ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
Факультет военного обучения
Кафедра инженерных войск
Цикл применения понтонно- мостовых и
переправочно-десантных подразделений.
Методическая разработка
по военно-технической подготовке
Тема№2 «Особенности устройства ДВС базовых машин. Система смазки двигателей. Система питания двигателей топливом и воздухом. Система выпуска отработанных газов, охлаждения и подогрева. Электрооборудование двигателей базовых машин.»
Автор подполковник Максимов Р.Н.
Уточнено:______________________ Рассмотрено на заседании цикла
______________________ протокол №___от «__»_____20__г.
______________________
Г. Новочеркасск
Г.
Южно-Российский государственный технический университет (НПИ)
Факультет военного обучения
Кафедра инженерных войск
Цикл применения понтонно- мостовых и
переправочно-десантных подразделений.
Экз. №____ «Утверждаю»
Начальник кафедры ИВ
полковник А.Радченко
Методическая разработка
по военно-технической подготовке
Тема№2 «Особенности устройства ДВС базовых машин. Система смазки двигателей. Система питания двигателей топливом и воздухом. Система выпуска отработанных газов, охлаждения и подогрева. Электрооборудование двигателей базовых машин.»
Автор подполковник Максимов Р.Н.
Уточнено:______________________ Рассмотрено на заседании цикла
______________________ протокол №___от «__»_____20__г.
______________________
Г. Новочеркасск
Г.
ПЛАН РАЗРАБОТКИ,
Тема № 2 «Особенности устройства ДВС базовых машин. Системы смазки двигателей. Системы питания двигателей топливом и воздухом. Система выпуска отработанных газов, охлаждения и подогрева. Электрооборудование двигателей базовых машин.»
Учебные и воспитательные цели .
Знать :
· классификацию ДВС , основные понятия и определения
· устройство и принцип работы систем и механизмов двигателей
· назначение, состав и порядок применения электрооборудования
Уметь:
· определять техническое состояние двигателей,
· основные неисправности и способы их устранения .
Расчет темы по занятиям .
Занятие № 1
«Классификация двигателей внутреннего сгорания.
Поршневые двигатели внутреннего сгорания.
Основные определения ДВС.
Технические характеристики двигателей основных инженерных машин»
Время - 2 часа .
Вид занятия – лекция .
Занятие № 2
«Назначение, устройство и работа основных механизмов, их характеристики»
Время – 2 часа .
Вид занятия – групповое занятие со взводом .
Занятие№3
«Назначение, устройство и работа основных систем двигателя, их основные характеристики»
Время - 2 часа.
Вид занятия – групповое занятие со взводом.
Общие организационные указания .
Темы отрабатываются на трёх занятиях в вузе .
Занятие первое –лекция , продолжительностью 2 часа , проводится в специализированном классе . На этом занятии методом рассказа с использованием наглядных пособий, учебной и учебно-разрезной техники до студентов доводится понятие классификация и основные определения ДВС, принцип работы поршневых двигателей и их основные характеристики.
Занятие второе – групповое со взводом , продолжительностью 2 часа, проводится в специализированных классах и на площадке инженерных машин . На этом занятие студенты изучают устройство, принцип действия и основные характеристики механизмов двигателей и электрооборудования.
Занятие третье – групповое со взводом, продолжительностью 2 часа, проводится в специализированном классе и площадке МИВ. В ходе занятия, с использованием наглядных пособий и агрегатов учебных машин, студенты изучают, назначение, общее устройство и принцип работы основных систем инженерных машин.
Содержание занятия:
Занятие № 1 «Классификация ДВС. Поршневые двигатели внутреннего сгорания. Основные определения ДВС. Технические характеристики двигателей основных инженерных машин » .
Учебные и воспитательные цели :
Знать – классификацию ДВС, основные определения и принцип работы поршневых двигателей, основные характеристики двигателей инженерных машин.
Время – 2 часа .
Место занятия – специализированный класс.
Вид занятия – лекция .
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ПО ВРЕМЕНИ.
I. Вступительная часть – 15 мин.
II. Основная часть – 70 мин.
1. Классификация ДВС – 30 мин.
2. Основные определения поршневых двигателей и
Принцип их работы – 30 мин.
3. Технические характеристики двигателей
основных инженерных машин - 10 мин.
III. Заключительная часть - 5 мин.
материально-техническое обеспечение .
· учебно-разрезные двигатели
· плакаты по классификации ДВС .
· таблицы и схемы .
· учебные и учебно-разрезные машины.
· Мультимедийные материалы по теме.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
После доклада командира взвода о прибытии взвода на занятия , преподаватель организует проверку наличия и внешнего вида студентов , контролирует действия командиров отделений . Далее преподаватель дает команду на ввод взвода в класс . Принимает рапорт дежурного по взводу о готовности взвода к занятиям . После проверки наличия студентов по журналу , преподаватель проводит контроль знаний по предыдущей теме, объявляет тему занятия , учебные цели , время , учебные вопросы и порядок их отработки .
Первый учебный вопрос «Классификация ДВС» .
Используя схемы и плакаты по классификации ДВС , преподаватель рассказывает как классифицируются двигатели внутреннего сгорания . Используя классную доску и мел , вычерчивает таблицы классификации ДВС и их основные параметры .
Второй учебный вопрос «Основные определения поршневых двигателей и принцип их работы» .
Методом рассказа , используя разрезные двигатели , плакаты и мультимедийные материалы , преподаватель поясняет общее устройство силовых установок машин , устройство самих двигателей . Используя плакаты , схемы , диаграммы по основным определениям двигателей , рассказывает о процессах , происходящих при работе ДВС
Третий учебный вопрос «Технические характеристики двигателей основных инженерных машин»
Аналогично предыдущим вопросам, используя наглядные пособия, преподаватель доводит основные характеристики двигателей инженерных машин изучаемых по программе.
С целью закрепления материала и контроля качества усвоения материала, в ходе изучения каждого вопроса опросить 2-3 студентов .
Литература и учебные пособия :
1.Двигатели внутреннего сгорания . М.1980г. стр. 3-11 .
2.Учебник шофера 3-го класса . стр. 3-17 .
3.Руководство по ПТС-М . стр 6-10.
4.Руководство поПТС-2 . стр. 36 - 40.
5. КрАЗ – 255Б стр. 7 – 23.
6. Автомобили КрАЗ 260;260 А-Г стр. 21 - 32
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ .
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Время – 15 мин.
После доклада дежурного по взводу о готовности взвода к занятию , проверить наличие студентов с отметкой в журнале .Провести краткую контрольную работу по предыдущему материалу. Объявить тему занятия , учебные цели , учебные вопросы и порядок поведения занятия .
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Время – 70 мин.
Введение .
Современные двигатели МИВ представляют собой сложные технические устройства , воплотившие в себя последние достижения науки и инженерной мысли . Они достигли достаточно высокой степени совершенства .
Под двигателями понимают машины , преобразовывающие один из видов энергии в механическую работу . В зависимости от вида преобразуемой энергии двигатели делят на :
· Водяные .
· Электрические .
· Ветрянные .
· Тепловые ( к ним относят и ДВС ) .
Первый в мире тепловой двигатель ( паровая машина ) изобретен в 1763 году И. И. Ползуновым и построен в Барнауле .
В 1860 году первый двигатель внутреннего ( двигатель Ленуара , Париж ). В 1835 году конструктором Луцким Б. Г. построен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с вертикальным расположением цилиндров . В 1889-1890 году появились двигатели внутреннего сгорания , работающие на чистом керосине . Они были снабжены особыми испарителями . В 1887 году был построен первый двигатель с воспламенением от сжатия ( по предложению Р. Дизеля ) . Двигатель Дизеля был компрессорным . Безкомпрессорный дизель был предложен в 1897 году профессором Тинкером , построен и испытан в 1900 году . Исключительно важным этапом в советском двигателестроении было создание в 1935 г. коллективом конструкторов во главе с Тращутиным И. Я. Двигателя БД-2 .В 1939 г. после модернизации двигатель был принят в серийное производство под маркой
В-2 .
Наша страна является родиной дизельного двигателя в его современном понимании - как двигателя , для которого используется более тяжелое топливо , чем бензин и керосин . Первый такой двигатель был построен в 1886-1889 гг. на заводе , ныне носящем название «Русский дизель» . Однако мощным отечественное двигателестроение стало у нас только в годы Советской власти . За годы 1-х пятилеток были разработаны и освоены в производстве судовые , стационарные , транспортные дизели мощностью от 5 до 2000 л.с.
Среди них широко известен 12-ти цилиндровый дизельный двигатель В-2, который в то время не имел себе равных в мире . Он применяется в наземных транспортных средствах , а также в танках Т-34 , КВ , ИС – лучших танках второй мировой войны . Усовершенствование модификации этого двигателя и поныне успешно используется в ряде отраслей народного хозяйства и в войсках .
Одним из главных направлений современного отечественного автомобилестроении является дальнейшая дизелизации армейских машин .
В результате замены карбюраторных двигателей , дизельными , расход топлива уменьшится на 25-35% . Снижается токсичность выхлопных газов , увеличивается срок службы двигателя до капитального ремонта .