Основы проектирования деталей машин 3 страница

Допустимая сила между врезной клиновой шпонкой и валом определяется из расчета на смятие по треугольной по ширине шпонки эпюре давлений, которая образуется в результате забивки шпонки и действия вращающего момента.

Прочность по смятию широкой грани у шпонки, поставленной с предварительной затяжкой:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru ;

где Т - вращающий момент;

b - ширина шпонки;

lp - рабочая длина шпонки;

f - коэффициент трения (f = 0,15 ... 0,2);

d - диаметр вала.

Соединения шпонки на лыске рассчитывают на прочность по смятию по тем же зависимостям, что и клиновые врезные шпонки.

При расчете прочности соединения фрикционной шпонкой делается допущение, что момент сил трения, приложенный к фрикционной шпонке, не изменяет формы первоначальной эпюры напряжений s1.

Условие прочности в этом случае имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

При расчете на прочность соединения тангенциальной шпонкой принимается, что вся нагрузка со стороны ступицы на шпонку воспринимается ее узкой гранью. Трением между поверхностями ступицы и вала, возникающим при заклинивании шпонок пренебрегают.

Условие прочности на смятие по узкой грани тангенциальной шпонки имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru ,

где Т - вращающий момент;

t - толщина шпонки;

lp - рабочая длина шпонки;

d - диаметр вала;

с - ширина фаски.

Шлицевые соединения.Шлицевые соединения можно рассматривать как многошпоночные, когда шпонки выполнены заодно с валом. Шлицевые соединения имеют ряд преимуществ по сравнению со шпоночными соединениями:

1) детали, установленные на шлицевых валах, лучше центрируются и имеют более точное направление при перемещении вдоль оси вала;

2) обеспечивается возможность передачи большего вращающего момента;

3) значительно меньше ослабления вала;

4) выше прочность шлицевых валов при действии динамических нагрузок.

Поэтому шлицевые соединения нашли широкое применение в автотракторной, станкостроительной и самолетостроительной промышленности.

Основным расчетом считается расчет на износ. Условие износостойкости имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru вращающий момент, передаваемый соединением;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru рабочая длина соединения;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru статический момент единицы длины рабочей поверхности шлицев относительно оси вала;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru число шлицов;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru высота поверхности контакта шлицов;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru средний диаметр поверхности контакта;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru допускаемое среднее давление из расчета на износ.

Для прямобочных шлицевых соединений средний диаметр поверхности контакта и высоту поверхности контакта рассчитывают по следующим зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru наружный диаметр шлицевого вала;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru внутренний диаметр шлицевого вала;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru размер фаски.

Для эвольвентных шлицевых соединений эти размеры приближенно определяют по следующим зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru модуль.

Профильные соединения.Профильным называется разъемное соединение, у которого ступица насаживается на фасонную поверхность вала (рис. 15.3 и 15.4,в), благодаря которой осуществляется передача вращательного движения.

Более совершенными являются профильные соединения с овальным контуром поперечного сечения (рис. 15.3, а). Данный профиль обладает свойством равноосности, т.е. постоянством диаметрального размера.

Простейшим профильным соединением является соединение вала, имеющего на конце квадратное поперечное сечение (рис. 15.3,в). Сторону квадрата обычно равна 0,75 диаметра вала.

К профильному соединению относят также соединение на лыске (рис. 15.3, б).

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

а б в

Рис. 15.3

Профильные соединения в осевом направлении могут быть цилиндрическими (рис. 15.4,а) или коническими (рис. 15.4,б). Конические профильные соединения характеризуются удобством демонтажа, но по сравнению с цилиндрическими, они сложнее в изготовлении и дороже.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

а б в

Рис. 15.4

По сравнению со шпоночным соединением у профильных соединений лучшее центрирование сопрягаемых деталей, несколько меньшая концентрация напряжений и возможность точной обработки рабочих поверхностей с требуемой твердостью.

К основным недостаткам этих соединений можно отнести сложность и трудоемкость изготовления фасонных поверхностей, их относительно высокую стоимость и большие напряжения смятия.

При переменных и особенно реверсивных нагрузках применяют профильные соединения с натягом.

Расчет профильных соединений.Основным критерием работоспособности профильного соединения является ограничение удельной нагрузки, которая вызывает смятие рабочих поверхностей.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Рис. 15.5

Для профильного соединения, изображенного на рис. 15.5, при расчете на прочность предполагают, что зазор в соединении равен нулю.

Эпюра напряжений смятия при действии внешней нагрузки в поперечном сечении изменяется по треугольнику, а в продольном - постоянная вдоль оси.

Уравнение равновесия моментов всех сил и моментов относительно центра сечения имеет вид:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru ,

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru равнодействующая сила от действующего напряжения смятия;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru плечо равнодействующей силы;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru длина ступицы.

Учитывая значения Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , условие прочности будет иметь вид:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru .

Ременные передачи

Общие сведения.Ременная передача – это передача гибкой связью(рис. 16.1), состоящая из ведущего 1 и ведомого 2 шкивов и надетого на них ремня 3. Основное назначение – передача механической энергии от двигателя передаточным и исполнительным механизмам, как правило, с понижением частоты вращения.

По принципу работы различаются передачи трением и зацеплением (зубчато-ременные). Передачи зубчатыми ремнями по своим свойствам существенно отличаются от передач трением и не рассматриваются в данном курсе.

Ремни передач трением по форме поперечного сечения разделяются: на плоские (рис. 16.2, а), клиновые (рис. 16.2, б), поликлиновые (рис. 16.2, в) и круглые (рис. 16.2, г).

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Рис. 16.1

Условием работы ременных передач трением является наличие натяжения ремня, которое можно осуществить следующими способами: упругим предварительным растяжением ремня; перемещением одного из шкивов относительно другого; натяжным роликом; автоматическим устройством, обеспечивающим регулирование натяжения в зависимости от передаваемой нагрузки.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Рис. 16.2

Клиновые, поликлиновые, зубчатые и быстроходные плоские изготовляют бесконечными замкнутыми. Плоские ремни преимущественно выпускают конечными в виде длинных лент. Концы таких ремней склеивают, сшивают или соединяют металлическими скобами. Места соединения ремней вызывают динамические нагрузки, что ограничивает скорость ремня. Разрушение этих ремней происходит, как правило, по месту соединения.

Плоские ремни(рис. 16.2,а) отличаются большой гибкостью из-за малого отношения толщины ремня к его ширине. Наиболее перспективны синтетические ремни ввиду их высокой прочности и долговечности. Несущий слой этих ремней выполняется из капроновых тканей, полиэфирных нитей. Материал фрикционного слоя – полиамид или каучук.

Клиновые ремни (рис. 16.2,б) имеют трапециевидное сечение с боковыми рабочими сторонами, соприкасающимися с канавками на шкивах. Благодаря клиновому действию ремни этого типа обладают повышенным сцеплением со шкивами. Клиновые ремни при том же натяжении обеспечивают примерно втрое большую силу трения по сравнению с плоскими ремнями. Из-за большой высоты сечения в клиновых ремнях возникают значительные напряжения при изгибе ремня на шкивах. Эти напряжения являются переменными и вызывают усталостное разрушение ремня. Клиновые ремни выпускаются семи марок в зависимости от площади сечения (О, А, Б, В, Г, Д и Е). Число ремней в комплекте обычно от 2 до 8 и ограничивается неравномерностью распределения передаваемой нагрузки между ремнями.

Поликлиновые ремни (рис. 16.2,в) – плоские бесконечные ремни с продольными клиновыми ребрами на внутренней поверхности. Эти ремни сочетают гибкость плоских ремней и повышенное сцепление со шкивами, характерное для клиновых ремней.

Круглые ремни (рис. 16.2,г) выполняют резиновыми диаметром от 3 до 12 мм, используются для передачи небольших мощностей в приборах и бытовой технике.

К достоинствам ременных передач трением можно отнести: возможность передачи движения на значительные расстояния; возможность работы с высокими скоростями; плавность и малошумность работы; предохранение механизмов от резких колебаний нагрузки и ударов; защита от перегрузки за счет проскальзывания ремня по шкиву; простота конструкции, отсутствие необходимости смазочной системы; малая стоимость.

Основными недостатками ременных передач являются: значительные габариты; значительные силы, действующие на валы и опоры; непостоянство передаточного отношения; малая долговечность ремней в быстроходных передачах; необходимость защиты ремня от попадания масла.

Основные геометрические соотношения.К геометрическим параметрам ременной передаче относятся диаметры шкивов Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , межосевое расстояние Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , угол обхвата Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru и длина ремня Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru .

Из рис. 16.1 следует, что угол обхвата Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru равен

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Проведем из центра Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru прямую, параллельную ветви ремня (рис. 16.1). Из треугольника Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru следует

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Учитывая, что Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru получаем выражения для определения угла обхвата

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru .

Минимальный угол охвата Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru должен быть для плоскоременной передачи – 1500, для клиноременной - 1200.

Длина ремня (без учета его деформации на шкивах) определяется как сумма длин прямолинейных участков и длин дуг охвата ремнем малого и большого шкивов.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru .

Используя разложение в ряд Маклорена с точностью до первых двух членов Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , получаем зависимость для определения длины ремня:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Кинематика ременных передач.Окружные скорости на шкивах определяются по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где d1 и d2 – диаметры ведущего и ведомого шкивов, мм;

n1 и n2 – частоты вращения шкивов, об/мин.

Окружная скорость Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru на ведомом шкиве, вследствие упругого скольжения, меньше скорости Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru на ведущем шкиве:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент упругого скольжения.

Передаточное число:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Обычно коэффициент упругого скольжения находится в пределах 0,01…0,02 и растет с увеличением нагрузки.

Силы и силовые зависимости.Окружная сила на ведущем шкиве определяется по зависимости:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где T1 – вращающий момент на ведущем шкиве;

P1 – мощность на ведущем шкиве.

С другой стороны

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня под нагрузкой.

Сумма натяжений ветвей при передаче полезной нагрузки не меняется по сравнению с начальной

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru предварительное натяжение ремня.

Сила предварительного натяжения ремня Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru должна обеспечивать передачу полезной нагрузки за счет сил трения между ремнем и шкивом. При этом натяжение должно сохраняться долгое время при удовлетворительной долговечности ремня. С ростом силы несущая способность ременной передачи возрастает, однако срок службы уменьшается.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Рис. 16.3

Решая совместно два последних уравнения, получим систему из двух уравнений:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

В данной системе имеем три неизвестные Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru величины. Для определения этих неизвестных Эйлер установил зависимость между Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru и Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , рассматривая элементарный элемент на границе буксования (рис. 16.3).

Рассмотрим условие равновесия.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Учитывая, что Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , пренебрегая величинами второго порядка малости и решая совместно уравнения равновесия, получим

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Интегрируя данное дифференциальное уравнение

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , получаем Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Таким образом, получаем систему из трех уравнений

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Решая данную систему уравнений, получаем зависимости для определения Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru через окружную силу Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

При круговом движении ремня на каждый его элемент массой Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru в пределах угла обхвата действуют элементарные центробежные силы Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , которые вызывают дополнительное натяжение Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru ремня во всех его сечениях.

Элементарная центробежная сила (рис. 16.4) равна

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru удельный вес материала ремня;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru плотность материала ремня;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru ширина ремня;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru толщина ремня.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Рис. 16.4

Условие равновесия элемента ремня на ось Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru Подставляя значение Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , имеем:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Напряжения в ремне. Так как Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , то наибольшие напряжения будут действовать в ведущей ветви ремня.

Напряжение от усилия Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Напряжение от действия центробежных сил

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

В той части ремня, которая огибает шкив, возникают напряжения изгиба Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , которые определяются по закону Гука

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Максимальное напряжение, которое возникает в ведущей ветви ремня, будет равно

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Критерии работоспособности и расчет ременных передач. Основными критериями ременных передач является тяговая способность и долговечность ремня. При расчете на тяговую способность плоскоременной передачи определяется требуемая ширина ремня, а при расчете клиноременной передачи – потребное количество ремней.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru допускаемая нагрузка на 1 мм ширины прокладки;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru число прокладок;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние режима работы;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние угла наклона межосевой линии передачи;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru передаваемая мощность;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru мощность, передаваемая одним ремнем;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние длины ремня;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние числа ремней

в передаче.

Расчет ремня на долговечность заключается в определении числа часов работы ремня:

для плоскоременной передачи

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

для клиноременной передачи

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

где Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru предел выносливости материала ремня;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru базовое число циклов перемены напряжений для плоскоременной передачи;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние пере-

даточного числа;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru коэффициент, учитывающий влияние вида нагрузки;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru число пробегов ремня;

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru базовое число циклов перемены напряжений для клиноременной передачи.

Зубчатые передачи

Параметры прямозубого цилиндрического зубчатого колеса.Расстояние между одноименными точками двух зубьев, измеренное по дуге окружности, называется шагом зубчатого колеса и обозначается буквой Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru (рис. 17.1).

Отношение шага зубчатого колеса к числу Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , называется модулем зубчатого колеса и обозначается буквой Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru и измеряется в мм и является стандартной величиной

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Все размеры зубчатого колеса измеряется в долях модуля.

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Рис. 17.1

Зубчатое колесо состоит из тела зубчатого колеса и зубьев. Окружность, которая разделяет тела зубчатого колеса от зубьев, называется окружностью впадин. Все размеры, которые относятся к окружности впадин, имеют индекс Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Окружность максимального радиуса зубчатого колеса называется окружностью вершин зубьев. Все размеры, которые относятся к окружности вершин зубьев, имеют индекс Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Окружность, которая делит зуб на головку и ножку зуба, называется делительной окружностью. Все размеры, которые относятся к делительной окружности, индекса не имеют.

Размеры, относящиеся к основной окружности, имеют индекс Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Зубчатые колеса, при нарезании которых, делительная прямая зубчатой рейки касается делительной окружности, называются нулевыми. Параметры нулевого зубчатого колеса рассчитываются по следующим зависимостям:

- шаг зубчатого колеса по делительной окружности Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- высота головки зуба Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- высота ножки зуба Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- толщина зуба по делительной окружности Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- ширина впадины по делительной окружности Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- диаметр делительной окружности Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- диаметр окружности вершин зубьев Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- диаметр окружности впадин Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

- диаметр основной окружности Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Расчетная нагрузка для расчета зубчатых колес.По линии зацепления прямозубой цилиндрической передачи со стороны зуба одного колеса на зуб другой колеса действует нормальная сила Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru Нормальную силу можно разложить на две составляющие: окружную силу Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , направленную по касательной к начальным окружностям перпендикулярно линии межосевого расстояния, и радиальную Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru , направленную к оси вращения зубчатого колеса.

Окружная и радиальная силы рассчитываются по зависимостям:

Основы проектирования деталей машин 3 страница - student2.ru

Наши рекомендации