Путь вовсе не является странствием за семь морей. Он не является цепочкой последовательных рассмотрений. Путь к свободе заключен в утончении нашей плоти.
«Человек – летающее вещество: сегодня здесь, завтра там. Человек легкого характера сделается. Он своим зонтом легким в воздух себя поднимет, будет летать. Не будет в природе виден, голосом говорить не будет».
(П. К. Иванов)
Потому путь не является путем, подобным дороге, уходящей за горизонт, позволяющей обозреть новые земли. Истинный путь – это путь наверх, позволяющий охватить мир в его целостности. Мы, подобно странникам на воздушном зонде, должны сбрасывать балласт, чтобы набрать новую высоту.
Сделал ли ты один шаг, прошел ли тысячу шагов, ты одинаково далек от истины.
Независимо от того, сколько ты прошел, следующий твой шаг может стать шагом в вечность.
______
Здесь мне хочется привести широко известную историю о том, как Л. Н. Толстому принесли роман с просьбой сказать, хорошо ли это. Беря рукопись, Толстой спросил автора не без некоторого недоумения: «А если я скажу, что это плохо, ты что, не будешь больше писать?» - «Не буду», - простодушно пообещал тот. «Тогда не пиши», - заключил Толстой.
В учении Естественной магии само понятие естественное тождественно возможному, исходящему из необходимого. И полоса наших возможностей и невозможностей указывает на то место, которое мы должны занимать в природе.
«… - остановись и занимай свое место в природе, оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственным трудом и делами в природе, себе на благо, чтобы было тебе легко…» (П. К. Иванов)
______
Наш мир – Вселенная. Земля – наш дом. Родители – это дверь, через которую мы входим в наш общий дом. Наша жизнь – наша возможность эволюции.
Мы находимся в пути, движимые силой наших естественных желаний. Потому и силы, данные нам, неисчерпаемы. Мы, верные зову своего сердца, знаем свое место среди потока явлений. Потому, и получая по заслугам, не ощущаем себя ущемленными. Когда действительно видишь великое, мысль о личном не успевает закрасться в сердце.
______
Смотри, но только без раздумий,
Увидишь то, что будет сверх ума.
Тогда и в дни великих перепутий
Ты сможешь не сойти с ума.
Не разделяй века на годы,
Что будет завтра – то сбылось вчера.
Когда узреешь в небе знак разлуки –
Не откажись от божьего дара.
Ты часто будешь видеть знаки,
Что скажут о твоей судьбе.
Но ты тогда сумей поверить,
Иначе быть тебе в беде.
Живи, как чайка реет над волнами.
Не возводи себе дворец.
Тот, кто не встал на путь – герой романа.
Тот, кто в пути – искатель и творец.
(Автор)
НАВСТРЕЧУ ЭВОЛЮЦИИ
«Человек есть воплощенный разум, существо мыслящее. Все ветхое отмирает, а новое будущее созревает. Это вечный процесс, движущий природными силами. Новые силы появились на Земле, нет возможности их предотвратить».
(П.К. Иванов)
Анатомия внутреннего мира
Внутренний мир человека представляет собой сложную функционирующую структуру, фабрику, преобразующую одни виды энергии в другие. Роль таких преобразователей играют особые центры, у каждого из которых своя специфическая функция. Совокупность этих функций определяет возможности человеческого организма, согласно его естественному природному назначению.
У человека семь центров, семь различных функциональных устройств, способных работать как обособленно, так и взаимодействовать друг с другом. Вот эти центры - инстинктивный, половой, двигательный, эмоциональный, интеллектуальный, высший эмоциональный (объективная совесть), высший интеллектуальный (объективный разум).
У среднего человека работа этих центров хаотична. И это является той причиной, в связи с которой невозможно проводить направленную работу по личной эволюции, ведущей к утончению внутренней основы. Единственное средство сделать работу центров слаженной – это взять ее под контроль своего сознания, что достигается практикой самонаблюдения. Я не буду давать описание этой техники в своей работе, поскольку заинтересованный читатель может найти ее подробное изложение в широкоизвестной книге П. Д. Успенского «В поисках чудесного».
В этой главе речь пойдет, в основном, о периодах развития энергетических центров, о зависимости их качественного формирования от окружающих условий, а также о естественной коррекции мировоззрения, согласно периодам интенсивного развития центров. Это знание является очень важным и совершенно необходимым для произведения внутреннего анализа с целью правильной организации своей работы, а также для правильного взаимодействия в работе со своими спутниками.
От рождения в человеке развиты только три центра, являющиеся, образно говоря, «корнем и вершиной». Это инстинктивный и два высших центра. Наличие в человеческом существе высших центров предопределяет его возможность к сознательной эволюции. И этим качественно отделяет бытие человека от животного мира. По поводу существования в человеке высших центров существует притча о Боге. Послушайте ее:
«Когда Бог создал человека, в те времена Он был легко доступен. Потому толпы людей устремились к его дверям, чтобы молить и просить Его о разрешении их проблем. И, поскольку Бог милосерден, то он не мог никому ни в чем отказать. Одни просили здоровья, другие - богатства, третьи - долгих лет, четвертые - покарать врагов. И не было им числа. Так Бог из творца превратился в раба - исполнителя человеческих прихотей и желаний. Тогда и назрел вопрос: как положить тому конец? Сострадательность не позволяла Богу запретить людям приходить к Нему и просить Его. И тогда Бог решил спрятаться. Но где? Бог рассуждал так: «Если Я спрячусь в глубоком море, то когда-нибудь люди спустятся туда и найдут Меня. Если Я спрячусь в высоких горах, то когда-нибудь люди покорят вершины и наткнутся на меня. Спрячься Я в высоком небе, люди смогут добраться и туда. Затаись я на далеких звездах, и тогда люди смогут рассмотреть Меня в свои телескопы». Бог долго размышлял и, наконец, нашел разрешение проблемы. Он спрятался там, где люди не стали бы искать Его. Он спрятался в человеке. При этом он сказал Себе: «Если кто-то сумеет найти меня и там, то он будет воистину достоин того, чтобы войти в царство мое, и при этом сам этот человек не сможет привести за собой недостойных с их невежественными мольбами».
______
Эволюция, как ее определял Гурджиев, - это развитие в человеке тех сил и способностей, которые никогда не развиваются механически. Механическая эволюция невозможна. Эволюция человека – это эволюция его сознания, а сознание не может эволюционировать бессознательно. Эволюция человека – это эволюция его воли, а воля не в состоянии эволюционировать невольно!
То, что в массах называется эволюцией, в действительности же есть лишь поверхностное изменение форм и без затрагивания их качественных основ. К примеру, слепая кишка все более «атрофируется» в человеческом организме, как исчерпавшая свою первоначальную функцию. Потому для ее естественного самоустранения не требуется ни сознания, ни воли. Процесс происходит постепенно, механически, от поколения к поколению. Однако такое преобразование формы никак не отражается на внутреннем духовном мире человека. Эволюция никак не может носить массового характера. Ей не могут подвергаться ни животные, ни растения. Те незначительные изменения в органической среде на основании сопоставления с палеонтологическими находками – есть лишь результат механической адаптации к окружающим условиям, основанный на инстинктивной программе выживания. Если внешние окружающие условия изменяются, то и физиология существ немедленно трансформируется, ибо качественная способность к выживанию напрямую зависит от того, насколько четко успевает реагировать организм на изменения окружающей среды. Когда внутренние преобразования физиологии не успевают за изменениями в окружающей среде, то у существ снижается уровень их жизнестойкости, что приводит к вымиранию как отдельных особей, так и целых видов.
Научно-технический и культурный прогресс не являются свидетельством эволюционных преобразований. Эти прогрессивные преобразования нельзя назвать эволюцией человека, ибо этот процесс правильно будет назвать «эволюцией человеческого общества». Общества, но не человека! Никакие научные, социальные и культурные преобразования не могут способствовать эволюции человека, ибо никакие искусственные технические средства не могут проделать за человека его работу. Наука не сделала человека потенциально умнее. Медицина не сделала жизнеспособнее. Обилие философий и религий не прибавили людям мира и благополучия. Скорее, напротив. Насколько нам известно из истории развития человеческого общества, очень многие кровопролития происходили под знаменами религий, оправдывая свои действия всевозможными философскими идеями. Научные же разработки и открытия сделали современного человека потенциально беззащитнее своего древнего пращура. Современный человек пребывает в полной зависимости от своих творений. Он не мыслит себя без тепличных условий своего жилища, без удобств, без социальных структур и прочего. Даже появиться на свет в последнее время без помощи медицины стало для человека делом весьма затруднительным. Таким образом, никакие искусственные привнесения в человеческий быт не могут содействовать эволюционированию, которое напрямую связано с увеличением потенциала жизнеспособности.
______
Наличие высших центров в человеке делает для нас эволюцию возможным, реальным процессом. Но прежде, чем кто-то сможет приблизиться к такой преобразовательной работе, совершенно необходимо, чтобы все промежуточные центры между инстинктивным и высшими развились бы в полной мере, в нужном качестве, и функционировали в гармоничном равновесии друг с другом.
Инстинктивный центр является фундаментом строительства функций промежуточных центров, находящихся от рождения в причинном состоянии. Включение и развитие таковых происходит последовательно. Например, прежде, чем эмоциональный центр начнет свое развитие, необходимо, чтобы двигательный уже развивался, а тот в свою очередь зависит от полового центра. На практике же их развитие начинается почти «одномоментно», но все они в разное время достигают своего полного развития.
С момента рождения и приблизительно до трех лет жизни (дальнейшие цифры здесь также следует понимать условно, как усредненные величины, поскольку скорость развития центров во многом обусловлена стечением обстоятельств, которые всегда различны), есть период наиболее активного взаимодействия с окружающей средой, в результате чего происходит начальное формирование новых функций. К этому времени все центры, находящиеся ранее в причинном состоянии, развиты уже настолько, что ребенок становится способным понимать себя как «Я», ибо до того таковой хотя и реагирует на данное ему имя, но не отождествляет себя с ним. Появление способности к самоотождествлению свидетельствует о включении в работу всех центров, находящихся от рождения в причинном состоянии, поскольку самоотождествление – есть функция интеллектуального центра, который развивается в последнюю очередь, как наименее необходимый для выживания биологической особи.
Важнейшим для выживания является двигательный центр, позволяющий перенимать от своих воспитателей навыки взаимодействия с окружающим миром, и потому инстинктивный центр активно стимулирует его так, что тот уже к 12 годам достигает своего полного развития. Еще два фактора, на которые следует обратить особое внимание, следующие:
1. Формирование двигательного центра происходит по затухающей. В числах это может быть выражено, к примеру, так: в первые три года человек способен усвоить 12 единиц информации, в следующие три - только 9. И далее 6 и 3. Эти единицы не означают количественной информации, но ее качественную основу. Так, каждая такая единица – это своеобразный ящик, где складируется информация по методу аналогии. К тому же, каждая первая единица является основой для образования последующей.
2. Если ввиду каких-то причин развитие двигательного центра в период до 12 лет приостанавливается, то, также до 12 лет, если эти причины устраняются, происходит лавинообразный всплеск дальнейшего развития в стремлении наверстать упущенное, ибо от этого, как уже говорилось, напрямую зависит жизнеспособность индивида. Однако позднее 12 лет такая естественная стимуляция прекращается. Это вызывается тем, что с этого времени начинается так называемый период полового созревания, в силу которого половой центр отнимает на свое формирование у двигательного всю его свободную энергию, тем самым кладя конец «его карьере».
Итак, с 12 лет начинается интенсивный процесс полового созревания, и этим создаются благоприятные условия для активной стимуляции роста эмоционального центра. Новые физико-химические процессы, происходящие в организме, вызывают каскад новых чувственных реакций на них. Развитие эмоционального центра находится в прямой зависимости от развития полового центра. Формирование эмоционально центра заканчивается, когда заканчивается процесс полового созревания. Однако качественное развитие данного центра основывается на качественном развитии двигательного, в отличии от количественного развития, основанного на половом. Если, например, двигательный центр развит лишь на 80 % от возможного, то и эмоциональный центр достигнет своего предела исходя из этих восьмидесяти процентов. Половое созревание в среднем заканчивается в возрасте 21 года, и этой цифрой мы обозначаем начало интенсивного развития интеллектуального центра, деятельность которого может послужить толчком для сознательного вхождения в сферу деятельности высших центров.
Интеллектуальный центр, его развитие в период от 21 до 33 лет стимулируется работой (уже не развитием) двигательного и эмоционального центров. После 33 лет, а иногда и ранее, энергетические течения, порожденные «взрывом» рождения, затухают. Таким образом, естественная стимуляция прекращается, и человек остается тем, что было сформировано за эти годы.
В период интенсивного формирования двигательного центра закладывается фундамент возводящегося мировоззрения как основы обособленного поведения. От того, какой будет эта основа, во многом зависит способ и качество дальнейшего строительства центров. Период до 12 лет является периодом формирования первого слоя личности. Формирование ее основано в большей степени на подражании окружающим. По этой причине воспитание не может быть произведено путем разумных наставлений, ибо на этом этапе своего жизненного пути ребенок руководствуется лишь образцами поведения, подмеченными в окружающих. Двигательный центр – гений всей существующей механической деятельности. Обычно к 12 годам, когда процесс его интенсивного развития заканчивается, человек, основываясь на его накоплениях, распределяет все доступные ему для восприятия предметы и явления, тем выстраивая своеобразную целостную картину мира и своего обособленного места в нём. Сформированное работой двигательного центра мировоззрение внутренне устанавливается за истинное. Начинающееся же интенсивное формирование эмоционального центра ярко, чувственно окрашивает стремление к самостоятельности – к новому качественному взаимодействию с окружающим миром. С этого времени начинается процесс образования второго слоя личности. Появление в человеке новых энергий усиливает критическое отношение к происходящему, что и вносит значительные корректировки в сформированное двигательным центром мировоззрение.
Следующий период характеризуется «отрезвлением мысли». Отделение мышления от эмоциональной окраски. В период развития интеллектуального центра в виду того, что двигательный и эмоциональный центры отдают ему свою энергию, поведение человека все более основывается на холодных логических образованиях. И из этих же образований слагается третий слой личности.
По множественным причинам развитие центров как качественное, так и количественное, достигает различных уровней, что вызывает в психической деятельности человека перевес в отношении того или иного центра как обладателя большей массы. Это выражается в следующем: когда психический центр тяжести располагается в интеллектуальном центре, то и личность будет «окрашена в логические тона». Перевес эмоционального центра придает личности яркую эмоциональную «окраску». Когда же центр тяжести расположен в двигательном центре, то и все поведение человека будет в большей степени подражательным. И иногда эта механика неплохо копирует как проявления эмоций, так и интеллекта, но лишь внешне. Они – лишь покрывало пустоты.
Основоположник классической йоги Патанджали так охарактеризовывал разумную деятельность человека в зависимости от периодов интенсивного формирования того или иного центра:
1-й период. Разум в детском состоянии, когда он на своем длинном пути раскрытия жадно хватается за каждую игрушку. Патанджали остроумно называет его «разумом мотылька», ибо, подобно мотыльку, разум бросается от цветка к цветку, витает в воздухе без всякой цели, которая руководила бы его полетом.
2-й период. Разум юноши, полного волнения чувств. Привлекают идеалы, но нет постоянства и ясного понимания. Он полон необдуманных побуждений, неосознанных стремлений, неясных и сбивчивых мыслей. Это состояние запутанности, иллюзий, угара – «беспорядочного разума».
3-й период. Разум, порабощенный идеей. Это могут быть идеи самых различных видов, но они захватывают человека. Все мысли, дела и стремления подчинены определенной идее. Никакие основания, доводы, убеждения, призывы побуждений, обычно владеющих людьми, не могут отвратить его от постоянной идеи.
Говоря же о периоде интенсивного формирования интеллекта, следует отметить тот факт, что 33 года являются не столько номинальным барьером полного развития, сколько барьером, за которым прекращается интенсивное развитие, ибо в значительно более ранние сроки разум может достичь своего четвертого качественного состояния, позволяющего встать на путь эволюционирования, о чем мы поговорим чуть позже.
Начало интенсивного развития интеллектуального центра можно определить по образованию достаточно четкой и устойчивой идеи, основанной на трезвых логических выводах. Здесь же следует отметить, что обнаружение такой идеи у человека чувств дело весьма затруднительное. У человека же с психическим центром тяжести, расположенным в двигательном центре, идея может быть обнаружена и раньше вышеуказанного срока, но эта идея никоим образом не будет являться результатом сознательного поиска. Это всегда «плоды из чужого огорода».
Процесс специальной школьной практики позволяет привести работу центров к их гармоничному равновесию, что позволяет сознанию приблизиться к тому уровню, когда разум оказывается способным перейти в четвертое состояние. Это четвертое состояние разума Патанджали характеризует уже так:
Разум становится господином идеи, а идея становится его служанкой. Со всей силой воли и устремления, приобретенной на третьей ступени, он способен теперь избрать себе цель и направить свои силы на ее осуществление. Только тогда, когда достигнута эта ступень, человек в состоянии делать истинный прогресс в высшей жизни и жизни, достигающей человеческого совершенства. Только пройдя эти четыре ступени развития, можно приблизиться к тому уровню, на котором постигается Абсолют.
Исходя из вышесказанного, можно нарисовать образную картину, схему человеческого существования. Представьте себе жизнь как раскручивающуюся спираль. Центр ее вращения – это наши сущностные задатки, в будущем, по мере развития, способные трансформироваться в цель своего существования. Всё, что так или иначе соответствует этим задаткам и цели, всё немедленно притягивается к этому центру, все более уплотняя его, делая более мощным и понимаемым. То же, что не соответствует задаткам и цели, постепенно опускается по периферии в сторону сброса, отторжения, как сковывающее свободное устремление души. Когда же центр не найден, то само человеческое существование выходит на периферию и человек катится по наклонной в сторону сброса, всё более деградируя, до полного своего разрушения.
С возрастанием духовного уровня и развитием разумности, многогранность значений личных поступков всё уменьшается. Постепенно выкристаллизовывая перед внутренним зрением грань – назначение визита в белковую жизнь. По мере духовного взросления происходит освобождение от иллюзий, стирая тем ложные грани на кристалле истины.
_____
Все изменения, некогда произошедшие и происходящие в человеческой истории, в разной степени оказали влияние на форму последующего восприятия. Все нововведения в быт человека неизбежно порождают новые двигательные навыки. А поскольку они являются фундаментальными для любой деятельности человека, то и эзотерические школы не могут не учитывать этих особенностей.
Известны случаи, когда дети в период интенсивного формирования двигательного центра попадали в дикую среду и воспитывались животными. В процессе чего и их двигательные навыки становились соответственными таковым их воспитателей. И никакими дальнейшими усилиями скорректировать их поведение к культурным нормам не удалось. Их способности к обучению, восприятию и прочему мало чем отличались от человекообразных обезьян. Это еще раз доказывает тот факт, что форма является проводником к ее содержанию. К 12 годам большинство двигательных навыков сформировано, и от того, какими они будут по форме, зависит, какими будут по качеству эмоциональный и интеллектуальный центры. Таким образом, все базовые накопления для возможного эволюционирования закладываются именно в этом возрасте. Воспитываемые же в дикой среде, перенимая двигательные навыки таковой, лишаются возможности встать некогда на путь сознательного развития. «Движения» животных не могут быть исходными для необходимого качества развития эмоционального и интеллектуального центров. Двигательные навыки, обретенные в животной среде, ограничены тем, чтобы развить у особи способность к выживанию в особой полосе специфических условий, слагающихся из особенностей климата, геофизических условий, местной заселенности флорой и фауной, образа жизни, выработанного многочисленными поколениями биологического вида и их функциональных возможностей, соответствующих природному назначению. Программа выживания всегда вытекает из инстинктивного центра, в задачи которого эволюция не входит.
В человеческом же обществе диапазон двигательных навыков неизмеримо шире, чем в животном мире, ибо большее их количество вытекает из разного рода разумной деятельности человека. Науки, ремесла, искусства, философии и многое другое сообщают развивающемуся человеческому существу огромное количество специфических навыков, которые по мере своего роста из сферы механического воспроизведения, поднимаясь, проходят через эмоциональное восприятие и логическое осмысление, тем самым расширяя возможности осознания, что при благоприятных стечениях обстоятельствах может привести человека к сознательной работе по самообразованию.
Трансформация культуры, взаимодействия со средой обитания, изменения социальных условий взаимоотношения людей, появление новых наук и расширение культурного образования людей постепенно ведет к тому, что двигательные навыки человека все более меняют свою форму. И с каждым столетием, с каждым годом, и с каждым новым днем такие видоизменения протекают все более прогрессивно, что вызывает соответствующие изменения при подходе изложения основ эволюционного учения.
_____
Естественная магия указывает на необходимость того, чтобы обладать способностью вливаться в движение больших космических течений, что и позволяет в конечном итоге занимать свое естественное место в общем потоке. Позвольте событиям развиваться их естественным ходом, ибо не в наших силах отвратить неизбежное. Единственная возможность влиться в поток и соответствовать текущему моменту – это направить свою деятельность по пути развития воли и осознания. От качества нашего осознания зависит понимание ситуации. Восприятие улавливает приходящий импульс и направляет его в фильтрующую форму, где под воздействием осознания он может быть преобразован в намерение. Но без участия воли наше намерение свернет с пути заданного направления при наличии первой же преграды. Кроме того, наши воля и осознание должны развиваться равномерно, ибо, когда воля «перевешивает» осознание, мы можем «наломать дров» своими деяниями, а когда осознание «перевешивает» волю, мы уподобляемся лисе, смотрящей на виноград.
_____
Эволюция сознания
Сознание – синоним жизни. Сознание – это способность самовосприятия, это то свойство, данное живым существам природой, посредством которого они выделяют себя, а именно, свою сущностную энергетическую структуру из общего океана энергетических полей, что в итоге порождает их активное взаимодействие друг с другом. Сознание может быть различным по своим свойствам в прямой зависимости от того качественного состояния, в котором оно находится. Период эволюции человека составляет 7 таких качественных изменений, которые мы разделяем на пути восхождения:
1. Сон
2. Полусон
3. Бодрствование
4. «Место без жалости»
5. Самоосознание
6. Повышенное сознание
7. Сверхсознание
Теперь давайте кратко рассмотрим их по порядку:
1. Сон. Его главной чертой является нарушение устойчивых связей между центрами, что вызывается смещением «точки сборки». В состоянии сна инстинктивный центр берет на себя управительную функцию, который не в состоянии правильно расшифровывать информацию, поступающую из окружающего пространства. Потому отголоски из внешнего мира, достигающие инстинктивного сознания, воспринимаются искаженными и несоразмерными. Так, укус комара может быть воспринят во сне как удар ножом и т.д. и т.п. Внешний отличительный признак сна – неспособность к какому-либо самоконтролю и соответствию реальной окружающей обстановке.
2. Полусон. Является промежуточным состоянием между сном и бодрствованием. Подробно о полусне можно прочесть в книге П. Д. Успенского «Новая модель Вселенной», где автор детально излагает опыт своих личных наблюдений.
3. Бодрствование. Не требует подробных описаний, ибо все люди проводят в нем большую часть своей жизни. В этом состоянии сознания точка сборки фиксирована жестко, что влечет за собой устойчивую согласованность при работе энергетических центров, которая выражается при визуальном наблюдении соответствия действий на изменения во внешнем мире.
4. «Место без жалости». Очень ярко и достаточно подробно описано в работе Карлоса Кастанеды, причем не только само психическое состояние, но и методы, и значение такового. По этой причине я не буду вдаваться в подробности сего. Скажу только, что в этом состоянии сознания каждый из центров четко выполняет свою роль, не пытаясь увильнуть от поставленных перед ним задач. Это и является его главным достоянием. В состоянии же бодрствования такая работа невозможна.
«Место без жалости» проявляется естественным образом в условиях экстремальности и возможно лишь при достаточном количестве личной силы. В противном случае человек становится жертвой протекающих событий. «Место без жалости» опускает человека «с неба на землю», устраняет сотворенные им иллюзии и показывает действительность происходящего такой, какой она и является.
5. Самоосознание. Разница между самоосознанием и бодрственным состоянием можно показать как разницу между бодрственным состоянием и сном. Самоосознание подводит человека к порогу того, чтобы сознательно подключиться к высшим центрам и вынести из этого объективно реальную пользу. Самоосознание – это пробуждение, о котором говорилось в предыдущих главах. Необходимость достижения самоосознания подразумевал Иисус, когда наставлял своих учеников словами: «Бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни ночи». Опускаясь в бодрственное состояние из самоосознания, человек всегда по-особому ярко и живо вспоминает пережитое. Это вызывается тем, что при самоосознании все центры работают гармонично, слаженно и фиксируют действительность сразу из трех различных точек, в отличие от фиксации из одной в бодрственном состоянии.
6. Повышенное осознание. Есть подключение к работе высших центров, что образно можно назвать «вхождением в поток истины». В этом состоянии, как и во сне, личность отслаивается от сущности, что позволяет видеть истину без надуманных «цветов» и искажений. Это позволяет человеку обретать правильное знание, необходимое ему для дальнейшей работы.
Для вхождения в повышенное осознание необходимо либо обладать достаточным для того количеством энергии, либо получить ее от того, кто обладает свободным избытком таковой. Полезность такого рода осознания несомненна. Вся трудность заключена только в том, что человек ничего не может помнить в бодрственном состоянии из того, что он пережил в состоянии повышенного осознания. И для того, чтобы вспомнить и воспользоваться обретенным знанием и опытом, нужна специальная направленная работа, способная разрушить непроницаемый слой личности, препятствующий вспоминанию. Ведь личность – это своеобразный щит на пути обрушивающейся силы реальной действительности. И он образуется в качестве компенсации недостаточности внутренней энергии. Чем меньше ее и чем в более инертном состоянии она находится, тем более человек нуждается в защитном слое личности.
7. Сверхсознание. Полное вхождение в сферу высших центров. Достижение абсолютного знания и абсолютных способностей, возможных для человека. Сверхсознание требует огромного количества личной силы, энергии, которая скапливается путем безупречной деятельности.
Эволюция воли
Воля – это движущая сила, управляемая осознанием. Обладать волей означает производить деяния и недеяния, преодолевая усилия препятствующей среды. Поскольку ток всегда течет по пути наименьшего сопротивления, то воля – это та сила, что способна действовать вопреки ему. Но воля – это всегда слуга осознания. И от качества такового будут зависеть качественные способности воли, а также пути, по которым направится эта сила.
Далее представлены некоторые качественные способности воли в зависимости от четырех основных состояний сознания. Эти зарисовки могут служить своеобразными индикаторами качественных состояний, доступных для рассмотрения большинству людей.
1. Сон. Во сне воля направляется инстинктивным центром, превращая волю в «бессознательное» стремление к жизни. Внешние признаки, характеризующие спящего человека, хорошо известны каждому. Их можно выразить коротко как неспособность к самоконтролю.
2. Бодрствование. Дает возможность контроля за общей формой своих действий в соответствии с окружающими условиями. Но сознание этого уровня не способно контролировать мелкие детали своих движений, наблюдая которые, можно сказать многое о внутреннем мире человека. Неконтролируемые участки человеческого существа являются «трещинами», через которые энергия легко просачивается и может двигаться как изнутри наружу, так и снаружи вовнутрь. Во сне человек полностью открывается атмосфере своего окружения. Энергии свободно вливаются в него и, взаимодействуя с инстинктивным центром, задача которого укреплять органическую основу, трансформируются в нужные виды энергии и направляются в нужные участки в прямой зависимости от существующей необходимости, определяемой инстинктивным центром. Инстинктивный центр удерживает полезные для того энергии и отпускает нежелательные, которые под действием приходящих течений отторгаются от энергетического кокона человека.
Когда П. К. Иванов говорил: «Ничего не выбрасывай из себя и не бери от природы ничего», он имел в виду достижение такого качественного состояния внутреннего психического и физического здоровья, при котором становится естественным такое осознание, что организует полный контроль внутреннего энергобаланса своего существа, делающий человека независимым от внешних обстоятельств.
3. Самоосознание. На этом уровне естественным становится полный контроль не только за общей формой поведения, но и за каждой мелкой деталью. Воля на этом уровне может достигать такой силы, что никакие препятствующие факторы не отражаются на характере человеческого поведения. Человек, обладающий такой волей, может испытывать сильнейшую боль, но внешне он никак не будет этого проявлять. Ему может угрожать смертельная опасность, но ни один мускул не дрогнет на его лице.
Самоосознание позволяет человеку удерживать впечатления и за счет них копить запас личной силы. Такой человек может радоваться и любить, но радоваться и любить беззвучно, не обнаруживая своих чувств. Испытывая боль, может смеяться. Радоваться, но корчить отвратительные гримасы.
Удержание впечатлений является важной составляющей искусства нерастрачивания, которая является необходимой практикой магического искусства.
4. Сверхсознание.Человека, достигшего данного уровня, от предыдущего отличает одна особенность – «остановившийся взгляд». Это означает, что никакие причины не могут повлиять на выражение его глаз. Взгляд – это последняя «трещина» в человеческом существе. Фиксация взгляда указывает на то, что он достиг вершины, возможной для человека.
«Не реагирование» на раздражители не означает, что человек пребывает в неком дурманном опьянении. Напротив, он обладает наивысшей ясностью осознания. Он всё видит с абсолютной чистотой, но ничто не может более волновать его и поколебать организованное равновесие. Воля этого уровня проявляется путем естественного недеяния. Достигший такого состояния ни при каких обстоятельствах не утрачивает своих свойств.