Побудители тяги вентиляционных систем. Борьба с шумом и вибрациями
Вентиляторами называются нагнетатели вращательного типа, предназначенные для подачи газов или воздуха при небольшом давлении.
Обычно различают центробежные и осевые вентиляторы. Центробежные вентиляторы применяются для подачи воздуха или газа при относительно большом давлении, а осевые – когда необходимо перемещать большое количество воздуха при малом давлении.
Наиболее широкое распространение в практике получили центробежные вентиляторы, которые применяются в разветвленных вентиляционных установках, в системах пневматического транспорта, в котельных установках в качестве тягодутьевых устройств и т. п.
Рассмотрим конструктивную схему центробежного вентилятора (рис. 8.13). Воздух в вентилятор поступает через входной патрубок 1 и направляется в рабочее колесо 2, которое состоит из: ступицы 5, ведущего диска 7, лопастей и (ведомого) покрывного кольцевого диска 9. Обычно рабочее колесо приводится во вращение при помощи ступицы 5, насаженной на рабочий вал 6, который передает движение непосредственно от двигателя или с помощью трансмиссионной передачи. На ступице смонтирован ведущий диск, к которому прикреплены лопасти рабочего колеса. Со стороны входа на лопастях рабочего колеса крепится покрывной кольцевой диск 9.
Рис. 8.13. Схема центробежного вентилятора | Рис. 8.14. Схема осевого вентилятора |
Вращающееся рабочее колесо помещается в неподвижный спиральный кожух 8, имеющий на выходе расширяющийся патрубок 4. Воздух или газ, попадающий через входной патрубок 1 в рабочее колесо 2, лопастями отбрасывается с большой скоростью к периферии. Передача энергии воздуху завершается в рабочем колесе. Часть этой энергии вследствие силового воздействия лопастей рабочего колеса получается в виде потенциальной энергии давления. Другая часть, в зависимости от степени реактивности рабочего колеса, получается в виде кинетической энергии (скоростного напора). Воздух, поступающий с большой скоростью из рабочего колеса, тормозится в кожухе вентилятора. При этом скоростной напор преобразуется в потенциальную энергию давления. Спиральная форма кожуха способствует этому процессу. Избыток давления на выходе из вентилятора в патрубке 4 идет на преодоление сопротивлений и противодавления в нагнетательной системе трубопроводов.
Чтобы избежать утечки воздуха, который был подвергнут сжатию в вентиляторе, устанавливают различного типа уплотнения и осуществляют сопряжение входного патрубка вентилятора и входной кромки рабочего колеса с минимальным зазором ~ 1 мм. С этой же целью язык 3 спиральной камеры подводят как можно ближе к внешнему ободу рабочего колеса.
Центробежные вентиляторы различаются по создаваемому ими полному давлению (сумме статического и динамического давлений) при подаче нормального атмосферного воздуха (плотность воздуха на входе в вентилятор ρ = 1,2кг/м3).
Вентилятор, конструкция которого обеспечивает продольное перемещение воздуха вдоль его оси, называется осевым. Наиболее простой осевой вентилятор (рис.33) состоит из следующих частей: осевого лопастного рабочего колеса 1, цилиндрического кожуха 6, входного коллектора 7, имеющего очертания плавного раструба. На выходе устанавливается диффузор 2 с выходным отверстием 5. Передняя торцевая часть втулки лопастного колеса и электродвигатель 4 вентилятора закрыты обтекателями 8 и 3.
Лопастное колесо монтируется непосредственно на валу электродвигателя или на специальной втулке, жестко посаженной на вал электродвигателя, который находится в центре воздушного потока соосно с кожухом вентилятора.
При быстром вращении лопастного колеса воздух всасывается через коллектор 7, проходит через кожух 6, диффузор 2 и выбрасывается через выходное отверстие 5. Диффузор 7 используется для преобразования части кинетической энергии воздуха в давление. Поэтому давление воздуха за лопастным колесом в диффузоре больше, чем в кожухе вентилятора.
Чтобы предотвратить перетекание воздуха из области более высокого давления (диффузора) в область всасывания (коллектор) зазор 8 между внешними кромками лопастей и кожухом вентилятора делают минимальным, не превышающим 1,5% длины лопатки.
Лопастное колесо вентилятора состоит из втулки относительно большого размера (от 40 до 70% диаметра колеса) с центральным отверстием для вала. На втулке в специальных пазах закреплены лопасти. Иногда лопасти крепятся на специальном ободе, который монтируется на внешней поверхности втулки. Лопасти могут быть поворотными или закреплены наглухо. Количество лопастей колеблется от 2 до 16, в зависимости от назначения вентилятора.
В крупных вентиляторах лопасти для облегчения делают пустотелыми, а для удобства регулирования — поворотными. В этом случае регулирование достигается установкой лопастей под разным углом к плоскости вращения. Такой способ регулирования осевого вентилятора, а также способ регулирования поворотом лопастей направляющего аппарата (если такой имеется) являются наиболее целесообразными, так как позволяют изменить характеристику вентилятора в нужном направлении, что является преимуществом перед способами регулирования задвижкой или изменением частоты вращения лопастного колеса.
Из сравнения осевых вентиляторов с центробежными следует, что осевые вентиляторы при равных эксплуатационных условиях менее громоздки, занимают меньшую площадь, конструктивно более просты и при больших подачах воздуха значительно экономичнее. Они развивают относительно меньшее давление (40—400 Па), но способны перемещать большие количества воздуха — до нескольких десятков тысяч метров кубических в час. Поэтому осевые вентиляторы применяются в вентиляционных системах с большой подачей воздуха, где отсутствуют значительные сопротивления.
Снижение вентиляционного шума является важной задачей, так как шум является серьезной производственной вредностью. Известно, что если шум на 15...20 дБ превышает допустимые значения; производительность труда снижается на 10...20%, увеличивается производственный травматизм, появляются профессиональные заболевания. Допустимый уровень шума в зданиях различного назначения регламентируют нормы. В промышленных цехах, где шум создается технологическим оборудованием, уровень шума от вентиляционных установок должен быть на 5 дБ ниже уровня производственного шума.
Шум, производимый механической вентиляцией, по своему происхождению может быть механическим и аэродинамическим, передаваемым через структуру ограждений и по воздуху. Механический шум создается вибрацией вентиляционной установки (вентилятор с электродвигателем). Он может возникать из-за неправильного выбора типа и номера вентилятора и нарушения режима работы установки (нарушение балансировки вентилятора с электродвигателем и плохой эксплуатационный уход за установкой). Аэродинамическийшум связан с образованием воздушных вихрей и пульсирующим действием давления воздушного потока, обтекающего элементы вентилятора и вентиляционной сети (фасонные части, запорно-регулирующие устройства, решетки, насадки).
Передаче и распределению шума способствуют неудачно выбранные места расположения вентиляционных установок при проектировании объемно-планировочного решения здания в целом; неудачное конструктивное решение устройства основания под вентиляционные установки и присоединения каналов и оборудования камер к вентилятору; отсутствие звукоизоляции в вентиляционных каналах; заниженные размеры каналов, транспортирующих воздух.
Для снижения вентиляционного шума применяют следующие меры;
1. Вентилятор с электродвигателем располагают в отдельных камерах. Ограждение камер делают герметичным с облицовкой звукопоглотителями (минеральным войлоком, стекловолокном, акустической штукатуркой) .
2. Камеры вентиляционных установок размещают в подвалах, технических этажах, чердаках, в редких случаях – в подсобном помещении обслуживаемого этажа или непосредственно в шумном цехе.
3. Виброизоляцию вентиляционных установок осуществляют устройством пружинных или резиновых амортизаторов под основание агрегата и гибких вставок до и после вентилятора для соединения его с оборудованием камеры и с магистральным приточным каналом.
4. Вентиляционные каналы изолируют от ограждающих конструкций упругими прокладками.
5. На путях движения воздухаустанавливают шумоглушители или облицовывают стенки каналов звукопоглощающим материалом.