010•1,414(4,08+1/4,08)/32•31,49) 1/2= =463Мпа
Условие прочности выполняется при недогрузке
(1-463/475)100%= 2,52%
2.12. Расчет на контактную статическую прочность при действии максимальной нагрузки.
sНmax = sH(kпер(KH/KHmax))1/2≤ [sНmax]
При KH=KHmax sНmax = sH(kпер)1/2=463(1,8)1/2=621Мпа
Для стали 40ХН при термообработке нормализация – до твердости НВ230…250, габарит <100мм предел текучести sТ = 600Мпа
Допускаемое напряжение при расчете на контактную статическую прочность
[sНmax]=2,8sТ=2,8•600=1680МПа
sНmax=621<[sНmax]=1680- условие прочности выполняется.
2.13. Расчет на изгибную выносливость
σF= (FtKF/bωmn)YFSYβYε ≤ [σF]
2.13.1.Коэффициент нагрузки.
KF = KFАKFvKFbKFa
KFА- коэффициент внешней динамической нагрузки принимаем KHА=1,2- неравномерность режима нагружения потребителя малая
KFv- коэффициент внутренней динамической нагрузки, KFv = 1,06 – для степени точности 8, твердости поверхности НВ<350, косозубых колес, при окружной скорости V=4,776 м/с
KFb- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, KFb=1,15- при твердости НВ<350, несимметричном расположении шестерни относительно опор, жестком вале, коэффициент ширины венца ybd= b/d1=32/31,49=1,0159
KFa– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [4 с.54, табл.6.11]
KFa= 0,8893
KF = KFАKFvKFbKFa= 1,2·1,06·1,15•0,8893=1,301
2.13.2.YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба, смещение х=0,эквивалентное число зубьев zv = z/cos3b при b= arccos0,9921= 7°20'
- для шестерни zv1 = z1/cos3b = 25/0,99213 = 25,6 ® YFS1 = 3,78 [1 c.51, табл.6.7]
[σF1]/YFS1= 324/3,88= 83,5
- для колеса zv2= z2/cos3b =102/0,99213 = 104,4 ® YFS2 = 3,61 [1 c.51, табл.6.7]
[σF2]/YFS2= 288/3,61= 79,8
Т.е. зубья колес нагружены больше
2.13.3. Yb – коэффициент, учитывающий наклон зуба
Yb = 1 – εb·b/120º = 1 –1,0215·7°20'/120º = 0,938
2.13.4. Ye - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для косозубых передач при εb≥1
Ye = 1/ea= 1/1,7943= 0,557
σF2= (FtKF/bωmn)YFSYβYε = (1010•1,301/32•1,25)3,61•0,938•0,557= 62,8Мпа ≤ [σF2]=288Мпа
Условие прочности выполняется.
2.14. Расчет на изгибную статическую прочность при действии максимальной нагрузки.
sFmax = sF•kпер(KF/KFmax)≤ [sНmax]
При KF=KFmax sFmax = sF•kпер=62,8•1,8=113Мпа
Допускаемое напряжение при расчете на изгибную статическую прочность
[sFmax]=0,8sТ=0,8•600=480МПа
sFmax=113<[sFmax]=480- условие прочности выполняется.
Расчет тихоходной ступени
3.1. Выбор материалов и термообработки для зубчатых колес.
Выбираем для обоих цилиндрических колес сталь 40ХН термообработка нормализация: у шестерни до твердости НВ 260…280; у колеса до твердости НВ 230…250.
3.2. Допускаемые напряжения.
3.2.1.1. Предел контактной выносливости стали 40ХН для выбранной термообработки, соответствующий базовому числу циклов
- для шестерни σHlimb1= 2НВ1+70= 2•270+70= 610МПа
- для колеса σHlimb2= 2НВ2+70= 2•240+70= 550Мпа
3.2.1.2. Базовое число циклов нагружений в зависимости от твердости поверхности зубьев
- для шестерни NHlim1=20,2•106
- для колеса NHlim2=15,6•106
3.2.1.3. Коэффициент эквивалентности режимов нагружения γ=0,412 при hi=const
3.2.1.4. Коэффициент долговечности
ZN=(NHlim/NKE) 1/6 = (NHlim/NKγH) 1/6
- для шестерни
ZN1=(NHlim1/NKвх.γH) 1/6=(20,2•106/5,48•108•0,412) 1/6= 0,668
Принимаем ZN1=1
- для колеса
ZN2=(NHlim2/NKпр.γH) 1/6=(15,6•106/1,96•108•0,412) 1/6= 0,833
Принимаем ZN2=1
3.2.1.5. Минимальный коэффициент запаса прочности принимаем SHlim=1,1 так как зубья без поверхностного упрочнения.
3.2.1.6. Допускаемое контактное напряжение
[σH]= (σHlimb•ZN/ SHmin) ZR ZY ZL ZX ZW где принимаем ZR,ZY,ZL,ZX,ZW =1
- для шестерни [σH1]= (610•1/1,1)•1= 555МПа
- для колеса [σH]= (550•1/1,1)•1= 550Мпа
- для косозубой передачи
[σH]= min{0,45([σH1]+[ σH2]); 1,23[σH2]}= min{0,45(555+550); 1,23•500}= min{475;615}= 475 Мпа
3.3.2. Допускаемое напряжение изгиба.
3.3.2.1. Предел выносливости зубьев при изгибе стали 40ХН, соответствует базовому числу циклов NFlim= 4•106, для выбранной термообработки
- для шестерни σFlimb1=486МПа
- для колеса σFlimb2=432Мпа
3.3.2.2. Коэффициент эквивалентности режимов нагружения γF= 0,285 при hi=const
3.3.2.3. Коэффициент долговечности
YN=(NFlim/NKE ) 1/mF= (NFlim/NKγF) 1/mF
- для шестерни
YN1= (NFlim/NKпр.γF) 1/6= ( 4•106/5,48•108•0,285) 1/6= 0,655
Принимаем YN1=1
- для колеса
YN2=(NFlim/NKвых.γF) 1/6= (4•106/1,96•108•0,285) 1/6= 0,746
Принимаем YN2=1
3.3.2.4. Минимальный коэффициент запаса прочности принимаем SFlim=1,5 для стальных поковок, подвергнутых нормализации.
3.3.2.5. Допускаемое напряжение изгиба.
[σА]= (σFlimb•YN/ SFmin) Yδ YR YX YA Yo где принимаем Yδ,YR,YX,YA,Yo =1
- для шестерни [σF1]= (486•1/1,5)•1= 324МПа
- для колеса [σF2]= (432•1/1,5)•1= 288Мпа
3.4. Выбор вида зуба.
Принимаем цилиндрическую передачу с косым зубом.
3.5. Расчёт межосевого расстояния из условия контактной выносливости.
aω≥ Ка(u+1)(T2KHb/yba[σH]2u)1/3
где Ка – коэффициент межосевого расстояния, Ка= 43 – для стальных колес косозубой передачи при средних значениях коэффициента Z. [2c.46];
Т1- вращающий момент на ведомом колесе, Т1=61,05•103Нмм
KHb – коэффициент неравномерного распределения нагрузки по длине контактных линий, KHb = 1,02- при твердости поверхности НВ<350 несимметричном расположении шестерни относительно опор жестком вале.
yba = 0,4 – коэффициент ширины колеса. yba= bω/aω
aω ≥ Ка(u+1)(T1KHb/yba[σH]2u)1/3= 43(2,8+1)(61,05•103•1.02/0,4•4752•2,8)1/3=102мм
Принимаем по ГОСТ 2185-66 [2 c.52] аw = 100 мм
3.6.Ширина венца колес.
Ширина венца колеса bω2=yba•aω=0.4•100=40мм
Ширина венца шестерни bω1= bω2+(2…5)=45мм
Значения bω1 и bω2 округляют по ГОСТ6636-69 по ряду Ra20.
3.7. Модуль зацепления.
При НВ1 ≤350 и НВ2 ≤350 m = (0,01÷0,02)a w = (0,01÷0,02)100= 1÷2 мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m = 2 мм
3.8. Расчет размеров колес.
3.8.1. Предварительное значение угла наклона зуба β определим из условия, что коэффициент осевого перекрытия εβ≥1
β≥arcsin(πmnεβ/ bω)= arcsin(π•2•1/40)= arcsin(0,157)= 9°03'
3.8.2. Число зубьев колес.
zΣ = 2awcosb/mn = 2∙100сos9°03'/2 = 99
z1 = zΣ/(u+1) =99 (2,8+1) = 26,05
z2 = zΣ - z1 = 99– 26,05 = 72,95
Принимаем z1=26 z2=73
3.8.3. Уточнение передаточное отношения
иф= z2/z1 =73/26 = 2,81
и=(иф/(ист-1))100%=(2,81/(2,8-1))100%=0,35%<2,5%
Отклонение иф от стандартного значения в пределах допуска.
3.8.4. Уточнение угла наклона зуба β.
cosb = mn(z1+z2)/2aw = 2(26+73)/2·100 = 0,99 ® b =8°10'
Торцевой модуль зуба.
mt= mn/cosb= 2/0,99= 2,0202
3.8.5. Диаметры делительные шестерни и колеса.
d1 = mtz1 = 2,0202·26= 52,52 мм
d2 = mtz2= 2,0202·73= 147,48мм
Проверка межосевого расстояния
aw = (d1+d2)/2 = (52,52 + 147,48)/2 = 100 мм
3.8.6. Диаметры вершин шестерни и колеса
da1 = d1+2mn = 52,52+2·2 = 56,52 мм
da2 = d2+2mn = 147,48+2·2 = 151,48 мм
3.8.7. Коэффициент перекрытия
- коэффициент торцевого перекрытия
ea = [1,88 – 3,2(1/z1 + 1/z2)] cosb = [1,88 – 3,2(1/26+1/73)] 0,99= 1,696
- коэффициент осевого перекрытия
eb = bω∙sinb/πm = 32∙sin8°10'/π∙2 = 0,886
3.9. Окружная скорость на начальной окружности
v = ω1· d1/2 = 75,83 · 52,52/2 = 1,991 м/с
По вычисленной окружной скорости назначаем степень точности 8.
3.10. Силы действующие в зацеплении.
- окружная Ft1= Ft2= 2Т2/ dω1 = 2•61,05·103/52,52 = 2324 H
- радиальная Fr1 = Ft1·tga/cosb = 2324·tg20°/0,99 = 854 H
- осевая Fa1 = Ft1·tgb = 2324·tg8°10'= 327 H
Проверяем мощность на тихоходном валу:
Р2 = Ft1v = 2324∙1,991= 4627 Вт
3.11. Расчет на контактную выносливость активной поверхности зубьев
σH= ZHZEZεZβ(Ft•KH u±1/bωdω1u)1/2≤ [σH]
3.11.1. Коэффициент нагрузки
KH = KHАKHvKHbKHa
KHА- коэффициент внешней динамической нагрузки принимаем KHА=1,2- неравномерность режима нагружения потребителя малая
KHv- коэффициент внутренней динамической нагрузки, KHv = 1,02 – для степени точности 8, твердости поверхности НВ<350, косозубых колес, при окружной скорости V=1,991 м/с
KHb- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, KHb=1,08- при твердости НВ<350, несимметричном расположении шестерни относительно опор, жестком вале, коэффициент ширины венца
ybd= b/d1=40/52,52=0,762
KHa– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [4 с.54, табл.6.11]
KHa= KFa/(0,83…0,85) где при 5≤n≤9 εβ>1
KHa= [4+(εa-1)(n-5)]/4εa= [4+(1,696-1)(8-5)]/4•1,696= 0,897
KHa= KFa/0,84= 0,897/0,84= 1,07
KH = KHАKHvKHbKHa= 1,2·1,03·1,8•1,07=1,414
3.11.2. ZH– коэффициент формы сопряженных поверхностей
ZH = 2,46 при (x1+x2)/(z1+z2)=0 β=8°10'
3.11.3. ZE–коэффициент механических свойств материалов сопряженных колес [2c46]
ZE =190 МПа1/2- для пары стальных колес
3.11.4. Ze- коэффициент суммарной длины контактных линий; для косозубых колес при εβ≥1
Ze=(1/ εa)1/2=(1/1,696)1/2=0,768
3.11.5. Zb– коэффициент угла наклона линии зуба β; Zb = 1
σH= ZHZEZεZβ(Ft•KH (u±1/u)/bωdω1)1/2=2,46•190•0,768•1(2324•1,414(2,81+1/2,81)/40•52,52)1/2= =453Мпа
Условие прочности выполняется при недогрузке
(1-453/475)100%= 4,63%
3.12. Расчет на контактную статическую прочность при действии максимальной нагрузки.
sНmax = sH(kпер(KH/KHmax))1/2≤ [sНmax]
При KH=KHmax sНmax = sH(kпер)1/2=453(1,8)1/2=607Мпа
Для стали 40ХН при термообработке нормализация – до твердости НВ230…250, габарит <100мм предел текучести sТ = 600Мпа
Допускаемое напряжение при расчете на контактную статическую прочность
[sНmax]=2,8sТ=2,8•600=1680МПа
sНmax=621<[sНmax]=1680- условие прочности выполняется.
3.13. Расчет на изгибную выносливость
σF= (FtKF/bωmn)YFSYβYε ≤ [σF]
3.13.1.Коэффициент нагрузки.
KF = KFАKFvKFbKFa
KFА- коэффициент внешней динамической нагрузки принимаем KHА=1,2- неравномерность режима нагружения потребителя малая
KFv- коэффициент внутренней динамической нагрузки, KFv = 1,06 – для степени точности 8, твердости поверхности НВ<350, косозубых колес, при окружной скорости V=1,991 м/с
KFb- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, KFb=1,15- при твердости НВ<350, несимметричном расположении шестерни относительно опор, жестком вале, коэффициент ширины венца ybd= 0,762
KFa– коэффициент распределения нагрузки между зубьями [4 с.54, табл.6.11]
KFa= 0,897
KF = KFАKFvKFbKFa= 1,2·1,06·1,15•0,897=1,312
3.13.2.YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба, смещение х=0,эквивалентное число зубьев zv = z/cos3b при b= arccos0,99= 8°10'
- для шестерни zv1 = z1/cos3b = 26/0,993 = 26,7 ® YFS1 = 3,88 [1 c.51, табл.6.7]
[σF1]/YFS1= 324/3,88= 83,5
- для колеса zv2= z2/cos3b =73/0,993 = 75,2 ® YFS2 = 3,61 [1 c.51, табл.6.7]
[σF2]/YFS2= 288/3,61= 79,8
Т.е. зубья колес нагружены больше
3.13.3. Yb – коэффициент, учитывающий наклон зуба
Yb = 1 – εb·b/120º = 1 –0,886·8°10'/120º = 0,940
2.13.4. Ye - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для косозубых передач при εb≥1
Ye = 1/ea= 1/1,696= 0,589
σF2= (FtKF/bωmn)YFSYβYε = (2324•1,312/40•2)3,61•0,940•0,589= 76,1Мпа ≤ [σF2]=288Мпа
Условие прочности выполняется.
2.14. Расчет на изгибную статическую прочность при действии максимальной нагрузки.
sFmax = sF•kпер(KF/KFmax)≤ [sНmax]
При KF=KFmax sFmax = sF•kпер=76,1•1,8=136,98Мпа
Допускаемое напряжение при расчете на изгибную статическую прочность
[sFmax]=0,8sТ=0,8•600=480МПа
sFmax=136,98<[sFmax]=480- условие прочности выполняется.