А) Зависимость момента от потока Ф и активной составляющей тока ротора
Вращающий момент в асинхронной машине, как отмечалось, создается в результате взаимодействия вращающегося поля и токов, наведенных им в обмотке ротора. Его значение можно найти, исходя из закона электромагнитных сил.
На рис. 3-42 представлены кривые распределения индукции В и наведенных в обмотке ротора токов i2по окружности ротора асинхронного двигателя, причем эти кривые приняты синусоидальными.
Рис. 3-42. Распределение индукции В, токов i2 и тангенциальных сил f по окружности ротора.
При постоянных напряжении на зажимах статора и нагрузке на валу двигателя (s = const) обе кривые имеют неизменные амплитуды Bм и I2м и остаются неподвижными одна относительно другой. Сдвиг между ними равен Ψ2 (в электрических радианах) в соответствии со сдвигом по фазе э.д.с. и тока ротора.
Электромагнитная сила, действующая в тангенциальном направлении на проводник с током,
. (3-107)
Возьмем проводник, сдвинутый на угол ξ (в электрических радианах) относительно нулевого значения индукции. Индукция в месте, где находится проводник, B = Bмsinξ; ток в этом проводнике . Следовательно,
. (3-108)
На рис. 3-42 (вверху) показана кривая распределения тангенциальных сил f на окружности ротора, найденная согласно (3-108). На этом же рисунке (внизу) показаны тангенциальные силы, приложенные к ротору.
Кривые В и i2 относительно статора вращаются с синхронной частотой ω1. С такой же частотой относительно статора вращается кривая f; относительно ротора она вращается с частотой sω1.
Среднее значение тангенциальных сил f, необходимое для расчета момента, определяется следующим образом:
. (3-109)
Общую силу F, действующую на ротор, найдем, умножив среднюю силу fср на число проводников N2 обмотки ротора:
. (3-110)
Вращающий момент равен произведению силы F на плечо , где D'—диаметр ротора:
. (3-111)
Учитывая, что
; ; ; ,
получим, Дж:
. (3-112)
Формула (3-112) справедлива для обмотки ротора, выполненной в виде беличьей клетки. В общем случае для любой обмотки ротора необходимо учесть укорочение шага и распределение по окружности ротора катушек катушечной группы. Для этого нужно ввести в (3-112) обмоточный коэффициент k02, тогда момент, Дж,
(3-113)
или момент, кг.м,
. (3-114)
Если помножить (3-113) на ω1, и при этом учесть, что
; ; ,
то получим выражение для электромагнитной мощности:
.
Точно такое же выражение для Рэм мы получили при помощи векторной диаграммы двигателя (§ 3-10).
Формула (3-113) показывает, что М зависит от величин Ф, I2 и cos , которые в свою очередь зависят от скольжения. Поэтому она не дает в явной форме зависимости М от скольжения или от частоты вращения. Однако вывод выражения (3-113) помогает уяснить физическую картину образования электромагнитного момента М.