Оборудование для ремонта кузовов
Это оборудование широко используется на СТОА и АТП. Основными тенденциями развития автосервиса в части ремонта кузовов являются:
восстановление кузовов даже со сложными повреждениями, позволяющее иметь экономию метала (по сравнению с изготовлением нового кузова) до 75%. Для этого необходимо применять специальное оборудование и инструмент;
- применение метода проверки геометрии кузова по контрольным точкам без разборки автомобиля, что снижает трудоемкость ремонтных работ до 45%;
- широкое использование при ремонте кузовов оборудования для контактной точечной электросварки и сварки в среде защитных газов;
- более широкое внедрение панельного и крупноблочного методов ремонта кузовов;
- использование специальных стендов различных конструкций с гидравлическим силовым приводом, обеспечивающих применение метода наружного вытягивания и создания силы, противоположной по направлению силе, вызвавшей повреждение;
- широкое применение механизированного инструмента с пневматическим или электрическим приводом, обеспечивающего высокое качество выполнения операций и значительное повышение производительности труда.
Применяемые для ремонта кузовов оборудование и инструмент можно условно классифицировать на следующие группы: для правки кузова и деталей оперения; для контроля геометрии основания кузова и его элементов; для сварки; специализированный инструмент; вспомогательное оборудование.
Следует отметить, что в современных конструкциях установок для ремонта кузовов предусмотрены стенды для контроля геометрии кузова и стенды для правки и рихтовки панелей кузова.
Отечественной промышленностью и зарубежными фирмами выпускается разнообразное оборудование для правки кузовов: от универсальных наборов приспособлений и инструмента для правки поврежденных участков непосредственно на автомобиле до сложных систем, оснащенных устройствами для фиксации автомобиля и позволяющих создавать одновременно несколько разнонаправленных усилий правки.
Переносное оборудование для правки кузовов, устанавливаемое непосредственно на кузове ремонтируемого автомобиля, выпускается преимущественно с гидравлическим приводом и в зависимости от конструкций и назначения может развивать усилие рабочего органа от 4000 до 20 000 кгс
Основным недостатком переносного оборудования является невозможность устранения сложных перекосов кузовов и, в частности, нарушений геометрических параметров их оснований из-за отсутствия возможности надежно крепить силовые элементы и ремонтируемые автомобили. Этот недостаток устраняется применением метода наружного вытягивания, заключающегося в закреплении автомобиля и приложении силы, направленной в сторону, противоположную силе, вызвавшей повреждение. Для осуществления этого метода было создано специальное оборудование, которое может быть разделено натри основные группы:
- оборудование, не требующее специального рабочего места;
- правочное оборудование, применяемое с анкерными устройствами и требующее фундамента;
- оборудование для правки кузовов в сочетании с подъемниками.
К первой группе оборудования можно отнести недорогие мобильные установки, которые благодаря конструктивным особенностям не требую i специально оборудованного рабочего места, например БС-71.
Устройство БС-71 состоит из передвижной балки 7 (рис. 7), на одном конце которой шарнирно закреплен качающийся рычаг 1, гидроцилиндра 2, ручного гидравлического насоса 9, упора 3, силовой поперечины 4, набора приспособлений для правки. Устройство работает по векторному принципу сил. Оно универсально, дает возможность приложить растягивающую силу в любом направлении в пределах 360°, просто в изготовлении и имеет небольшие размеры и массу.
Максимальное усилие, ТС 10
Давление в гидросистеме, кгс/см2 270
Рабочий ход штока силового цилиндра, мм 120
Усилие на рукоятке насоса, кгс 12
Габариты, мм 3000х635х 1500
Масса, кг 135
Применение таких установок требует использования дополнительною подъемного оборудования для вывешивания автомобиля при установке на опорные подставки и подразборки перед правкой. Необходимо также перемещать продольную балку и в связи с этим переналаживать расчалочные цепи и приспособления для изменения направления правочного усилия. Все это, а также неудобство работы под автомобилем снижает эффективность использования установок подобного типа.
К группе стендов для правки кузовов, требующих фундаментальных работ, относятся стенды, основу которых составляет рама, изготовленная из профилированной стали и забетонированная в пол (см. описание стенда Р-620). Пазы рамы служат для закрепления кронштейнов, цепей и силовых цилиндров. Правка производится с помощью гидравлических цилиндров, обеспечивающих усилие правки до 10 тс. Так как стационарным устройством является только рама стенда, площадь кузовного участка может быть использована для других целей.
Система для правки и контроля кузова может состоять, например, из установки для ремонта и контроля БС-123 и установки для правки кузова БС-124. Такая система предназначена для производства особо сложного ремонта и контроля геометрии кузовов.
В последнее время получили распространение специальные стапели, которые позволяют осуществить проверку установленных на них автомобилей с помощью специальных механических или оптических материальных систем.
При проведении замеров с помощью оптического оборудования в контрольных точках шасси при помощи специальных зажимов или магнитов укрепляют вертикально прозрачные градуированные линейки с бегунками. Установка бегунков на необходимую высоту осуществляется по карте контрольных замеров таким образом, что у исправного автомобиля через установленные бегунки можно провести горизонтальную плоскость. Координаты и взаимное расположение контрольных точек шасси определяют с помощью светового луча диаметром 5 мм с точностью ± 1 мм. Оптическое оборудование очень компактно, может перемещаться в собранном виде и использоваться как в комплекте с правочным оборудованием, так и самостоятельно. Однако оптическое оборудование из-за сложности в обращении с ним и недостаточной прочности не находит широкого применения в условиях СТО.
Более широкое распространение получили универсальные механические системы (стапели) для проверки геометрии основания кузова по контрольным точкам (рисунок 8).
Стенд Р-620 предназначен для выполнения ремонтных операций методом гидравлической вытяжки или растяжки и ручной правки кузовов легковых автомобилей и его элементов (подрамника, поперечин, оперения и др.) с одновременным контролем геометрических параметров ремонтируемых кузовов. Фундаментная рама стенда после сборки устанавливается стационарно и заливается бетоном. В комплект стенда входит 78 наименований различных изделий (243 шт.), в том числе гидропривод, приспособления для правки, для установки и крепления автомобиля. Фундаментная рама, изготовленная из спаренных швеллеров № 12, служит для установки кузова для гидравлической правки и креплений автомобилей.
Гидравлический привод состоит из четырех комплектов гидронасосов с ножным приводом, силовых цилиндров и рукавов высокого давления с наконечниками и клапанами. Приспособления и инструмент для гидравлической правки предназначены как для вытяжки автомобиля снаружи, так и для разжатия (распирающим усилием изнутри автомобиля).
Усилие на плунжерах силовых цилиндров, тс 7,8
Рабочий ход плунжера, мм 120
Перемещ. плунж. цилиндра за 1 рабоч. ход насоса, мм 1,4 ± 0,1
Варианты крепления приспособлений на силовой стойке стенда Р 620 представлены на рисунке 9.
Наборы инструментов и приспособлений И-305М, и И-305ГМ (рисунок 10) для правки кузовов предназначены для выполнения различных операций по правке поврежденных участков кузовов, деталей оперения и декоративного оформления легковых автомобилей.
Инструмент для правки деформированных деталей кузова условно делится на силовые устройства с механическим приводом или гидравлическим приводом, механизированный и ручной рихтовочный инструмент.
Силовое устройство с механическим приводом (рисунок 11) представляет собой два стержня 2 и 4 с внутренней левой и правой резьбой, соединенных витом 3 с воротком. На противоположных концах стержней закрепляются различные наконечники и удлинители 1 и 5, позволяющие вытягивать деформированные части кузова изнутри, упираясь в конструкции кузова и специальные упоры путем вращения винта.
Сварочное оборудование при ремонте кузовов применяют трех видов: газовое, электрическое контактное (точечное), для электросварки в среде защитных газов. Точечная электросварка по сравнению с газовой обеспечивает меньший нагрев свариваемых деталей, а поэтому исключает их деформацию, не меняет качества металла в соединении, что способствует длительной прочности соединения в эксплуатации, уменьшает трудоемкость зачистных операций перед отделкой. Электросварка в среде защитных газов характеризуется узкой зоной нагрева, улучшением механических характеристик сварного шва при сварке листов различной толщины, возможностью осуществления односторонней сварки при использовании точечного метода и высокой прочностью сварных точек.