VIII. Проверка долговечности подшипников
Ведущий вал (см. рис. 12.16).
Силы, действующие в зацеплении: Ft = 2940 Н; Fr1 = Fa2 = 1020 Н и Fa1 = = Fr2= 322 Н.
Первый этап компоновки дал f1 = 73 мм и с1 = 120 мм.
Реакции опор (левую опору, воспринимающую внешнюю осевую силу Fа, обозначим индексом «2»),
В плоскости хz
|
Проверка:
В плоскости уz
Проверка: Ry2 - Ry1 + Fr = 505 – 1525 + 1020 = 0.
Суммарные реакции
Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников по формуле (9.9)
здесь для подшипников 7208 параметр осевого нагружения е = 0,38.
Осевые нагрузки подшипников (см. табл. 9.21). В нашем случае S1 > S2; Fa> 0; тогда Pаl = S1 = 1590 Н; Ра2 = S1 + Fa = 1590 + 322 = 1912 Н.
Рассмотрим левый подшипник.
|
Отношение поэтому следует учитывать осевую наг-
рузку.
Эквивалентная нагрузка по формуле (9.3)
|
для заданных условий V = Кб = Кт = 1; для конических подшипников при
коэффициент X = 0,4 и коэффициент Y= 1,565 (см. табл. 9.18 и П7 приложения)
Эквивалентная нагрузка Рэ2 =(0,4 × 1860+1,565 × 1912) = 3760Н = 3,76 кН.
Расчетная долговечность, млн. об [ формула (9.1) ]
Расчетная долговечность, ч
где п = 974 об/мин — частота вращения ведущего вала.
Рассмотрим правый подшипник.
|
Отношение поэтому при подсчете эквивалентной
нагрузки осевые силы не учитывают.
Эквивалентная нагрузка
Расчетная долговечность. млн. об.,
Расчетная долговечность, ч
Найденая долговечность приемлема.
Ведомый вал (см. рис. 12.17).
Из предыдущих расчетов Ft = 2940 Н; Fr = 322 Н и Fa = 1020 Н.
Нагрузка на вал от цепной передачи Fвх = 3978 Н. Составляющие этой нагрузки Fвх = Fву = Fвsing = 3978 × sin 45° » 2800 Н.
Первый этап компоновки дал f2 = 71 мм, с2 = 159 мм и l3= 100 мм.
Реакции опор (правую опору, воспринимающую внешнюю осевую силу Fa), обозначим четным индексом цифрой 4 и при определении осевого нагружения этот подшипник будем считать «вторым» (см. табл. 9.21).
Дальнейший расчет аналогичен расчету ведущего вала.
Реакции в плоскости xz:
Реакции в плоскости yz (для их определения следует знать еще средний диаметр колеса d2= mz2 = 3,43×79 = 271 мм):
Эквивалентные нагрузки:
Так как в качестве опор ведомого вала применены одинаковые подшипники легкой серии 7211, то долговечность определим для более нагруженного правого подшипника.
|
Отношение поэтому осевые силы не учитываем.
Эквивалентная нагрузка
Расчетная долговечность, млн. об.
Расчетная долговечность, ч
здесь п = 306 об/мин — частота вращения ведомого вала.
Полученная долговечность более требуемой. Подшипники 7211 приемлемы.
IX. Второй этап компоновки редуктора (рис. 12.18)
В развитие первой компоновки здесь вычерчивают валы с насаженными на них деталями; размеры мазеудерживающих колец, установочных гаек и шайб, крышек и уплотнений определяют по таблицам гл. IX; размеры шпонок — по таблицам гл. VIII.
Диаметры участков валов под зубчатые колеса, подшипники и пр. назначают в соответствии с результатами предварительного расчета и с учетом технологических требований на обработку и сборку.
Взаимное расположение подшипников фиксируем распорной втулкой и установочной гайкой М39 х 1,5 с предохранительной шайбой. Толщину стенки втулки назначают (0,1¸0,15) dп; принимаем ее равной 0,15×40 = 6 мм.
Сопряжение мазеудержйваюшего кольца со смежными деталями вынесено на рис. 12.18 (места I и IV). Мазеудерживаюшие кольца устанавливают так, чтобы они выходили за торец стакана или стенки внутрь корпуса на 1—2 мм.
Подшипники размешаем в стакане, толщина стенки которого dст = (0,08¸0,12) D, где D — наружный диаметр подшипника: примем dст = 0,12×80 » » 10 мм.
Для фиксации наружных колец подшипников от осевых перемещений у стакана сделан упор величиной К = 6 мм (см. место I).
У второго подшипника наружное кольцо фиксируем торцовым выступом крышки подшипника через распорное кольцо.
Для облегчения посадки на вал подшипника, прилегающего к шестерне, диаметр вала уменьшаем на 0,5 — 1 мм на длине, несколько меньшей длины распорной втулки.
Очерчиваем всю внутреннюю стенку корпуса, сохраняя величины зазоров, принятых в первом этапе компоновки: х = 10 мм, у2 = 20 мм и др.
Используя расстояния f2 и с2, вычерчиваем подшипники (напомним, что радиальные реакции радиально-упорных подшипников считают приложенными к валу в точках, которые сдвинуты от клейменых торцов подшипников на расстояние a; см. табл. 9.21).
Для фиксации зубчатое колесо упирается с одной стороны в утолщение вала Æ68 мм (см. рис. 12.18, место II), а с другой — в мазеудерживающее кольцо; участок вала Æ60 мм делаем короче ступицы колеса, чтобы мазеудерживающее кольцо Æ55 мм упиралось в торец колеса, а не в буртик вала; переход вала от Æ60 мм к Æ55 мм смещен на 2 — 3 мм внутрь зубчатого колеса.
Наносим толщину стенки корпуса dк = 10 мм и определяем размеры основных элементов корпуса (см. гл. X).
Определяем глубину гнезда под подшипник lг» 1,5Т2 = 1,5 × 23 = 35 мм (Т2 = 23 мм — ширина подшипника 7211, указанная на с. 350).