Шариковые и роликовые радиальные и шариковые радиально-упорные. Кольца наружные
(по ГОСТ 520-89)
Номинальный наружный диаметр D, мм | Наружный диаметр кольца | Непостоянство VDp ** единичного диаметра для серий диаметров | Непостоянство VDmp**среднего диаметра | Радиальное биение кольца Kea | Осевое биение дорожки качения S****ea | Непостоянство ширины кольца VCs | Отклонение от перпендикулярности относительно базового торца SD | |||||||||||||
cредний Dmp | единичный Ds | 0;8; | 1; 7 | 2(5); 3(6); 4 | 2(5)***; 3(6); 4 | |||||||||||||||
Открытый подшипник | Закрытый подшипник | |||||||||||||||||||
Отклонения, мкм | ||||||||||||||||||||
∆Dmp | ∆* Ds | Не более | ||||||||||||||||||
верх- нее | ниж- нее | верх- нее | ниж- нее | |||||||||||||||||
Класс точности 0 | ||||||||||||||||||||
От 2,5 до 6 | -8 | +1 | -9 | VCs= = VBs (см. таблицу 58) того же подшипника | - | |||||||||||||||
Св. 6 » 18 | -8 | +2 | -10 | - | ||||||||||||||||
» 18 » 30 | -9 | +2 | -11 | - | ||||||||||||||||
» 30 » 50 | -11 | +3 | -14 | - | ||||||||||||||||
» 50 » 80 | -13 | +4 | -17 | - | ||||||||||||||||
» 80 » 120 | -15 | +5 | -20 | - | ||||||||||||||||
» 120 » 150 | -18 | +6 | -24 | - | ||||||||||||||||
» 150 » 180 | -25 | +7 | -32 | - | ||||||||||||||||
» 180 » 250 | -30 | +8 | -38 | - | - | |||||||||||||||
Номинальный наружный диаметр D, мм | Наружный диаметр кольца | Непостоянство VDp ** единичного диаметра для серий диаметров | Непостоянство VDmp**среднего диаметра | Радиальное биение кольца Kea | Осевое биение дорожки качения S****ea | Непостоянство ширины кольца VCs | Отклонение от перпендикулярности относительно базового торца SD | |||||||||||||
cредний Dmp | единичный Ds | 0;8; | 1; 7 | 2(5); 3(6); 4 | 2(5)***; 3(6); 4 | |||||||||||||||
Открытый подшипник | Закрытый подшипник | |||||||||||||||||||
Отклонения, мкм | ||||||||||||||||||||
∆Dmp | ∆* Ds | Не более | ||||||||||||||||||
верх- нее | ниж- нее | верх- нее | ниж- нее | |||||||||||||||||
Класс точности 6 | ||||||||||||||||||||
От 2,5 до 6 | -7 | +1 | -8 | - | ||||||||||||||||
Св. 6 » 18 | -7 | +1 | -8 | - | ||||||||||||||||
» 18 » 30 | -8 | +1 | -9 | - | ||||||||||||||||
» 30 » 50 | -9 | +2 | -11 | - | ||||||||||||||||
» 50 » 80 | -11 | +2 | -13 | - | ||||||||||||||||
» 80 » 120 | -13 | +2 | -15 | - | ||||||||||||||||
» 120 » 150 | -15 | +3 +3 +4 | -18 | - | ||||||||||||||||
» 150 » 180 | -18 | +3 | -21 | - | ||||||||||||||||
» 180 » 250 | -20 | +4 | -24 | - | - | |||||||||||||||
Продолжение таблицы 59
Окончание таблицы 59
Примечания –1. Принятые обозначения: ∆ Dmp – отклонение среднего наружного диаметра в единичном сечении, ∆ Dmp = Dmp – D; ∆Ds – отклонение единичного наружного диаметра кольца, ∆ Ds = Ds – D. 2. Предельные отклонения единичной ширины наружного кольца Cs соответствуют предельным отклонениям внутренних колец ∆ Bs . 3. При использовании отклонения ∆Ds непостоянство единичного диаметра (в классах точности 5, 4) и конусообразность (в классах точности 6, 5, 4) наружной цилиндрической поверхности шариковых и роликовых подшипников – не более 50% допуска на Dmp. 4. Отклонения ∆ Ds, приведенные в таблице, не относятся к закрытым подшипникам. * В классе точности 0 – (при двухточечном измерении) только для подшипников серии диаметров 8 (до D ≤22мм), 9 (до D≤ 22мм), 1 (до D ≤ 80мм), 2 (5) (до D ≤315мм), 3 (6), 4; в классе точности 6 – (при двухточечном измерении) только для подшипников серий диаметров 8 (до D ≤ 22мм), 9 (до D ≤22мм), 1 (до D ≤95мм), 2 (5), 3 (6), 4; в классах точности 5, 4 – (при двухточечном измерении) только для подшипников серий диаметров 8 (до D ≤22мм), 9 (до D ≤22мм), 1, 7, 2 (5), 3 (6), 4; в классе точности 2 - только для подшипников серий диаметров 8 (до D ≤22мм), 9 (до D ≤22мм), 1, 2 (5), 3 (6). ** В классах точности 0, 6 – для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной шайбы или после снятия их. *** В классе точности 6 также для серий диаметров 1; 7. **** Для шариковых радиальных и радиальноупорных подшипников, кроме сферических. Примечания – 1. Отклонения подшипников 0-го класса, указанные в таблице, относятся к подшипникам серий диаметров 1; 2 (5); 3 (6) и 4, причем для серии диаметров 1 – D < 80мм. 2. Отклонения подшипников 6-го класса, приведенные в таблице, относятся к подшипникам серий диаметров 1 (до D < 95мм): 7; 2 (5); 3 (6); 4. 3. Отклонения для подшипников с D > 315мм указаны в ГОСТ 520-89. |
Таблица 60 – Точность размеров, формы и взаимного расположения поверхностей. Подшипники роликовые
конические. Кольца внутренние (по ГОСТ 520—89)
Номинальный диаметр отверстия d, мм | Диаметр отверстия | Ширина кольца Bs единичная | Монтажная высота Ts подшипника | Монтажная высота T1s с образцовым наружным кольцом | Непостоянство Vdp **единичного диаметра | Непостоянство Vmp** среднего диаметра | Радиальное биение кольца Kia | Торцевое биение Sd | ||||||||||||||||||||
средний dmp | единичный ds | |||||||||||||||||||||||||||
Отклонения, мкм | ||||||||||||||||||||||||||||
∆dmp | * ∆ ds | ∆Bs | ∆ Ts | ∆ T1s | Не более | |||||||||||||||||||||||
верхнее | Ниж-нее | верхнее | Ниж-нее | Верх-нее | нижнее | верхнее | нижнее | Верх-нее | нижнее | |||||||||||||||||||
Класс точности 0. Категория С и подшипники, не отнесенные к категориям Нормальная точность | ||||||||||||||||||||||||||||
От 10 до 18 | -12 | +3 | -15 | -200 | +250 | -250 | +125 | -125 | ||||||||||||||||||||
» 18 » 30 | -12 | +3 | -15 | -200 | +250 | -250 | +125 | -125 | ||||||||||||||||||||
» 30 » 50 | -12 | +3 | -15 | -240 | +250 | -250 | +125 | -125 | ||||||||||||||||||||
» 50 » 80 | -15 | +4 | -19 | -300 | +250 | -250 | +125 | -125 | ||||||||||||||||||||
» 80 » 120 | -20 | +5 | -25 | -400 | +500 | -500 | +250 | -250 | ||||||||||||||||||||
»120 » 180 | -25 | +6 | -31 | -500 | +750 | -750 | +375 | -375 | ||||||||||||||||||||
» 180 »250 | -30 | +8 | -38 | -600 | +750 | -750 | +375 | -375 | ||||||||||||||||||||
Класс точности 0. Категория С, повышенная точность Категория В | ||||||||||||||||||||||||||||
От 10 до 18 | -8 | +3 | -11 | -120 | +200 | +100 | ||||||||||||||||||||||
» 18 » 30 | -10 | +3 | -13 | -120 | +200 | +100 | 7,5 | |||||||||||||||||||||
» 30 » 50 | -12 | +3 | -15 | -120 | +200 | +100 | ||||||||||||||||||||||
» 50 » 80 | -15 | +4 | -19 | -150 | +200 | +100 | ||||||||||||||||||||||
» 80 » 120 | -20 | +5 | -25 | -200 | +200 | -200 | +100 | -100 | ||||||||||||||||||||
»120 » 180 | -25 | +6 | -31 | -250 | +350 | -250 | +150 | -150 | ||||||||||||||||||||
» 180 »250 | -30 | +8 | -38 | -300 | +350 | -250 | +150 | -150 | ||||||||||||||||||||
Класс точности 6Х | ||||||||||||||||||||||||||||
От 10 до 18 | -12 | - | - | -50 | +100 | +50 | - | |||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 60
Номинальный диаметр отверстия d, мм | Диаметр отверстия | Ширина кольца Bs единичная | Монтажная высота Ts подшипника | Монтажная высота T1s с образцовым наружным кольцом | Непостоянство Vdp **единичного диаметра | Непостоянство Vmp** среднего диаметра | Радиальное биение кольца Kia | Торцевое биение Sd | ||||||
средний dmp | единичный ds | |||||||||||||
Отклонения, мкм | ||||||||||||||
∆dmp | * ∆ ds | ∆Bs | ∆ Ts | ∆ T1s | Не более | |||||||||
верхнее | Ниж-нее | верхнее | Ниж-нее | Верх-нее | нижнее | верхнее | нижнее | Верх-нее | нижнее | |||||
» 18 » 30 | -12 | - | - | -50 | +100 | +50 | - | |||||||
» 30 » 50 | -12 | - | - | -50 | +100 | +50 | - | |||||||
» 50 » 80 | -15 | - | - | -50 | +100 | +50 | - | |||||||
» 80 » 120 | -20 | - | - | -50 | +100 | +50 | - | |||||||
»120 » 180 | -25 | - | - | -50 | +150 | +50 | - | |||||||
» 180 »250 | -30 | - | - | -50 | +150 | +50 | - |
Окончание таблицы 60
Класс точности 6 | ||||||||||||||
От 10 до 18 | -7 | +1 | -8 | -200 | +250 | -250 | - | - | - | 3,5 | ||||
» 18 » 30 | -8 | +1 | -9 | -200 | +250 | -250 | - | - | - | |||||
» 30 » 50 | -10 | +1 | -11 | -240 | +250 | -250 | - | - | - | |||||
» 50 » 80 | -12 | +2 | -14 | -300 | +250 | -250 | - | - | - | |||||
» 80 » 120 | -15 | +3 | -18 | -400 | +500 | -500 | - | - | - | 7,5 | ||||
»120 » 180 | -18 | +3 | -21 | -500 | +750 | -750 | - | - | - | |||||
» 180 »250 | -22 | +4 | -26 | -600 | +750 | -750 | - | - | - | |||||
* В классе точности 0 – только для подшипников серии диаметров 1 (до d ≤40мм), 2(5) (до d≤ 180мм) и 3(6); в классе точности 6 – только для подшипников серий диаметров 1 (до d ≤60мм), 2(5). 3(6) (до D ≤22мм), 1 (до D ≤95мм), 2 (5), 3 (6); в классах точности 5, 4 – только для подшипников серий диаметров 1; 2(5). 3(6); в классе точности 2 - только для подшипников серий диаметров 1; 2; 3. ** В классах точности 0 –вводится с 01.01.93г. Примечания –1. Принятые обозначения: ∆ dmp, ∆ ds, ∆Bs – см. примеч. п. 1 табл. 58; ∆ Ts – отклонение действительной монтажной высоты подшипника, ∆ Ts = Ts – T (T – номинальная высота); ∆ T1s – отклонение действительной монтажной высоты подшипника с образцовым наружным кольцом, ∆ T1s = T1s - T1 (T1 – номинальная высота с образцовым кольцом). 2. В классе точности 6 отклонения ∆ Ts, приведенные в таблице, относятся к подшипникам категории С нормальной точности и подшипникам, не отнесенным к категориям. 3. Отклонения ∆ Ts, указанные в таблице, относятся к однорядным подшипникам. |
Таблица 61 – Точность размеров, формы и взаимного расположения поверхностей. Подшипники
роликовые конические. Кольца внутренние (по ГОСТ 520—89)
Номинальный диаметр отверстия D, мм | Наружный диаметр кольца | Монтажная высота T2s подшипника с образцовыми деталями | Непостоянство VDp ** единичного диаметра | Непостоянство VDmp ** среднего диаметра | Радиальное биение кольца Kea | Осевое биение дорожки качения Sea | Отклонение перпендикулярности относительно базового торца SD | ||||
средний Dmp | единичный Ds | ||||||||||
Отклонения, мкм | |||||||||||
∆ Dmp | * ∆ Ds | ∆ T2s | Не более | ||||||||
верх-нее | ниж-нее | верх-нее | нижнее | верхнее | ниж-нее | ||||||
Класс точности 0 Категория С и подшипники, не отнесенные к категориям. Нормальная точность | |||||||||||
От 18 до 30 | -12 | +2 | -14 | ∆T2s = ∆ T1s (таблица 60) того же подшипника | - | - | |||||
Св. 30 » 50 | -14 | +3 | -17 | - | - | ||||||
» 50 » 80 | -16 | +4 | -20 | - | - | ||||||
» 80 » 120 | -18 | +5 | -23 | - | - | ||||||
»120 » 150 | -20 | +6 | -26 | - | - | ||||||
» 150 » 180 | -25 | +7 | -32 | - | - | ||||||
» 180 » 250 | -30 | +8 | -38 | - | - | ||||||
» 250 » 315 | -35 | +9 | -44 | - | - | ||||||
Класс точности 0. Категория С, повышенная точность Категория В | |||||||||||
От 18 до 30 | -9 | +2 | -11 | +100 | - | - | |||||
Св. 30 » 50 | -11 | +3 | -14 | +100 | - | - | |||||
» 50 » 80 | -13 | +4 | -17 | +100 | - | - | |||||
» 80 » 120 | -15 | +5 | -20 | +100 | - | - | |||||
»120 » 150 | -18 | +6 | -24 | +100 | -100 | - | - | ||||
» 150 » 180 | -25 | +7 | -32 | +200 | -100 | - | - | ||||
» 180 » 250 | -30 | +8 | -38 | +200 | -100 | - | - | ||||
» 250 » 315 | -35 | +9 | -44 | +200 | -100 | - | - | ||||
Категория 6Х | |||||||||||
От 18 до 30 | -12 | - | - | +50 | - | - | |||||
Св. 30 » 50 | -14 | - | - | +50 | - | - | |||||
» 50 » 80 | -16 | - | - | +50 | - | - | |||||
» 80 » 120 | -18 | - | - | +50 | - | - | |||||
»120 » 150 | -20 | - | - | +50 | - | - | |||||
» 150 » 180 | -25 | - | - | +100 | - | - | |||||
» 180 » 250 | -30 | - | - | +100 | - | - | |||||
» 250 » 315 | -35 | - | - | +100 | - | - |
Окончание таблицы 61
Номинальный диаметр отверстия D, мм | Наружный диаметр кольца | Монтажная высота T2s подшипника с образцовыми деталями | Непостоянство VDp ** единичного диаметра | Непостоянство VDmp ** среднего диаметра | Радиальное биение кольца Kea | Осевое биение дорожки качения Sea | Отклонение перпендикулярности относительно базового торца SD | |||||||
средний Dmp | единичный Ds | |||||||||||||
Отклонения, мкм | ||||||||||||||
∆ Dmp | * ∆ Ds | ∆ T2s | Не более | |||||||||||
верх-нее | ниж-нее | верх-нее | нижнее | верхнее | ниж-нее | |||||||||
Класс точности 6 | ||||||||||||||
От 18 до 30 | -8 | +1 | -9 | - | - | - | - | - | ||||||
Св. 30 » 50 | -9 | +2 | -11 | - | - | - | 4,5 | - | - | |||||
» 50 » 80 | -11 | +2 | -13 | - | - | - | 5,5 | - | - | |||||
» 80 » 120 | -13 | +2 | -15 | - | - | - | 6,5 | - | - | |||||
»120 » 150 | -15 | +3 | -18 | - | - | - | 7,5 | - | - | |||||
» 150 » 180 | -18 | +3 | -21 | - | - | - | - | - | ||||||
» 180 » 250 | -20 | +4 | -24 | - | - | - | - | - | ||||||
» 250 » 315 | -25 | +4 | -29 | - | - | - | 12,5 | - | - | |||||
* В классе точности 0 – только для подшипников серий диаметров 1 (до D ≤ 80мм), 2 (до D ≤ 315мм), 3; в классе точности 6 – только для подшипников серий диаметров 1 (до D ≤ 95мм), 2 (5), 3 (6); в классах точности 5, 4, 2 – только для подшипников серий диаметров 1, 2 (5), 3 (6). ** Для подшипников класса точности 0 вводится с 01.01.93. Примечания – 1. Принятые обозначения: ∆Dmp и ∆Ds – см. примечания п. 1 к таблице 59; ∆T2s – отклонение действительной монтажной высоты подшипника с образцовым блоком (внутренним кольцом с роликами и сепаратором в сборе), ∆ T2s = T2s - T2 (T2 – номинальная монтажная высота с образцовыми составными частями подшипника). 2. Отклонение единичной ширины кольца ∆Cs подшипника равно соответствующему отклонению ∆BS (см. таблицу 60) внутреннего кольца того же подшипника, ∆Cs = ∆BS (кроме подшипников класса точности 6Х). Отклонения ∆Cs подшипников класса точности 6Х для размеров D от 18 до 315мм: 0 – верхнее, 100мкм – нижнее. 3. Отклонения ∆Ds, указанные в таблице, не действительны для закрытых роликовых конических подшипников. Значение ∆Ds для таких подшипников см. примечание п.4 к табл 59. 4. В классах точности 5, 4 при использовании отклонения ∆Ds конусообразность наружной цилиндрической поверхности – не более 50% допуска на Dmp. 5. Значения отклонений при D > 315мм указаны в ГОСТ 520-89. | ||||||||||||||
Таблица 62 – Рекомендуемые поля допусков для установки подшипников качения в корпусе (под наружное кольцо)
Вращается корпус или вал | Характер нагружения кольца | Конструк-ция подшип-никовых узлов | Режим работы подшипника | Класс точности подшипника | Примеры применения подшипниковых узлов | |||||
Р0, Р6 | Р5, Р4 | Р2 | ||||||||
Поля допусков корпусов | ||||||||||
Подшипники радиальные | ||||||||||
Вал | Местный | Корпус цельный или разъемный; наружное кольцо может перемещать-ся в осевом направлении | Нормальные или легкий; теплоотдача через вал | G7 | - | - | Сушильные цилиндры бумагоделательных машин | |||
H8 | - | - | Трансмиссионные валы, с/х машины | |||||||
Тяжелый или нормальный | Js7, (J7) | Js6 (J6) | - | Электродвигатели, насосы, шпиндели металлорежущих станков | ||||||
Нагрузка динамическая Р>0,15С | H7, Js7, (J7) | - | - | Колесные пары ж/д транспорта и трамваев, большинство подшипниковых узлов общего машиностроения | ||||||
Вал или вал и корпус | Колеба-тельный | Корпус цельный; наружное кольцо не перемещается в осевом направлении | Нагрузки переменные по величине и направ-лению, высокая точность хода Р≤0,15С | K6 | K5, M5 | K5 | Роликоподшипники цилиндрические для шпинделей металлорежущих станков | |||
H6 | Js6, Js5 | Js4 | Шарикоподшипники для шлифовальных шпинделей и малых электромоторов | |||||||
Корпус цельный; наружное кольцо легко перемеща-ется в осевом на-правлении | Легкий, нагрузка переменно-го направле-ния, высокая точность хода | H7, H6 | H6, H5 | H5, H4 | Высокоскоростные электродвигатели для оборудования и высокоточных приборов | |||||
Корпус | Циркуляционный | Корпус цельный; наружное кольцо не перемещается в осевом направлении | Нормаль-ный, нагруз-ка перемен-ная Р≤0,15С | M7 | - | - | Ролики ленточных транспортеров, колеса мостовых подъемных кранов | |||
Нормальный или тяжелый | N7 | N6 | - | Передние колеса автомашин и тягачей на шарикоподшипниках, коленчатые валы, канатные и натяжные шкивы | ||||||
Тяжелый; конструкция тонкостен-ная* | P7 | P6 | - | Колеса самолетов, колеса автомобилей на конических подшипниках, ведущие барабаны гусеничных машин, колеса башенных подъемных кранов | ||||||
Окончание таблицы 62
Вращается корпус или вал | Характер нагружения кольца | Конструк-ция подшип-никовых узлов | Режим работы подшип-ника | Класс точности подшипника | Примеры применения подшипниковых узлов | ||
Р0, Р6 | Р5, Р4 | Р2 | |||||
Поля допусков корпусов | |||||||
Корпус или корпус и вал | Колеба-тельный | Корпус цельный; наружное кольцо не перемещается в осе-вом напра-влении | Нормаль-ный или тяжелый | K6, Js6, M6 | M6, Js6, M5 | M5 | Для точных узлов, металлорежущих станков |
K7 | - | - | Насосы, коробки передач и т.д. | ||||
Тяжелый | M7 | - | - | Электродвигатели | |||
Подшипники упорные | |||||||
Вал или корпус | Нагрузка только по оси | Кольцо может переме-щаться в корпусе | Нормаль-ный | E8 | - | - | Все типы упорных подшипников |
Тяжелый | H8, H9 | H6 | - | Подшипники шариковые | |||
G7 | G6 | - | Подшипники роликовые конические | ||||
Вал | Местный | Тяжелый и нормальный, нагрузки осевые и радиальные | Js7, (J7) | - | - | Подшипники со сфери-ческими роликами общего применения | |
Корпус | Циркуля-ционный | Кольцо не может переме-щаться в корпусе | Тяжелый; нагрузка осевая и радиальная | K7 | - | - | Подшипники со сферическими роликами, карусельные станки |
Тяжелый; нагрузка радиальная | M7 | - | - | Подшипники со сфери-ческими роликами, верти-кальные валы турбин | |||
* к тонкостенным относятся корпуса с соотношением Dк/D < 1,25, где Dк – наружный диаметр корпуса; D - наружный диаметр подшипника. Примечания – 1. Условные обозначения: Р – эквивалентная нагрузка, С – динамическая грузоподъемность подшипников. 2. При легком режиме работы подшипника Р ≤ 0,15С,при нормальном (нормальном и тяжелом)– 0,07С ≤ Р ≤ 0,15С, при тяжелом – Р > 0,15С. 3. В скобках приведены поля допусков ограниченного применения. |
Таблица 63 – Поля допусков и посадки шариковых и роликовых радиальых,