Восстановление целостности основы
Целостной является такая основа, у которой не нарушен первоначальный формат, имеются в наличии и целы все детали (доски, шпонки, соединительные планочки) и у которой все доски соединены между собой.
Довольно частыми нарушениями целостности основы произведения бывают расклейка досок, а также утраты или изломы шпонок и других крепежных деталей, состроганные или опиленные края и углы доски иконы, что обычно является результатом подгонок икон к новым, предназначенным им местам при перестановках. Иногда встречаются произведения с изломанными досками.
При проведении реставрационных работ с доской произведения художнику-реставратору помогает опытный столяр. Однако практика показывает, что умение самого реставратора выполнять столярные работы очень желательно, так как способствует максимальной сохранности живописи. Для этого в мастерской должны быть набор столярного инструмента и верстак.
Подготовка древесины.Из древесины изготовляют недостающие части основы произведения. Иногда используют мелкие опилки (древесную муку).
При работах по вставке утраченных шпонок, скрепляющих планочек («карасики», «ласточки» и т. п.) и утраченных частей самой доски произведения нельзя пользоваться свежей, невыдержанной древесиной. Свежая древесина по (физико-механическим свойствам резко отличается от естественно состарившейся древесины произведений, особенно проживших многовековую жизнь, в частности, своей гигроскопичностью, скоростью набухания и отдачи влаги. Коэффициент усушки и разбухания у выдержанной древесины ниже, чем у свежей. Если соседствуют элементы из древесины разных сроков выдержки, то при изменении влажности набухание и усушка проходят неравномерно и это ведет к повторному повреждению основы произведения. Поэтому для восполнения утрат нужно подобрать не только соответствующую породу древесины, но и естественно выдержанную или искусственно состаренную. Способ искусственного состаривания древесины сравнительно недавно разработан и внедрен в практику реставрационных работ.
Свежую древесину подвергают тепловой обработке в сушильной камере, что ведет к изменению ее химических, физико-механических свойств, первоначального цвета, снижает ее гигроскопичность. Заготовки древесины в виде брусков выдерживают при температуре от 110° до 190°. Время и температура нагрева зависят от породы дерева, исходной влажности, сечения обрабатываемого бруска и желаемых результатов. Так, выдержка свежей липовой заготовки толщиной до 5 см при температуре 160° в течение четырех часов снижает гигроскопичность на 50% и придает древесине свойства дерева столетней выдержки в естественных условиях.
Клеи.Для склеивания древесины и приготовления пасты из опилок используют преимущественно клеи животного происхождения (мездровый, столярный, казеиновый)
Клеи должны отвечать следующим технологическим требованиям: обладать гигроскопичностью (а следовательно, набухать и усыхать при изменении температурно-влажностного режима), механически прочно сцепляться с древесиной, быть химически нейтральными по отношению к основе и к другим слоям произведения, обладать высокой морозостойкостью при комнатно-сухом состоянии, быть удобными в процессе склеивания. Таковы мездровый, столярный и казеиновый клеи, которые используют с древнейших времен.
Мездровый (столярный) клей приготовляется из одной весовой части сухого клея (15—17% влажности) и трех частей воды, костный клей — из одной весовой части клея и полутора частей воды. Набухание обоих сортов клея в воде при комнатной температуре происходит за 6—12 часов. Они начинают распускаться в водяной бане при температуре плюс 25—30°. Оптимальной для распускания мездрового клея является температура плюс 50—70°, для костного — плюс 40—60°.
Костный, мездровый и другие коллагеновые клеи обладают реверсивной способностью распускаться в воде и застуденевать. Однако обратимость клея ограничена. После нескольких разогреваний (а особенно перегревов с последующими охлаждениями) он утрачивает способность застуденевать — давать прочную пленку. С таким клеем работать нельзя.
Влажность склеиваемой древесины не должна превышать 15%. Температура в помещении (как и самой склеиваемой древесины) должна быть плюс 18— 25е. Наносят клей жесткой щетинной кистью на обе склеиваемые поверхности. При застуденевании и последующем высыхании клеевая пленка дает большую объемную усадку. Толстая пленка при высыхании растрескивается, прочность склеивания падает. Оптимальной является толщина клеевого слоя от 0,08 мм до 0,15 мм. Продолжительность выдержки смазанных клеем поверхностей — три-пять минут. Продолжительность выдержки склеиваемых поверхностей в припрессованном состоянии — 24—48 часов.