Г. Добавление и удаление строк и столбцов в таблицу
¨ Для добавления в конец таблицы новой строки активизировать правую нижнюю ячейку и нажать клавишу [TAB].
¨ Добавить новую строку в таблицу вслед за 1-ой строкой. Для этого выделить 2-ую строку, установить указатель мыши на выделенную строку и вызвать контекстное меню щелчком нерабочей (правой) клавишей на мыши.
¨ В контекстном меню выбрать команду Добавить строки или нажать кнопку │Добавитьтаблицу│ на СТАНДАРТНОЙ панели инструментов.
4. Сохранить в вашей папке полученный документ в файле под тем же именем.
Задание № 12. Использование таблицы для создания счёта –накладной
1. Открыть файл-документ «ТАБЛИЦЫ_ХХ».
2. Создать новый раздел с новой страницы документа.
Создать бланк товарного счета по номенклатуре отдела в формате А4 с полями 2/2/3,5/1,5 с максимальным количеством строк товаров на странице, который позволит по предлагаемому списку товара вводить цену и количество товара, а также производить необходимые расчеты и заполнения с помощью элементов форм:
Счет № __________ за отгруженные товары от Получатель_________________________ | |||||
№№ п/п | Название товара | Ед. изм. | Цена (руб.) | Количество | Сумма |
ИТОГО | |||||
НДС(20%) | |||||
Спец. налог (1.5%) | |||||
ВСЕГО |
Полученный бланк записать в виде файла – шаблона «СЧЁТ_XX» в папку ШАБЛОНЫ.
В качестве самоконтроля заполнить счет на любой вид товара.
В качестве примера создать Счёт на отгруженные канцелярские товары.
На новой странице в формате А4, книжный с полями 2/2/3,5/1,5 создать документ согласно предлагаемой форме:
Счет № __________ за отгруженные товары от Получатель_________________________ | |||||
№№ п/п | Название товара | Ед.изм. | Цена (руб.) | Количество | Сумма |
1. | Стол канцелярский | Шт. | |||
2. | Шкаф книжный | Шт. | |||
3. | Папка для бумаг | Шт. | |||
4. | Скрепки | Кор. | |||
5. | Клей | Бут. | |||
6. | Лента скотч | Уп. | |||
7. | Ластик | Шт. | |||
8. | Альбом для фотографий | Шт. | |||
9. | Блокнот для записей | Шт. | |||
10. | Тетрадь общая | Шт. | |||
ИТОГО | |||||
НДС(20%) | |||||
Спец налог (1.5%) | |||||
ВСЕГО |
Бланка счета создавался по следующему алгоритму:
■ Создание таблицы для бланка ■
Создание бланка по образцу, представленному на рисунке, лучше всего начать с создания третьей строки шапки над колонками. Для этого необходимо:
1.Установить в формате листа А4 поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3,5 см, правое – 1,5 см с помощью параметров на вкладышахокнадиалога «ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ» –команда вызова окна ФАЙЛ Þ ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫÞ окно диалога.
Создать таблицу размером 6 столбцов на 2 строки, используя параметры окна диалога «ВСТАВКА ТАБЛИЦЫ» – команда вызова окна ТАБЛИЦАÞДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУÞ окно диалога.
3.Заполнить ячейки второй строки названиями колонок по образцу: №№ п/п, название товаров, единицы измерения товаров, цена, количество отпущенных товаров и стоимость товара (по строке). Объединить ячейки первой строки заголовка таблицы согласно образцу с образованием двух колонок командойТАБЛИЦАÞОБЪЕДИНИТЬ ЯЧЕЙКИ.Ввести в правую ячейку первой строки заголовка текстовую часть бланка с учетом автоматического уточнения даты во время распечатки товарного счёта согласно предложенному образцу, а в левую ячейку строки значок фирмы поставщика товара.
Изменить первоначально установленную ширину колонок с помощью протягивания мышью или параметров окна диалога «ВЫСОТА ШИРИНА ЯЧЕЕК» – командавызова окна ТАБЛИЦАÞВЫСОТАиШИРИНА ЯЧЕЙКИÞ окно диалога, добиваясь полного использования ширины листа с полями.
1. Добавить снизу таблицы столько строк, чтобы таблица полностью заняла весь лист.
2. Установить выравнивание текста во второй колонке по левому краю (кнопка │Полевомукраю│ на панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ), центрировать текст в остальных колонках (кнопка │Поцентру│ на этой же панели инструментов).
■ Заполнение данными колонок бланка ■
3. Для заполнения данными четвертого и пятого столбца (Цена и Количество) и столбца результатов (Сумма) необходимо воспользоваться полями форм, используя панель инструментов ФОРМЫ. Эта предварительная подготовительная операция для ввода числовых данных ячейку производится по следующему алгоритму:
· Расположить курсор в нужной ячейке таблицы.
· Нажать кнопку │Текстовое поле│ на панели ФОРМЫ – произойдет создания в ячейке текстового поля.
· Нажать кнопку │Параметры поля формы│ на панели ФОРМА – появится окно диалога «ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТОВОГО ПОЛЯ», где в списке параметра ТИП: выбрать категорию число,ав списке параметра ФОРМАТ ЧИСЛА: подобрать нужный формат (# # # 0,00р.).
· Операцию повторить для всех ячеек этих столбцов согласно образцу (областьD3:Е12) .
4. Для вывода данными в ячейки шестого столбца (столбца F3:F12 по образцу) результатов (Сумма) необходимо воспользоваться также полями форм, используя панель инструментов ФОРМЫ. Эта предварительная подготовительная операция для вывода числовых результатов данных ячейку производится по следующему алгоритму:
· Расположить курсор в нужной ячейке таблицы.
· Нажать кнопку │Текстовое поле│ на панели ФОРМЫ – произойдет создания в ячейке текстового поля.
· Нажать кнопку │Параметры поля формы│ на панели ФОРМА – появится окно диалога «ПАРАМЕТРЫ ТЕКСТОВОГО ПОЛЯ», где в списке параметра ТИП: выбрать категорию выражение,ав списке параметра ФОРМАТ ЧИСЛА: подобрать нужный формат (# # # 0,00р.)
и ввести в поле ВЫРАЖЕНИЕ: формулу PRODUCT(LEFT)
· Операцию повторить для всех ячеек этого столбца (областьF3:F12 по образцу).
■ Создание строк и ввод формул итоговых значений ■
1. Для создания итоговых значений необходимо:
· Выделить снизу таблицы 4 строки с первого по четвертый столбец и объединить их.
· Заполнить теперь уже второй столбец (столбец В) наименованиями итогов согласно образцу, выполнив необходимое форматирование текста по строкам.
· Ввести в соответствующие ячейки теперь уже столбца С формулы по расчёту итоговой суммы к оплате по счету, по расчету НДС (налога на добавленную стоимость), по расчёту спец. налога, а также их итоговой суммы по формулам:
ИТОГО = SUM(ABOVE)
НДС = PRODUCT(0,2;<ссылка на ячейку ИТОГО>)
Спец налог = PRODUCT(<ссылка на ячейку ИТОГО >; 0,015)
ВСЕГО = SUM([C# –3:C# –1])
Для этого необходимо выполнить работу согласно пункту 9.
■ Ввод текста в созданный бланк и редактирование значения ■
1. Заполнить строки 1 – 3 столбцов (область A3: C12) бланка текстом обычным способом.
Для ввода в ячейки с полями форм (области D3:E12) согласно образцу ввода и для последовательного редактирования значений необходимо:
· Расположить курсор мыши в первой нужной ячейке таблицы.
· Установить защиту форм нажатием кнопки │Защита форм│ на панели ФОРМА или с помощью параметров окна диалога «ЗАЩИТА ДОКУМЕНТА» – команда вызова окна СЕРВИС Þ УСТАНОВИТЬ ЗАЩИТУ Þ окно диалога.
· Произвести ввод (редактирование) числового значения.
· Операцию произвести для всех необходимых ячеек этой области (D3:E12).
· По окончанию редактирования необходимо снять защиту – отпустить кнопку защиты.
После редактирования значений в области (D3:E12) необходимо повторить вычисления в ячейках тех строк, где производились изменения исходных данных. Для этого необходимо:
· Расположить курсор мыши в ячейки соответствующей строки столбца F:F таблицы.
· Нажать кнопку │Параметры поля формы│ на панели ФОРМА
2. Оформить контурные линии созданной таблицы с помощью параметров окна диалога «ГРАНИЦЫ и ЗАЛИВКА» – команда вызова окна ФОРМАТ Þ ГРАНИЦЫиЗАЛИВКАÞ окно диалога и произвести заливку всех ячеек, которые связаны с вводом.
3. Записать полученный бланк в виде файла – документа «ТАБЛИЦЫ_ХХ» в вашу папку кадета.
■ Дополнительные пояснения к составлению схемы вычислений ■
Для выполнения вычислений в таблицах её ячейки автоматически нумеруются подобно шахматной доске, номера строк – 1,2,3…, колонки – A,B,C,D,… Таким образом, первая строка имеет только два столбца A1 и B1; строки со второй по двенадцатую имеют шесть столбцов (область A2: F12); строки с 13 по 16 имеют только три столбца А1 и область В13:С16.
1. Для расчета стоимости товаров по третьей строке в ячейке F3 последнего столбца (Сумма) ввести формулу =PRODUCT (LEFT) и нажать клавишу ОК.
ПРИМЕЧАНИЕ. Аргумент LEFT в формуле обозначает числовые значения всех ячеек, расположенные в строке слева от ячейки, в которой записана формула (т.е., ячейки D3 и E3).
2. Вычисления сумм по остальным позициям использовать прием копирования формулы. Для этого выделить ячейку с формулой, вызвать контекстное меню и скопировать в буфер обмена.
3. Последовательно устанавливать курсор мыши в ячейки последнего столбца и, вызывая контекстное меню, выполнять команду ВСТАВКА
4. Ввести согласно образцу в соответствующие ячейки теперь уже столбца С формулы по расчёту итоговой суммы к оплате по счету, по расчету НДС (налога на добавленную стоимость), по расчёту спец. налога, а также их итоговой суммы по формулам:
ИТОГО = SUM(ABOVE)
НДС = PRODUCT(0,2;[C13])
Спец. налог = PRODUCT([C13]; 0,015)
ВСЕГО = SUM([C13:C15])