Типовой перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании электрических машин
7.5.1 При ТО1 необходимо:
а) вскрыть смотровые и вентиляционные отверстия;
б) осмотреть контактные кольца (коллекторы), щеточный аппарат и обмотки статора и ротора (якоря); затянуть доступные контактные и крепежные соединения; проверить соответствие положения траверсы заводской или другой, установленной в эксплуатации метке;
в) очистить доступные места и фильтры от грязи, продуть электрическую машину сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2);
г) вскрыть контрольные отверстия пристроенного тормоза (при наличии) и измерить зазоры;
д) закрыть смотровые, вентиляционные и контрольные отверстия и проверить электрическую машину в действии согласно 7.5.4.
7.5.2 При ТО2 необходимо выполнить работы в соответствии с 7.5.1, и дополнительно:
а) вскрыть и очистить коробку выводов и наружные крышки подшипниковых щитов;
б) протереть доступные места ветошью, смоченной в рекомендованном моющем средстве;
в) изменить при необходимости полярность полей синхронного генератора;
г) проверить величину нажатия на щетки, заменить изношенные щетки и притереть новые; при необходимости прошлифовать кольца (прошлифовать и продорожить коллекторы).
Примечание - При наличии в генераторах специальных контактно-щеточных устройств для предотвращения подшипниковых токов рекомендуется проверить техническое состояние щеток и колец.
д) просушить при необходимости обмотки и покрыть изношенные места изоляции эмалью;
е) вскрыть тормоз, очистить его, продуть сжатым воздухом, заменить при необходимости изношенные накладки, просушить катушки электромагнита, отрегулировать зазоры тормоза и закрыть его;
ж) осмотреть подшипники и их смазку, добавить при необходимости смазку того же сорта и закрыть крышки подшипниковых щитов;
з) проверить состояние поверхностей, щелевых зазоров и уплотнений, обеспечивающих взрывонепроницаемость оболочек и соединений взрывозащищенных электрических машин;
г) собрать и проверить электрическую машину в действии в соответствии с 7.5.4.
7.5.3 При ТО3 необходимо разобрать электрическую машину в соответствии с 7.2.1, 7.2.2, выполнить работы в соответствии с 7.5.1, 7.5.2, и дополнительно:
а) промыть при необходимости обмотки и другие доступные места рекомендованным моющим средством;
б) отремонтировать изношенные или поврежденные места изоляции обмоток, пропитать их лаком и покрыть эмалью, просушить обмотки;
в) проверить состояние колец (коллекторов) и контактных соединений внутри электрической машины; проточить и прошлифовать при необходимости кольца (коллекторы), продорожить коллекторы;
г) проверить динамометром величину нажатия на щетки и состояние щеткодержателей, отремонтировать при необходимости щеточный аппарат;
д) промыть подшипники и заменить в них смазку; заменить при необходимости вкладыши или подшипники в сборе;
е) очистить статор и ротор (якорь) от грязи и ржавчины, окрасить при необходимости внутренние и наружные поверхности;
ж) проверить схему соединения и величину сопротивления изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой;
з) проверить состояние заземлений и подстроечных резисторов в ЭМУ (при наличии);
и) проверить целость короткозамкнутых клеток и колец ротора (в асинхронных электродвигателях);
к) собрать электрическую машину в соответствии с 7.2.4.
л) проверить электрическую машину в действии и испытать ее в соответствии с 7.5.4 и 7.5.5.
7.5.4 При проверке электрических машин в действии следует опробовать их на холостом ходу или при ненагруженном механизме в течение 1 ч с учетом допустимого режима работы. При опробовании необходимо контролировать:
а) напряжения генераторов и токи холостого хода электродвигателей;
б) биение колец (коллекторов) и работу щеточных аппаратов;
в) температуры нагрева корпуса и подшипников;
г) отсутствие постороннего шума и недопустимой вибрации. Если при ТО производилась частичная или полная замена щеток либо проточка колец (коллекторов), необходимо дополнительно выполнить требования 7.3.18.
7.5.5 Испытания при номинальной нагрузке производятся в течение 4 ч для электрических машин мощностью до 20 кВт и не менее 6 ч для электрических машин большей мощности с учетом допустимого режима их работы; контроль за работой электрических машин выполняется в соответствии с 7.5.4.
7.5.6 При проверке технического состояния и испытаниях ЭМУ после ТО3 дополнительно к 7.5.3 рекомендуется:
а) проверить и при необходимости отрегулировать с точностью ±0,5 мм относительное положение щеткодержателей (разбивку щеток) по окружности и по длине коллектора;
б) измерить активные сопротивления обмоток (управления, компенсационной и др.) и сопоставить их с паспортными данными;
в) определить заново положение физической нейтрали индуктивным методом (несмотря на наличие заводской метки) с учетом рекомендаций 7.5.7-7.5.9;
г) произвести пробный пуск и убедиться в отсутствии самовозбуждения ЭМУ;
д) произвести регулировку степени компенсации реакции якоря (при наличии подстроечных резисторов) в нагретом состоянии и при номинальной нагрузке ЭМУ;
е) определить статическую (нагрузочную или регулировочную) характеристику ЭМУ; внешняя характеристика ЭМУ должна быть падающей; при сбросе нагрузки выходное напряжение должно превышать номинальное значение не более чем на 20 %;
ж) проверить качество коммутации ЭМУ при номинальной нагрузке; степень искрения не должна превышать 1,5 балла.
7.5.7 Проверка и регулировка нейтрали ЭМУ выполняется при полностью притертых щетках и после регулировки положения щеткодержателей.
7.5.8 При регулировке нейтрали двухступенчатые ЭМУ продольного поля вначале выполняется проверка и регулировка нейтрали первой ступени усиления, когда влияние реакции якоря при сдвиге щеток с нейтрали наиболее сильно. Проверку нейтрали выходной ступени следует рассматривать как дополнительную.
7.5.9 В ЭМУ поперечного поля нейтраль проверяется и регулируется для поперечной цени с использованием одной из обмоток управления при отключенной обмотке поперечного размагничивания (поперечной цепи ЭМУ).
7.5.10 Улучшение устойчивости работы ЭМУ при наличии запаса по усилению может быть достигнуто сдвигом траверсы от нейтрали по направлению вращения на 0,5-1 коллекторное деление.
7.5.11 Разборка, сборка и ТО взрывозащищенных электрических машин должны выполняться в соответствии с инструкциями по эксплуатации. Особое внимание следует обращать на тщательность сборки в соответствии с 7.2.5, исправность уплотнений вала, подшипников, кабельных вводов и заземлений корпуса. При замене подшипников должны быть заменены и их уплотнения. Марки применяемых смазок подшипников, сроки и объем пополнений и замены смазки должны соответствовать инструкциям по эксплуатации или указаниям, имеющимся на самих электрических машинах.
7.5.12 При проверке в действии взрывозащищенных электрических машин дополнительно к 7.5.4 должна быть проверена исправность действия имеющихся блокировок, отключающих машины при изменении контролируемого параметра (уровня масла и т.н.).
7.5.13 ТО электрических микромашин (сельсинов и т.д.), входящих в состав технических средств, рекомендуется совмещать по времени с ТО этих средств в целом, руководствуясь указаниями настоящей части Правил и инструкциями по эксплуатации микромашин. Особое внимание при ТО следует обращать на применение рекомендованных смазок подшипников и исправность щеточных аппаратов.