Цель работы: Изучить основные неисправности деталей системы смазки, причины их возникновения и способы устранения.

Лабораторно-практическая работа №4

Тема: «Техническое обслуживание и текущий ремонт системы смазки»

Цель работы: Изучить основные неисправности деталей системы смазки, причины их возникновения и способы устранения.

1. Общее устройство системы смазки.

1. Запаса моторного масла, расположенного в поддоне картера

2. Масляного фильтра

3. Системы каналов и проточек, поводящих масло к трущимся частям.

4. Датчика, расположенного на двигателе и указателя давления масла, расположенного на панели приборов управления.

5. Системы вентиляции картерных газов.

2. Составить таблицу по возможным неисправностям деталей системы смазки.

Неисправность Причина возникновения Способы устранения неисправности   Способы Определения неисправности  
Сцепление "буксует" (неполное включение)     Нет зазора между упорным кольцом и выжимным подшипником (отсутствует свободный ход муфты) Попадание смазки на поверхность трения Износ фрикционных накладок Поломка или потеря упругости нажимных пружин Отрегулировать зазор 3,2…4мм (свободный ход муфты) Снять сцепление и промыть поверхности трения Заменить фрикционные накладки Заменить нажимные пружины Автомобиль медленно набирает скорость или медленно теряет скорость на подъеме. В кабине ощущается специфический запах горящих накладок
Сцепление "ведет" (неполное выключение) Большой зазор между упорным кольцом и выжимным подшипником Коробление ведомых дисков или разрушение и обрыв накладок Попадание воздуха в гидропривод или утечка жидкости Зазор отрегулировать Диски заменить Жидкость долить, течь устранить, из гидросистемы воздух удалить ("прокачать" систему) Включение передач сопровождается скрежетом Резко возрастает усилие на рычаге при переключении передач
Увеличенное усилие на педали сцепления Не попадает сжатый воздух в пневмоусилитель (пневмоусилитель не работает) Закаливание следящего поршня Заменить клапан Заменить манжету или кольцо следящего поршня При нажатии на педаль сопротивление возрастает
Сцепление включается резко Разбухание уплотнительных манжет гидропривода Заменить уплотнительные манжеты Автомобиль трогается с места рывком
Шум в механизме сцепления Разрушение подшипника включения сцепления Повышенное биение упорного кольца оттяжных рычагов Заменить подшипник Механизм выключения отрегулировать выставкой рычагов Повышенный шум в механизме сцепления при его включении
Запаздывание включения сцепления Застывание жидкости в гидросистеме Заклинивание следящего поршня Задиры в соединениях ведущих дисков Гидросистему промыть Заменить манжету следящего поршня Устранить задир Автомобиль трогается с запаздыванием после отпускания педали
       

3. Указать порядок проверки работоспособности системы смазки.

Стандартная смазка: применяется для менее значимых и расположенных на расстоянии друг от друга частей, таких как подшипник водяного насоса двигателя, генератор, стартер, блок распределения мощности и т.д.

По мере развития автомобилей число оборотов и удельная мощность двигателя становятся все выше и выше, что предъявляет более жесткие требования к смазке и частоте проведения технического обслуживания двигателя. Работоспособность системы смазки оказывает непосредственное воздействие на состояние двигателя. При эксплуатации и техническом обслуживании системы смазки обращайте внимание на следующее:

Во-первых, правильно подбирайте смазку. Правильно подбирайте моторное масло в соответствии с техническими характеристиками. Подбирайте моторное масло с необходимой вязкостью и устойчивостью к температуре окружающей среды, например, для эксплуатации старых автомобилей при более высоких температурах окружающей среды необходимо моторное масло с большей вязкостью. Для новых автомобилей или автомобилей, прошедших недавно капитальный ремонт, следует использовать обкаточное масло с низкой вязкостью, обеспечивающее надлежащие очистку и отвод тепла.

Во-вторых, старайтесь чаще поверять работоспособность системы смазки. Проверяйте уровень масла в масляном поддоне. Всегда поддерживайте правильный уровень моторного масла. Во время эксплуатации следите за давлением моторного масла и работой двигателя. Своевременно определяйте и устраняйте неисправности. Немедленно заменяйте смазку, если ее качество/цвет изменились, слишком большой уровень масла в масляном поддоне, вода/бензин попали в смазку.

Кроме того, проверяйте состояние и работоспособность системы смазки и дополнительного оборудования: фильтр моторного масла, клапан регулировки давления моторного масла, зазор втулки подшипника, герметизацию маслопровода и т.д., т.е. все то, что оказывает воздействие на работоспособность системы смазки. Также регулярно проводите чистку частей системы смазки, а именно радиатора моторного масла, масляного поддона, маслопровода, чтобы поддерживать систему смазки в работоспособном состоянии

4. Порядок замены масла в двигателе.

Производить замену масла в двигателе рекомендуется после пробега порядка 8000-10000 км. Но в зависимости от условий эксплуатации (продолжительная работа на холостом ходу - зимний период) рекомендуется замена масла при меньшем пробеге. Как правило о замене масла будет сигнализировать темный цвет масла, это указывает на включения продуктов горения в масле и соответственно будет отрицательно сказываться на эксплутационных свойствах масла (смазка, передача и отвод тепла, вымывание продуктов механического износа и горения)

Масло сливайте после поездки, пока двигатель не остыл. Если двигатель холодный, пустите и прогрейте его до рабочей температуры (80 °С по указателю температуры охлаждающей жидкости). Это необходимо сделать для понижения вязкости масла для максимально полного сливании его из картера двигателя.

замена масла с промывкой двигателя
после сливания старого масла вливается промывочное и машина работает порядка 10 минут после промывочное масло сливается и заливается новое моторное масло (минус в том что отстаются остатки промывочного масла которые в итоге могут отрицательно влиять на работу двигателя) Так как впоследствии промывочное масло будет смешано с рабочим маслом, а задачи и свойства у данных масел разные что соответтсвенно скажется на эксплутационных характеристиках не в лучшую сторону.

- замена масла без промывки двигателя

после сливания масла сразу заливается новое моторное масло (минус остатки старого моторного масла с продуктами горения смешиваются с новым маслом тем самым сокращяя ресурс работы масла)

5. Составить перечень операций по техническому обслуживанию системы смазки.

Техническое обслуживание - это тот перечень работ, выполняемых в промежутках между плановыми и неплановыми ремонтами оборудования, который позволяет обеспечить необходимый уровень надежности работы оборудования.

Правильное техническое обслуживание и эксплуатацияпромышленного оборудования позволяет существенно снизить затраты на ремонт оборудования и уменьшить время его простоя.

Наши рекомендации