Физиологические основы целостности

В акустической части монографии (гл. 3) было показано, что

голосовой аппарат работает как единое целое по принципу духово-

го музыкального инструмента (§§ З.1., 3.2., 3.5.3.). При этом свя-

зующим фактором, объединяющим дыхание, гортань и резонаторы

в систему, является акустическая волна. Но, естественно, го-

лосовой аппарат певца как живой музыкальный инструмент под-

чиняется, кроме чисто механических- акустико-пневматических,

еще и физиологическим закономерностям.

Физиологические основы целостности голосового аппарата певца

рассмотрены в главе 4. Как показано в §§ 4.8.1., 4.8.2. и 4.8.3., целост-

ность голосового аппарата певца обусловливается наличием тесного

функционального взаимодействия между всеми его основными час-

тями (дыхательный аппарат, гортань и резонаторы).

При этом впервые показано, что все силы указанного взаимо-

действия, во-первых, имеют двустороннюю направленность:

прямые (активные) и обратные (реактивные), а во-вторых, раз-

личаются по своей природе (акустические, пневматические и реф-

лекторные), т.е. имеют полимодальную природу.

Целостность голосового аппарата проявляется в том, что в этой взаи-

мосвязанной системе (дыхание - гортань - резонаторы) воздействие на

какую-либо из ее частей немедленно отражается на работе двух других,

благодаря наличию связующих факторов, т.е. системных связей.

Таким образом, голосовой аппарат певца как живой музыкаль-

ный инструмент устроен более сложно, чем труба или орган. В нем

помимо акустических и пневматических сил взаимодействия су-

ществуют чрезвычайно разнообразные силы нервно-рефлек-

торных связей между дыханием, гортанью и резонаторами. Бо-

лее того, даже акустические и пневматические силы в голосовом

аппарате, хотя и существуют как определенные факторы взаимо-

действия между его частями (§§ 4.8.1., 4.8.2., 4.8.3.), тем не менее

находятся под постоянным контролем и регулирующим влиянием

нервно-рефлекторных сил. Это качественно отличает работу наше-

го живого музыкального инструмента от неживого механического.

Регулирующая роль нервно-рефлекторных механизмов проявляет-

ся, естественно, не только в работе голосового аппарата певца, но и во

всех формах жизнедеятельности человека, т.е. представляет собой

важнейший фактор целостности нашего организма. Конкретные фи-

зиологические механизмы целостности живого организма (гомеоста-

зиса) изучены в трудах наших крупнейших ученых-физиологов -

И.М. Сеченова (Рефлексы головного мозга), И.П. Павлова (Учение о

Искусство резонансного пения 209

высшей нервной деятельности), А.А. Ухтомского (Учение о доминанте),

П.К. Анохина (Теория функциональных систем) и др. (см. об этом гл. 5).

Принцип целостности голосового аппарата певца не оз-

начает равнозначности всех его частей. Наоборот, каждая из

частей - дыхание, гортань, резонаторы - весьма специфична как по

своей роли в образовании голоса, так и по обратному воздействию на

свою работу со стороны других частей. Ввиду того, что гортань по

праву считается наиважнейшим органом певческого голосообразова-

ния - и это общепризнано, - мы подробно остановились на ее особом

положении в системе певческого голосового аппарата, а именно - на

доказательстве значительной зависимости ее от работы резонаторов и

дыхания, что отнюдь не общепризнано и нередко не учитывается в

вокально-педагогической практике.

4.9.2. Гортань - «заминированная зона!»

...Горло певца должно всегда чувство-

вать свободу и удобство и тогда резуль-

таты будут всегда положительными... Но

когда певец начинает ощущать, что про-

должительное пение утомляет его горло,

значит тут были применены неправильные

методы, неправильное преподавание.

Ф.И. Шаляпин

Гортань должна быть свободной! И ни-

каких фокусов!...

МО. Рейзен

«Заминированной зоной» называл гортань профессор Е.Г. Ольхов-

ский- известный певец и вокальный педагог, заслуженный артист

РСФСР, зав. кафедрой сольного пения Ленинградской государствен-

ной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Чем вызвано такое

метафорическое название, внушающее чувство опасности?

Как показано в предыдущем разделе, гортань - наиболее авто-

матизированная часть голосового аппарата по своему согласова-

нию с воздействующими на нее силами со стороны дыхания и ре-

зонаторов. Анализ акустико-физиологического поведения гортани

в целостной системе показывает, что гортань в еще большей сте-

пени зависит от работы дыхания и резонаторов, чем сама может

повлиять на их работу (хотя и это влияние, несомненно, объектив-

но существует и обнаруживается)1. Это обстоятельство служит

1 Речь идет не об акустическом эффекте, порождаемом гортанью, а о физиологическом

состоянии гортани, обусловливающим ее певческую функцию.

210 _____________________ В. П. Морозов_____________________

физиологическим объяснением хорошо известного опыт-

ным вокалистам факта: гортань чрезвычайно негативно

р е а г и р у е т н а н е п о с р е д с т в е н н о е в т о р ж е н и е в е е р а -

боту, на прямое манипулирование гортанными мышцами и осо-

бенно - голосовыми связками (как средством управления певческим

процессом), к чему, например, упорно призывал СП. Юдин в своем

учебном пособии для певцов (см. об этом более подробно в гл. 5).

Негативность такого рода вторжения в работу гортани выража-

ется, во-первых, в неизбежном ухудшении акустико-эстетических

качеств певческого голоса, а во-вторых, в угрозе повреждения гор-

тани и голосовых связок, поскольку гортань является наиболее

уязвимым звеном во взаимосвязанной триаде (дыхание- гор-

тань - резонаторы). В самом деле, еще никто из певцов не сорвал

диафрагму или брюшной пресс и не повредил резонаторы, хотя из-

вестно, что при сильной активности (вибрации) верхних резонато-

ров у певца может даже возникнуть головокружение. Но сколько

же неопытных (да и не только неопытных!) певцов, не владеющих

совершенной техникой голосообразования, повреждают голосовые

связки, вызывая кровотечение в голосовых мышцах, гематомы, от-

слойку слизистой оболочки, парезы гортанных мышц, приводящих

к фонастении (слабость голоса) и даже афонии (полная потеря го-

лоса)! Современная, да и не только современная фониатрическая

наука в качестве основной причины такого печального явления на-

зывает нерациональную певческую технику голосообра-

зования (Актуальные проблемы фониатрии..., 1998; Василенко,

1975; Ермолаев, Лебедева, Морозов, 1970; Аникиева, 1985; Шам-

шева, 1966; Левидов, 1939; Блюменау, 1914; Wendler, Seidner,

1977; Seidner, Wendler, 1978).

В терминах нашей РТИП- профессиональные (увы нередкие!)

заболевания голосового аппарата певца - есть результат грубого

нарушения принципа оптимального согласования работы гортани

с работой не только дыхания (на что часто указывается), но и ре-

зонаторов (на что практически не указывается) и прежде всего -

игнорирование, точнее, неиспользование певцом благодатной роли

резонаторов как источника «даровой энергии» для голосового

аппарата и защитной роли резонаторов по отношению к

гортани (гл. 3). В общетеоретическом смысле это означает

нарушение принципа целостности работы голосового

аппарата певца.

Все вышесказанное объясняет нам стремление вокальных педа-

гогов и самих певцов (как правило, из числа признанных мастеров

Искусство резонансного пения 211

вокального искусства) не вмешиваться во внутреннюю работу гор-

тани (и особенно голосовых связок!), предоставив этой важнейшей

области голосового аппарата как бы полную свободу действий по

производству певческого голоса.

Типичную позицию в этом отношении занимала известный во-

кальный педагог М.В. Владимирова (ученица У.А. Мазетти, сопрано,

профессор Московской консерватории, заслуженный деятель ис-

кусств): «...фиксация внимания певца-учащегося, особенно начинаю-

щего, на значении и тем более на ощущении работы гортани может

повлечь за собой излишнее напряжение этого органа голосообразова-

ния. Поэтому, занимаясь с учениками, Мария Васильевна не гово-

рит о работе гортани, прекрасно понимая, какую важную роль

играет этот орган в пении.

...Именно гортань учащегося обычно непосредственно реагирует

на ошибки и страдает от малейшего упущения педагога.

Голос певца организуется и развивается в теснейшей связи со сво-

бодным ненапряженным дыханием и правильным резонированием»

(цит. по: Кузьмина, 1964; см. Приложение 1).

Как бы вторит М.В. Владимировой обладательница виртуозной

вокальной техники, солистка «Ла Скала» Магда Оливьеро.

Магда Оливьеро: «О гортани никогда не думаю и

считаю это вредным. Мне кажется, самое главное - понять

свою гортань: что ей удобно. Для этого нужна свобода и мягкость мышц

шеи. Тогда гортань сама найдет наилучшую позицию. Я только веду звук

по арке в «маску», к твердому небу, - это главное и основное».

В 1988 году я и профессор Софийской консерватории Констан-

тин Карапетров посетили народного артиста СССР М.О. Рейзена

на его квартире и записали на магнитофон беседу с ним о технике

пения (фрагмент беседы см. в Приложении 1.). Певец много и

охотно говорил об ощущении резонаторов, о дыхании, а на наш

вопрос об ощущении гортани и голосовых связкок он ответил

весьма категорично:

М. Рейзен: «Гортань, безусловно, участвует... Она подвижна, не

зажата. Гортань должна быть расширена и свободна!

И никаких фокусов!.. Не в горле, в резонаторе беру

[fa1 и др. ноты]. Горлом нельзя. Самое страшное - горло. Горло

должно быть освобождено. Оно должно быть мягким. Эта -

труба. Если она сжимается, кончено! Все! Теперь много пев-

цов с горловыми голосами - тенора, баритоны и басы. Это-

искалеченные голоса».

212 _____________________ В.П. Морозов_____________________

Наши рекомендации