Коммуникации в домашней обстановке
Коллекторный электродвигатель.
Коллекторный электродвигатель — электрическая машина в которой датчиком положения ротора и переключателем тока в обмотках является одно и то же устройство — щёточноколлекторный узел.
Имеет разновидности:
§ коллекторный электродвигатель постоянного тока
§ универсальный коллекторный двигатель (УКД)
Универсальный коллекторный двигатель
Схема одного из вариантов УКД. Допускается работа и от постоянного, и от переменного тока
Универсальный коллекторный двигатель (УКД) — разновидность коллекторной машины постоянного тока, которая может работать и на постоянном, и на переменном токе. Получил большое распространение в ручном электроинструменте и в некоторых видах бытовой техники из-за малых размеров, малого веса, лёгкости регулирования оборотов, относительно низкой цены.
Особенности конструкции
Строго говоря, универсальный коллекторный двигатель является коллекторным электродвигателем постоянного тока с последовательно включенными обмотками возбуждения (статора), оптимизированным для работы на переменном токе бытовой электрической сети. Такой тип двигателя независимо от полярности подаваемого напряжения вращается в одну сторону, так как за счёт последовательного соединения обмоток статора и ротора смена полюсов их магнитных полей происходит одновременно и результирующий момент остаётся направленным в одну сторону.
Для возможности работы на переменном токе применяется статор из магнитно-мягкого материала, имеющего малый гистерезис (сопротивление перемагничиванию). Для уменьшения потерь на вихревые токи статор выполняют наборным из изолированных пластин.
Особенностью (в большинстве случаев — достоинством) работы такого двигателя именно на переменном токе (а не на постоянном такого же напряжения) является то, что в режиме малых оборотов (пуск и перегрузка) индуктивное сопротивление обмоток статора ограничивает потребляемый ток и соответственно максимальный момент двигателя (оценочно) до 3—5 от номинального (против 5—10 при питании того же двигателя постоянным током). Для сближения механических характеристик у двигателей общего назначения может применяться секционирование обмоток статора — отдельные выводы (и меньшее число витков обмотки статора) для подключения переменного тока.
Реверсирование УКД осуществляется переключением полярности включения обмоток только статора или только ротора.
Достоинства и недостатки
Сравнение приведено для случая подключения к бытовой однофазной электрической сети 220 вольт и одинаковой мощности двигателей. Разница в механических характеристиках двигателей ("мягкость-жёсткость", максимальный момент) может быть как достоинством, так и недостатком в зависимости от требований к приводу.
Достоинства в сравнении с коллекторным двигателем постоянного тока:
§ Прямое включение в сеть, без дополнительных компонентов (для двигателя постоянного тока требуется, как минимум, выпрямление).
§ Меньший пусковой (перегрузочный) ток (и момент), что предпочтительнее для бытовых устройств.
§ Проще управляющая схема (при её наличии) - тиристор (или симистор) и реостат. При выходе из строя электронного компонента двигатель (устройство) остаётся работоспособным, но включается сразу на полную мощность.
Недостатки в сравнении с коллекторным двигателем постоянного тока:
§ Меньший общий КПД из-за потерь на индуктивность и перемагничивание статора.
§ Меньший максимальный момент (может быть недостатком).
Достоинства в сравнении асинхронным двигателем:
§ Быстроходность и отсутствие привязки к частоте сети.
§ Компактность (даже с учётом редуктора).
§ Больший пусковой момент.
§ Автоматическое пропорциональное снижение оборотов (практически до нуля) и увеличение момента при увеличении нагрузки (при неизменном напряжении питания) - "мягкая" характеристика.
§ Возможность плавного регулирования оборотов (момента) в очень широком диапазоне - от ноля до номинального значения - изменением питающего напряжения.
Недостатки в сравнении с асинхронным двигателем:
§ Нестабильность оборотов при изменении нагрузки (где это имеет значение).
§ Наличие щёточно-коллекторного узла и в связи с этим:
§ Относительно малая надёжность (срок службы)
§ Сильное искрение на коллекторе из-за коммутации переменного тока и связанные с этим радиопомехи
§ Высокий уровень шума
§ Относительно большое число деталей коллектора (и соответственно двигателя)
Следует отметить, что в современных бытовых устройствах ресурс электродвигателя (щёточно-коллекторного узла) сопоставим с ресурсом рабочих органов и механических передач.