Воздушно-масляный радиатор.
Воздушно-масляный радиатор предназначен для охлаждения масла, выходящего из двигателя и главного редуктора ВР-8А.
На вертолете установлены два одинаковых воздушно-масляных радиатора (рис._7.28.),
Рис. 7.28. Воздушно-масляный радиатор
1,8- фланцы; 2- плоская трубка; 3,15- перегородки; 4,17- трубные доски; 5,7- крышки выхода масла; 6,11- соединительные фланцы; 9- термостатический клапан; 10,20- крышки; 12- гофрированная пластина; 13,16- крышки входа масла;14- секция охлаждения масла главного редуктора; 18- секция охлаждения масла двигателя; 19- шунтовая трубка; 21- наружный профиль
каждый из которых имеет две секции: секцию 18 охлаждения масла системы двигателя и секцию 14 охлаждения масла системы редуктора. Таким образом, в маслосистемах двигателей имеется по одной секции радиатора, а в маслосистеме главного редуктора - две.
Воздушно-масляный радиатор изготовлен из алюминиевых сплавов по специальной технологии. Каждая секция радиатора состоит из корпуса, сота, крышек входа и выхода масла и термостатического клапана. Корпус секции образован трубными досками 4 и 17 и наружными профилями 21 сота. Трубные доски изготовлены из трехслойного биметалла и имеют вырезы для выхода концов трубок.
Сот набран из горизонтально расположенных плоских трубок 2, соединенных с гофрированными пластинами 12 и двумя наружными профилями 21 методом спекания. Для увеличения теплоотвода внутри трубок выполнены гофрированные пластины с просечками, обеспечивающие шахматное движение масла по трубке.
Оребрение между трубками имеет вид гофров, набранных из гофрированных пластин 12 с наклонным расположением стенок гофров. Оребрение обеспечивает увеличение теплоотвода и повышает жесткость сотового блока.
К трубным доскам 4 и 17 приварены крышки 13 и 16 входа и крышки 5 и 7 выхода. К каждой крышке входа приварены два штуцера, один из которых используется для присоединения шланга, подводящего масло, а на другой устанавливают заглушку.
Полости входа и выхода секции 18 охлаждения масла в системе двигателя разделены на две части перегородками 3 и 15 таким образом, что горячее масло идет через секцию по более длинному пути, проходя последовательно через три группы трубок. Секции обеспечивают достаточную прокачку масла через двигатель, что исключает появление нерабочих застойных зон.
В перегородке крышки входа имеется отверстие, через которое проходит шунтовая трубка 19, вваренная в эту перегородку.
Шунтовая трубка, крышка 20 и внутренние отверстия фланца 1 секции 18 охлаждения масла системы двигателя образуют канал, соединяющий полости входа и выхода этой секции. Крышка 10 и внутренние каналы фланца 8 секции 14 охлаждения масла главного редуктора образуют канал, соединяющий полости входа и выхода этой секции. В этих каналах установлены термостатические клапаны.
К каждому из фланцев 1 и 8 крепится корпус термостатического клапана 9. На корпусе клапана имеются два противоположно расположенных штуцера для выхода масла из радиатора, из которых используется тот, к которому удобнее подсоединить шланг отвода масла, а на другой устанавливают заглушку.
Обе секции радиатора имеют присоединительные фланцы 11 и 6, приваренные к полкам наружных профилей. Присоединительные фланцы используют для соединения секций между собой и крепления радиатора в проеме шпангоута № 1 капотов. Соединение выполняют посредством четырех болтов с каждой стороны, которые фиксируются пластинчатыми замками. Радиатор устанавливают секцией охлаждения масла системы двигателя вверх.
При работающих двигателях вентилятор силовой установки создает воздушный поток, который, проходя между трубками радиатора, отбирает тепло у масла, проходящего внутри трубок. Через секцию охлаждения масла системы двигателя масло идет извилистым путем, через секцию охлаждения масла системы редуктора - непосредственно из полости входа в полость выхода одним потоком через 18 трубок этой секции. В то же время масло из полости входа в каждой секции подходит к термостатическим клапанам.
Термостатический клапан.
Термостатический клапан (рис._7.29.)
Рис. 7.29. Термостатический клапан
1- гайка; 2- пружина; 3,5,14- разрезное стопорное кольцо; 4- стакан; 6- патрон; 7- термочувствительная таблетка; 8- ;9- резиновая пробка; 10- направляющая штока клапана; 11- коническая пружина; 12- крепежная тарелка; 13- тарелка; 15- грибковый клапан; 16- шток
предназначен для предохранения трубок радиатора от действия повышенных давлений и для ограничения максимальной температуры масла.
Основной частью термостатического клапана является термочувствительный элемент, состоящий из патрона 6, направляющей 10 штока клапана и таблетки 7 из термочувствительной массы. На штоке патрона, изготовленного из меди, установлен латунный стакан 4, фиксируемый разрезным стопорным кольцом 5. Шток патрона входит в глухое отверстие пяты гайки 1, которая является для него направляющей. В штоке предусмотрены осевое и радиальное отверстия для сообщения полости направляющей штока с полостью корпуса термостатического клапана через отверстия в стенке стакана 4. Стакан является опорой для пружины 2. Он зафиксирован в гайке 1 стопорным кольцом 3.
Предварительное сжатие пружины 2 подбирают таким образом, чтобы клапан обеспечил перепуск масла от шунтовой трубки при перепаде давлений между полостями входа и выхода более 0,2 МПа (2 кгс/см2). Направляющая 10 штока клапана изготовлена из латуни. В ее внутреннюю расточку установлена резиновая пробка 9. Во внутренний канал направляющей входит латунный шток 16, на котором установлена тарелка 13, имеющая усики для соединения с крепежной тарелкой 12. Тарелка 13 зажата на штоке 16 между его буртиком и навернутым на шток грибковым клапаном. Снаружи на направляющую 10 штока клапана установлены крепежная тарелка 12 и коническая пружина 11. После необходимого обжатия пружины в наружную кольцевую канавку направляющей вставлено разрезное стопорное кольцо 14.
В исходном положении термостатический клапан открыт. Он омывается двумя потоками масла: один поступает из шунтовой трубки, другой- из трубок сота. При повышении давления масла на входе в маслорадиатор и достижении перепада давления в полостях корпуса клапана свыше 2 кгс/см2 грибковый клапан 15, сжимая пружину .2, открывается на большую величину, чем увеличивается истечение масла через шунтовую трубку 19 (см._рис._7.28.),
Рис. 7.28. Воздушно-масляный радиатор
1,8- фланцы; 2- плоская трубка; 3,15- перегородки; 4,17- трубные доски; 5,7- крышки выхода масла; 6,11- соединительные фланцы; 9- термостатический клапан; 10,20- крышки; 12- гофрированная пластина; 13,16- крышки входа масла;14- секция охлаждения масла главного редуктора; 18- секция охлаждения масла двигателя; 19- шунтовая трубка; 21- наружный профиль
предохраняя трубки радиатора от повышенных давлений.
падает, грибковый клапан 15 (см._рис._7.29.)
Рис. 7.29. Термостатический клапан
1- гайка; 2- пружина; 3,5,14- разрезное стопорное кольцо; 4- стакан; 6- патрон; 7- термочувствительная таблетка; 8- ;9- резиновая пробка; 10- направляющая штока клапана; 11- коническая пружина; 12- крепежная тарелка; 13- тарелка; 15- грибковый клапан; 16- шток
пружиной 2 возвращается в исходное положение. При достижении температуры масла, выходящего из радиатора, более (65 + 5)°С таблетка 7, увеличиваясь в объеме, через диафрагму 8 и пробку 9 перемещает шток 16 и прижимает грибковый клапан 15 к седлу корпуса клапана. Вследствие этого перекрывается путь маслу через шунтовую трубку, и все масло, подводимое к маслорадиатору, циркулирует только через трубки маслорадиатора, отдавая тепло воздушному потоку.
Суфлерный бачок.
Суфлерный бачок (рис._7.30.)
Рис. 7.30. Суфлерный бачок:
1- штуцер для подсоединения трубопровода суфлирования маслобака; 2- конусы лабиринта; 3- верхнее днище; 4- штуцер для подсоединения трубопровода дренажа; 5- труба; 6- обечайка; 7-штуцер для подсоединения трубопровода отвода масла в бак
предназначен для суфлирования маслобака. При этом обеспечивается отделение воздуха от капель масла.
Бачок - сварной конструкции, изготовлен из листового материала АМц-АМ. Он состоит из обечайки 6 двух днищ и внутреннего лабиринтного набора перегородок 2. В нижнее днище бачка вварен штуцер 7, через который отделившееся от воздуха масло по гибкому трубопроводу возвращается назад в маслобак. В верхнем днище бачка сбоку вварен штуцер 1, через который смесь газов с парами масла входит в бачок.
Внутренние перегородки 2 образуют лабиринт, проходя через который, воздух и масло разделяются при этом масло оседает на конусах лабиринта. Часть конусных перегородок сварена с внутренней трубой 5, которая вверху приварена к днищу. Другая часть перегородок сварена с обечайкой бачка. Сверху в стакан вварен штуцер 4, через который воздух по трубопроводу уходит на срез сопла выхлопного устройства двигателя.
Для крепления бачка на его обечайке снаружи приварена рамка, в которую вклеена текстолитовая заглушка. В рамке и заглушке просверлены два сквозных горизонтальных отверстия под болты, которыми бачок крепится к туннелю входа воздуха в двигатель.