Составив уравнение теплового баланса
P =Pт+Pк+Pл (7.19)
где Р – мощность, выделяемая в нагретом теле, Вт;
Pт , Pк и Pл – определены формулами (7.8), (7.11), (7.17), можно определить установившееся значение температуры нагрева тела.
Решить полученное уравнение относительно t (или Δt) в явном виде не удается, поэтому его приходится решать методом последовательных приближений.
В радиотехнических устройствах тепловая энергия выделяется в отельных узлах и приборах, таких, как радиолампы, моторы, трансформаторы, резисторы, полупроводниковые приборы, микросхемы и т д.
Ввиду того что указанные элементы размещены по объему аппарата неравномерно, в отдельных его точках получается концентрация тепловой энергии, сопровождаемая местными повышениями температуры при этом в тяжелых температурных условиях могут оказаться как сами источники нагрева, так и другие узлы и приборы, расположенные в непосредственной близости.
Конструктор обязан принять меры к тому, чтобы температура нагрева для любого элемента не превышала допустимых значений. При решении этой задачи приходится идти по двум путям: снижение общей (средней) температуры нагрева аппарата и отвод теплоты от отдельных наиболее нагретых участков объема.
Для охлаждения аппарата следует в первую очередь интенсифицировать процесс радиации за счет окраски как внутренней, так и наружной поверхности футляра темными красками, имеющими матовую или шероховатую поверхность.
Интенсификация как радиации, так и конвекции может быть достигнута при некотором увеличении объема аппарата, если увеличить поверхность теплоотдачи за счет размещения на футляре ребер. Указанные ребра нужно изготавливать из материала с хорошей теплопроводностью; они должны иметь хороший тепловой контакт с поверхности футляра. Пример выполнения футляра с ребрами приведен на рис 7.13, а.
Рис. 7.13. Футляр:
а – с ребрами; б – с жалюзи.
Наоборот, узлы и приборы, которые нужно защитить от теплового воздействия со стороны соседних нагревающихся устройств, должны иметь светлую блестящую поверхность. С целью дополнительной защиты таких устройств можно между ними и источниками нагрева установить тепловые экраны с хорошей теплопроводностью тщательно соединенные с шасси и имеющие гладкую блестящую поверхность (например, из алюминия). Пример выполнения экрана приведен на рис. 7.14. Расположение сильно нагревающихся элементов по краям шасси в непосредственной близости от стенок футляра улучшает отдачу теплоты от этих элементов к стенкам и способствует понижению температуры внутри аппарата. Около наиболее нагретых узлов и приборов в шасси можно делать отверстия: холодный воздух из-под шасси будет поступать к источникам теплоты и охлаждать их.
Рис. 7.14. Схема охлаждения:
1 – шасси; 2 – футляр; 3 – узел защищенный от нагрева; 4 – тепловой экран;
5 – нагревающий узел (стрелками показано направление конвекционного потока воздуха).
Если снабдить стенки футляра жалюзи или отверстиями (см. рис. 7.13, б и 7.14), то будет иметь место циркуляция воздуха непосредственно внутри аппарата, что снизит температуру узлов и приборов. Отверстия следует располагать в нижней и в верхней частях футляра аппарата так, чтобы восходящие потоки воздуха омывали большую поверхность нагревающихся элементов.
Охлаждение происходит тем интенсивнее, чем больше зазор между расположенными по соседству узлами и приборами. При работе аппаратуры на большой высоте теплоотдача за счет конвекции уменьшается из-за уменьшения плотности и теплоемкости воздуха. Следует иметь в виду, что введение отверстий или жалюзи недопустимо в аппаратуре, работающей в условиях запыленного воздуха, а также если внутри футляра расположены незащищенные от воздействия пыли точные механизмы, контакты реле, элементы схемы с высокими напряжениями и другие устройства, работа которых может быть нарушена осаждающейся пылью.
Если перечисленные меры не позволяют получить требуемые значения температуры внутри аппарата, то следует увеличить его объем или перейти к более сложным, но и более эффективным системам охлаждения, которые были рассмотрены (принудительная циркуляция воздуха, жидкостные системы охлаждения).
Большая часть тепловой энергии от нагревающихся элементов передается шасси аппарата. С целью отвода теплоты от горячих зон конструкцию шасси следует делать максимально теплопроводной (например, из алюминия). Теплоту, накапливающуюся в шасси, следует отводить в окружающее пространство, для чего шасси должно иметь хороший тепловой контакт с одной из стенок футляра.
Если на передней панели не располагаются термочувствительные элементы, то целесообразно наиболее сильно нагревающиеся узлы и приборы располагать в непосредственной близости от нее. Это создает наиболее короткий путь для теплового потока и уменьшает распространение теплоты в другие участки шасси, где могут располагаться термочувствительные элементы.
Наиболее интенсивно нагревающиеся узлы и приборы, температуру нагрева которых желательно снизить, должны иметь хороший тепловой контакт с шасси; они должны соединяться с шасси устройствами из материалов с хорошей теплопроводностью. Поверхности таких узлов и приборов должны быть выкрашены темной матовой краской. Если сильно нагревающийся элемент заключен в экран, то его внутренняя и наружная поверхности также должны быть окрашены в темный цвет.
Радиаторы. Радиаторами называют устройства, предназначенные для отвода теплоты oт отдельных сильно нагревающихся устройств (обычно полупроводниковых приборов средней и большой мощности) в окружающее пространство.
Чтобы радиатор эффективно выполнял свои функции, он должен обладать следующими свойствами:
– тепловое сопротивление в месте контактирования источника тепловой энергии (например, корпуса транзистора) с радиатором должно быть минимальным;
– поверхность радиатора, отдающая теплоту окружающему воздуху, должна быть максимально возможной;
– тепловое сопротивление радиатора должно быть минимальным.
На рис. 7.15 показаны три варианта конструкции радиатора:
– штырьковый,
– с ребрами в виде пластин и без ребер.
Рис. 7.15. Радиаторы:
а – без ребер; б – пластинчатый; в – штырьковый.
Штырьковый радиатор обладает наиболее развитой поверхностью и поэтому может обеспечить требуемую температуру корпуса полупроводникового прибора (ППП) при минимальных габаритах радиатора. Наихудшей теплоотдачей в окружающее пространство обладает радиатор без ребер; радиатор с ребрами в виде пластин занимает промежуточное положение между двумя названными.
Чтобы иметь малое тепловое сопротивление между корпусом ППП и радиатором, необходимо обеспечить большую площадь соприкосновения двух деталей. Поэтому поверхность радиатора в месте соприкосновения с ППП тщательно обрабатывают, так как микронеровности поверхности резко сокращают фактическую площадь теплового контакта.
Иногда между двумя телами, которые должны иметь хороший тепловой контакт, устанавливают прокладку из мягкого и хорошо теплопроводящего материала (например, из отожженной меди) или вводят специальные теплопроводящие пасты. Для контакта без прокладок и пасты приближенно:
(7.20)
где R1T – тепловое сопротивление, град/Вт;
SK – площадь контактной поверхности двух тел, см2.
Воспользовавшись формулой (7.10), можно найти превышение температуры корпуса ПППнад температурой радиатора в месте установки ППП:
(7.21)
где Δt1 – превышение температуры, град;
Рт – выделяемая в ПППмощность, Вт.
Бывают случаи, когда ППП,установленный на радиаторе, должен быть изолирован от него. В этом случае приходится устанавливать между корпусом ПППи радиатором изоляционные прокладки.
Пример крепления ПППчерез изоляционную прокладку показан на рис. 7.16.
Рис. 7.16. Крепление мощного полупроводникового диода:
1 – диод; 2 – изоляционная шайба; 3 – центрирующая изоляционная
втулка; 4 – контактный лепесток.
Следует иметь в виду, что любая изоляционная прокладка увеличивает тепловое сопротивление между корпусом ПППи радиатором. Например, прокладка из слюды толщиной 0,025 – 0,05 мм увеличивает R г в 1,5 раза. Лучшие результаты дает использование прокладок из бериллиевой керамики.
Если схема и конструкция позволяют, то следует при необходимости изолировать сам радиатор от шасси изделия, а ППП–крепить к радиатору без изоляционных прокладок.
Тепловое сопротивление радиатора R2Т зависит не только от конфигурации (штырьковый, пластина и т. п.) и размеров, но и от конструктивного исполнения.
Имеют минимальное тепловое сопротивление, т. е. наиболее эффективно отводят теплоту от корпуса ППП, радиаторы, выполненные из материала с хорошей теплопроводностью и имеющие монолитную конструкцию. Поэтому обычно радиаторы делают методом литья из алюминиевых, магниевых и других сплавов. Чтобы тепловая энергия, отдаваемая радиатором в окружающее пространство, не ухудшала условия работы других ЭРЭ, радиаторы стараются размещать вне объема корпуса, на его наружной стенке.
Термостатирование.В ряде случаев при конструировании аппаратуры требуется получить такую стабильность параметров при изменении температуры, которую невозможно осуществить при современном уровне развития техники радиодеталей.
В этом случае части конструкции, определяющие стабильность параметров всего аппарата, помещают в термостат, где поддерживают определенную, заданную температуру. Принцип устройства такого термостата показан на рис.7.17. Внутри рабочей камеры находятся термостатируемые детали и датчик температуры. Датчиком температуры является биметаллическая пластина с контактом, которая изгибается при изменении температуры окружающей среды. Биметаллическая пластина отрегулирована так, что контакты 12 и 13 разомкнуты, когда температура внутри рабочей камеры равна выбранному значению t0 или больше его. Если температура внутри камеры меньше to, то контакты 12 и 13 замкнуты. В этом случае через специальное реле включается подогревающее устройство, которое нагревает рабочую камеру до температуры t0, после чего контакты размыкаются. Таким образом осуществляется управление температурой внутри термостата.
Рабочая камера должна иметь хорошую тепловую изоляцию от окружающей среды. В примере, показанном на рис. 7.17, для термоизоляции служит сосуд Дюара. В качестве подогревающего устройства можно использовать проволоку из высокоомного сплава, например из нихрома. Термостат такой конструкции может поддерживать требуемую температуру с точностью ± (1 – 2)°С.
Рис. 7.17. Конструкция термостата:
а – термостат; б – биметаллический датчик температуры (находится внутри рабочей камеры);
1 – крышка; 2 – корпус; 3 – рабочая камера; 4 – центрирующие кольца; 5 – сосуд Дюара;
6 – внутренний стакан; 7 – наружный стакан; 8 – обмотка подогревателя; 9 – биметаллическая
пластина; 10 – неподвижная пластина; 11 – регулировочный винт; 12, 13 – контакты.
В рассмотренном примере температуру t0 внутри термоса приходится выбирать выше максимальной температуры, которая может быть внутри аппарата при любых условиях эксплуатации. Например, если аппарат будет эксплуатироваться при температуре до 60°С, а за счет собственного нагрева температура внутри кожуха может достигать 70°С, то температуру внутри термостата нужно выбрать не менее 70°С. Наличие такой высокой температуры является основным недостатком термостатов с подогревными устройствами, так как термостатируемые детали все время работают при повышенной температуре, что снижает иx надежность. Кроме того, постоянно нагретый термостат повышает температуру нагрева аппарата, в котором он установлен.
От этого недостатка свободны термостаты, в которых заданная температура поддерживается с помощью полупроводниковых термобатарей. Такие батареи обладают способностью выделять теплоту, когда через них пропускают ток в одном направлении, и поглощать теплоту, когда ток пропускают в противоположном направлении. С помощью полупроводниковых батарей в термостате можно поддерживать температуру, которая может быть ниже температуры окружающей среды.
В качестве термочувствительных элементов часто используют не биметаллические пластины, а терморезисторы, которые меняют свое сопротивление при изменении температуры окружающего воздуха.
В ряде случаев, например при конструировании высокостабильных кварцевых генераторов, требуется поддерживать определенную температуру внутри рабочего объема с точностью до 0,01 – 0,001 °С при изменении температуры окружающей среды от т – 60 до +70°С. В этом случае делают двойной термостат. Внутри первого («грубого») термостата поддерживают температуру с точностью (0,5 – 2)°С, при этом внутри второго термостата удается поддерживать температуру с высокой точностью.
Влагозащита аппаратуры.
Многие категории радиоэлектронной аппаратуры в процессе эксплуатации могут оказываться в условиях, при которых относительная влажность воздуха достигает 98%.
Если при конструировании аппаратуры не предприняты специальные меры, то воздействие повышенной влажности будет сильно влиять на параметры изделия или даже приводить к полному выходу его из строя.
Влагоустойчивость изделия обеспечивают главным образом за счет применения влагоустойчивых ЭРЭ и элементов конструкции.
Для многих элементов радиоэлектронной аппаратуры (полупроводниковых приборов, микросхем, многих конденсаторов и др.) защита от влаги может достигаться только полной герметизацией, путем помещения в запаянный или заваренный корпус или покрытием их толстым слоем специальных влагозащитных материалов. В процессе производства некоторых типов ЭРЭ до установки в герметичный корпус их приходится хранить в специальных условиях, исключающих воздействие влаги. В силу перечисленных причин почти все ЭРЭ имеют индивидуальные средства защиты от влаги.
Эффективная защита от влаги непосредственно самого изделия, как правило, приводит к тому, что защищаемое изделие становится неремонтопригодным. Так как большинство ЭРЭ в процессе эксплуатации все равно не ремонтируют (в случае выхода из строя их заменяют новыми), то защита от влаги отдельных ЭРЭ не ухудшает ремонтопригодность радиоэлектронной аппаратуры. Таким образом, основные усилия разработчика должны быть направлены на правильный выбор ЭРЭ и защиту от влаги элементов конструкции, механизмов, деталей из изоляционных материалов и др.
Для обеспечения влагоустойчивости металлических деталей их подвергают покрытию или изготавливают из коррозионно-устойчивых материалов (например, из нержавеющей стали).
При изготовлении деталей из изоляционных материалов следует учитывать, что у большинства из них сопротивление изоляции при воздействии влаги сильно уменьшается. Поэтому если сопротивление изоляции является лимитирующим фактором, при конструировании таких деталей надо предпринимать специальные меры. Например, конструируя печатную плату, надо следить, чтобы рядом не проходили два проводника, между которыми должно быть большое сопротивление изоляции. Для дополнительной защиты от влаги детали из изоляционных материалов покрывают специальными влагозащитными лаками, например УР-231. Защита получается эффективной, если деталь покрыта лаком несколько раз.
В ряде случаев, если допускают тепловые режимы ЭРЭ, для аппаратуры применяют корпуса с уплотнением и влагопоглотителями. Такой способ достаточно эффективно защищает от влаги наземную и корабельную аппаратуру.
При работе аппаратуры в условиях влажного тропического климата, на некоторых деталях и узлах могут развиваться грибки. В наибольшей степени воздействию грибков подвержены детали, изготовленные из органических материалов. При интенсивном разрастании грибков резко ухудшаются свойства изоляционных материалов, а при длительном их воздействии может происходить разрушение материала. Поэтому для аппаратуры, которая будет работать в тропических условиях, не следует применять материалы, являющиеся питательной средой для различных культур грибков. К этой категории относятся бумага, картон, фибра, ткани, слоистые пластики на основе бумаги и ткани, пластмассы с древесным и целлюлозным наполнителем, аминопласты и др. Такие материалы могут применяться, если они обработаны специальными антисептическими составами. Хорошо выдерживают тропические условия материалы неорганического происхождения на основе слюды, стекловолокна, фторопласта, кремнийорганических или фенолформальдегидных смол и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова И.К., Мельников А.А. Основы конструирования радиоэлектронных приборов. – М.: Высшая школа, 1986.
2. Фрумкин Г.Д. Расчет и конструирование радиоэлектронной аппаратуры. – М.: Высшая школа, 1985.
3. Кулагин В.В. Основы конструирования приборов. – Л.: Машиностроение, 1982.
4. Соломахо В.Л. , Цитович Б.В. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. – Мн.: Дизайн, 2004.