Тема 4. Основы стандартизации и
Взаимозаменяемости деталей машин
Основы взаимозаменяемости и технические изменения. Допуски и характер сопряжения, определяющего посадку для гладких цилиндрических соединений. Зазор и натяг. Система отверстия и система вала. Обозначение предельных отклонений и посадок на чертежах по ЕСПД. Допуски и посадки подшипников качения.
Методические указания.
Изучив данную тему, студент должен:
- знать, что называется полем допуска, квалитетом, системой отверстия, системой вала, зазором, натягом;
- уметь правильно назначить допуски и выбрать систему посадок при проектировании деталей и узлов конструкций.
Будущий инженер должен понимать, что на снижение себестоимости изготовляемых машин большое влияние оказывает технологичность конструкций. Необходимо усвоить терминологию по ГОСТу на допуски и посадки и запомнить такие понятия, как номинальный и предельный размеры, отклонения, класс точности посадки.
Следует также знать системы посадок, квалитеты и посадки по ГОСТу, где их применяют, как обозначают размеры с указанием полей допусков на машиностроительных чертежах.
Вопросы для самопроверки.
1. Как следует понимать выражение «взаимозаменяемость деталей»?
2. Что такое зазор и посадка?
3. Что называется верхним и нижним отклонением от номинального диаметра?
4. В чем преимущество системы отверстия?
5. Почему в стандартах приняты обе системы?
6. Что такое поле допуска и квалитет и как их обозначают?
7. Как обозначают на чертежах размеры деталей машин с указанием их полей допусков?
Литература:[1, гл. 31], [2, гл. 31, § 3].
Тема 5. Соединения деталей
Неразъемные соединения. Соединения с гарантированным натягом. Расчет труб. Заклепочные, клеевые, сварные соединения. Расчет на прочность.
Разъемные соединения. Соединения резьбовые. Область применения в электромеханических системах. Основные резьбы. Крепежные винты. Расчет блоков. Шпоночные и шлицевые соединения. Расчет на прочность.
Методические указания
Изучив данный раздел, студент должен:
- уметь использовать расчетные зависимости при определении гарантированного натяга в соединении цилиндрических деталей машин;
- уметь рассчитывать на прочность неразъемные соединения;
- уметь рассчитывать на прочность разъемные соединения (резьбовые, шпоночные, шлицевые и т. д).
Студенту следует ознакомиться со способом образования звеньев механизмов соединением деталей, уяснить область применения тех или иных типов соединений в машиностроении.
Вопросы для самопроверки.
1. Какие виды соединений дуговой и газовой сварки применяют в конструкциях?
2. Укажите типы сварных швов.
3. Как формулируется условие прочности стыковых и угловых сварных швов?
4. Какие достоинства имеют паянные и клеевые соединения по сравнению со сварными и как оценивают их прочностную надежность?
5. Укажите типы заклепочных соединений, используемых в конструкциях?
6. Перечислите виды соединений посадками с натягом и области их применения?
7. Какова методика расчета цилиндрических деталей соединенных с натягом?
8. Какие типы резьбы различают по назначению и по геометрической форме, и какие из них являются стандартными?
9. Какие виды резьбы существуют по числу заходов и по направлению наклона витков?
10. Какие виды метрической резьбы различают?
11. Почему для болтов применяют треугольную резьбу?
12. Как рассчитывают болты, винты и шпильки под действием на них статических нагрузок в различных случаях нагружения?
13. Как рассчитывают болты, винты и шпильки при действии на них переменных нагрузок?
14. В каких случаях применяют шпильки и винты вместо болтов?
15. Какова методика расчета группы болтов?
16. Назовите области применения различных типов шпонок?
17. Как определяют размеры шпонок?
18. Что такое шлицевые соединения, и какими преимуществами они обладают по сравнению со шпоночными?
19. Какие напряжения возникают в шпоночном соединении?
Литература:[1, гл. 29, 30, 31, 32, 33], [2, гл. 31, 32]