Международная конвенция по спасению и основные права и обязанности моряков, согласно международной конвенции по труду моряков.
Международная конвенция СОЛАС-74 регламентирует сроки и содержание обучения членов экипажа по использованию судовых спасательных средств и их снабжения и средств пожаротушения. Каждый член экипажа должен пройти обучение и инструктаж не позднее, чем через две недели после прибытия на судно.
Инструктаж должен включать следующие вопросы:
приведение в действие и использование судовых надувных спасательных средств;
использование судовых спасательных средств, в тяжелых погодных условиях и в условиях сильного волнения;
проблемы гипотермии, первая помощь при гипотермии и в других случаях;
приведение в действие и использование судовых средств пожаротушения.
Ежемесячно каждый член экипажа должен принимать участие, по меньшей мере, в одном учении по оставлению судна и в одном – по борьбе с пожаром.
Если в предыдущем месяце более 25 % членов экипажа не принимали участия в учениях по оставлению судна и по борьбе с пожаром, то учения должны быть проведены в течение 24 ч после выхода судна из порта.
Компания должна установить программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийной ситуации. При этом в руководстве “Safety Management Manual” должен быть приведен сводный график обязательных учений, тревог, тренировок с указанием:
• требуемой их частоты;
• типовых программ учений;
• выполнения обязательных записей в судовом журнале;
• порядок донесений в Компанию.
Старший помощник капитана (старший механик) до отхода судна в рейс знакомит каждого прибывшего члена экипажа с особенностями спасения и борьбы за живучесть на данном судне. По их поручению один из опытных членов экипажа проводит вновь прибывшего по судну.
Программа ознакомления вновь прибывшего члена экипажа должна включать следующие пункты:
• общее расположение судна;
• сигналы судовых тревог, пути и места сбора, обязанности и действия по тревогам;
• расположение и использование коллективных и индивидуальных спасательных средств;
• расположение и использование средств борьбы за живучесть судна, включая противопожарные средства и системы;
• судовое оборудование, устройства и системы, которыми член экипажа должен уметь пользоваться или управлять.
Инструктаж вновь прибывших членов экипажа по вопросам охраны жизни на море и предотвращения загрязнения должен регистрироваться в специальном журнале.
Техническая учеба экипажей является необходимым условием эффективного повышения квалификации, которая включает:
При приеме судна от завода строителя капитан организует изучение и прием судовыми офицерами корпуса, систем, механизмов, устройств и других технических средств, а также документации и имущества в соответствии со спецификациями.
Конвенция № 74 « О выдаче матросам свидетельств о квалификации» 1946 г. Россией не ратифицирована. Вступила в силу 14 июля 1951 г. Согласно Конвенции никто не может быть принят на судно в качестве квалифицированного матроса, если он не имеет свидетельства квалифицированного матроса
Компетентный орган власти принимает необходимые меры по проведению испытаний и выдаче свидетельств о квалификации