Расчет зубчатой цилиндрической передачи
Различают два вида зубчатых передач — закрытые и открытые.
Закрытые, заключенные в отдельный корпус (например, редукторного типа) или встроенные в машину. Проектировочный расчет их выполняют на выносливость по контактным напряжениям во избежание усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев. Определив на основе этого расчета размеры колес и параметры зацепления, выполняют затем проверочный расчет на выносливость зубьев по напряжениям изгиба для предотвращения усталостного разрушения зубьев; обычно напряжения изгиба в зубьях, рассчитанных на контактную прочность, оказываются ниже допускаемых. Однако при выборе слишком большого суммарного числа зубьев колес (более 200) или применении термохимической обработки поверхностей зубьев до высокой твердости (HRC > 45) может возникнуть опасность излома зубьев. Для предотвращения этого размеры зубьев следует определять из расчета их на выносливость по напряжениям изгиба.
Открытые зубчатые передачи рассчитывают на выносливость по напряжениям изгиба с учетом износа зубьев в процессе эксплуатации. В этом случае нет необходимости проверять выносливость поверхностей зубьев по контактным напряжениям, так как абразивный износ поверхностей зубьев предотвращает выкрашивание их от переменных контактных напряжений.
Выбираем материал шестерни и колеса по таблице[3] 4.1.1. и сочетание материалов шестерни и колеса по таблице[3] 4.1.2.
Для шестерни выбираем Сталь 40Х, термообработка – улучшение, sв = 750 МПа,
sт = 520 МПа твердость НВ 230.
Для колеса выбираем Сталь 40ХЛ, термообработка – улучшение,
sв=650 МПа, sт = 490 МПа, твердость НВ 180.
Определяем допускаемы контактные напряжения
, (2.17)
где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов,
= 2НВ + 70, МПа [1, табл. 3.2];
КНL – коэффициент долговечности, KHL = 1;
[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,1…1,2.
Определяем пределы контактной выносливости для шестерни и колеса
шестерня: МПа;
колесо: МПа.
МПа.
Определяем межосевое расстояние
, (2.18)
где Ка – числовой коэффициент, Ка = 43;[1]с.32
U – передаточное отношение, U = 4.
КHb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHb = 1,15 [1, табл. 3.1];
yba – коэффициент ширины шестерни по межосевому расстоянию, yba = 0,3 мм.
Принимаем межосевое расстояние из стандартного ряда а = 160 мм. [3, табл. 4.2.3]
Определяем нормальный модуль зацепления
(2.19)
Принимаем модуль из стандартного ряда m = 2 мм. [3, табл. 4.2.2]
Принимаем угол наклона зуба b = 14°.
Определяем число зубьев шестерни
. (2.20)
Принимаем z1 = 31.
Определяем число зубьев колеса
. (2.21)
Принимаем z2 =148.
Уточняем значение угла наклона зуба
(2.22)
.
Определяем основные размеры шестерни и колеса
Определяем диаметры делительных окружностей
мм; (2.23)
мм. (2.24)
Определяем диаметры окружностей вершин зубьев
мм; (2.25)
мм. (2.26)
Определяем диаметры окружностей впадин зубьев
мм; (2.27)
мм. (2.28)
Определяем ширину колеса
мм. (2.29)
Определяем ширину шестерни
мм. (2.30)
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру
. (2.31)
Определяем окружную скорость колес
м/с. (2.32)
При такой окружной скорости назначаем 8-ю степень точности зубчатых колес.
Определяем коэффициент нагрузки
, (2.33)
где KHa – коэффициент, неравномерность распределения нагрузки по зубьям,
KHa = 1,09 [1, табл. 3.4];
KHb – коэффициент, коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, KHb = 1,06 [1, табл. 3.5];
KHv – динамический коэффициент, KHv = 1,0. [1, табл. 3.6]
.
Проведем проверку по контактным напряжениям
МПа (2.34)
Полученное значение контактных напряжений меньше допускаемого МПа.
Определяем усилия в зацеплении
Н; (2.35)
Н; (2.36)
Н. (2.37)
Проверяем зубья на прочность по напряжения изгиба
, (2.38)
где КF – коэффициент нагрузки;
yF – коэффициент, учитывающий форму зуба;
yb – коэффициент для компенсации погрешности, возникающей из-за применения той же расчетной схемы, что и для прямозубых колес;
KFa – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, KFa = 0,92.
Определяем коэффициент нагрузки
, (2.39)
где KFb – коэффициент концентрации нагрузки, KFb = 1,12 [1, табл. 3.7];
KFv – коэффициент динамичности, KFv = 1,12 [1, табл. 3.8].
.
Определяем эквивалентное число зубьев
® yF1 = 3,66 [1];
® yF2 = 3,60 [1].
Определяем коэффициент компенсации погрешности yb
. (2.40)
Определяем допускаемые напряжения при изгибе
(2.41)
где – предел выносливости при эквивалентном числе циклов;
[SF] – коэффициент безопасности.
Определяем предел выносливости при эквивалентном числе циклов [1, табл. 3.9]
МПа; (2.42)
МПа. (2.43)
Определяем коэффициент безопасности
, (2.44)
где – коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала,
[1, табл. 3.9];
– коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса; для поковок и штамповок
= 1,0.
.
МПа;
МПа.
Определяем для колеса и шестерни
;
.
На прочность проверяется то зубчатое колесо, у которого это соотношение меньше. В данном случае это колесо 2.
МПа.
Расчетное значение напряжений изгиба меньше допускаемого МПа.
Расчет цепной передачи
В приводах общего назначения, разрабатываемых в курсовых проектах, цепные передачи применяют в основном для понижения частоты вращения приводного вала. Наиболее распространены для этой цели приводные роликовые цепи однорядные (ПР) и двухрядные (2 ПР).
В данном курсовом проекте следует разработать цепную передачу со следующими параметрами:
P2 = 4,906 кВт;
Т2 = 260,7Н×м;
n2 = 179,8 об/мин;
n3= 62,1 об/мин;
U = 2,895;
Цепь типа ПР.
Определяем шаг цепи
, (2.45)
где z1 – число зубьев меньшей звездочки;
[p] – допускаемое давление, приходящееся на единицу опорной поверхности шарнира, принимаем ориентировочно [p] = 17 МПа, [1, табл. 7.18];
m – число рядов цепи, m = 1;
Кэ – коэффициент, учитывающий условия монтажа и эксплуатации цепной передачи.
Определяем число зубьев меньшей звездочки
. (2.46)
Принимаем z1 = 25
Определяем коэффициент Кэ
, (2.47)
где – динамический коэффициент, kд = 1,2 [3 табл.3.3.2];
ka – коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния, ka = 1 [3 табл.3.3.3];
kн – коэффициент, учитывающий влияние наклона цепи, kн = 1,25 [3 табл.3.3.5];
kр – коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи, kр = 1,25 [3 табл.3.3.4];
kсм – коэффициент, учитывающий способ смазки цепи, kсм = 1,0 [3 табл.3.3.6];
kп – коэффициент, учитывающий периодичность работы, kп = 1,25 [3 табл.3.3.8].
.
мм.
Принимаем t = 38,1 мм [1, табл. 7.18].
Проверяем цепь по допустимой частоте вращения.
об/мин
об/мин [1, табл. 7.17].
Проверяем цепь по давлению в шарнире.
Определяем допускаемое давление в шарнире
МПа. (2.48)
Определяем расчетное давление в шарнире цепи
, (2.49)
где Ft – окружная сила;
Аоп – проекция опорной поверхности шарнира, Аоп = 788 мм2, [1, табл. 7.16].
Определяем окружную силу
, (2.50)
где v – окружная скорость шарнира цепи.
Определяем окружную скорость шарнира цепи
м/с.
Н.
МПа
МПа.
Определяем число звеньев цепи
, (2.51)
где ;
;
.
Определяем число зубьев ведомой звездочки
(2.52)
Принимаем z2 = 72.
.
.
.
Принимаем Lt = 118.
Уточняем межосевое расстояние
(2.53)
Для свободного провисания цепи необходимо предусмотреть возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%
мм (2.54)
Определяем диаметры делительных окружностей звездочек
мм, (2.55)
мм. (2.56)
Определяем наружные диаметры звездочек
, (2.57)
, (2.58)
где d – диаметр ролика цепи, d = 11,12 мм, [1, табл. 7.16].
мм,
мм.
Определяем силы, действующие на цепь
Ft = 1721 Н;
, (2.59)
где q – вес 1 м цепи, q = 11 кг/м, [1, табл. 7.16].
Н.
, (2.60)
где kf – коэффициент, учитывающий расположение цепи, kf = 1,5 [1].
Н.
Определяем нагрузку на вал от цепной передачи
Н. (2.61)
Определяем коэффициент запаса прочности
, (2.62)
где Q – разрушающая нагрузка, Q = 254000 Н, [1, табл. 1.16],
kд – динамический коэффициент, kд = 1,2, [1].
[1, табл. 7.19].
Рассчитанное значение коэффициента запаса прочности больше допускаемого, что позволяет считать цепную передачу надежной и долговечной.